Школа раннего развития

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Одной из актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе.

Требования, предъявляемые школой к будущему первокласснику, заставляют родителей искать выход из создавшейся ситуации. Они вынуждены готовить детей к обучению частным образом или пользоваться условиями хозрасчетных организаций, которые создают подготовительные классы, школы - прогимназии и центры подготовки к школе. Чаще всего подготовка в этих учреждениях проводится с помощью учебников 1 класса и направлена на обучение чтению и счету. Появляется негативная тенденция раннего изучения и дублирования школьных программ и предметов, что входит в противоречие с задачами дошкольного образования и неблагоприятно влияет на здоровье детей. Более того, такая подготовка отрицательно влияет на обучение в 1 классе. У дошкольников, прошедших подготовку по учебникам 1 класса создается иллюзия знания всего материала, с которым дети знакомятся в школе, и уже к концу 1-го года обучения они начинают отставать в учебе.

Чтобы избежать этой проблемы, мы для подготовки детей к школе открыли школу раннего развития, которая работает по образовательной программе “Школа-2100”. Главной целью этой программы является всестороннее развитие ребенка. Особое значение имеет развитие фантазии, воображения и творческих способностей. Основные задачи курса: формирование мотивации учения, развитие образного мышления, формирование приемов умственных действий, развитие вариативного мышления, увеличение объема внимания и памяти.

В программе “Школа-2100” реализованы следующие дидактические принципы:

  1. Принцип деятельности, обеспечивающий всестороннее развитие детей. Новый материал вводится на основе принципа деятельности, т.е. не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Весь материал должен войти в жизнь детей не как теория, а как “открытие” закономерных связей и отношений окружающего мира. Педагог подводит детей к этим “открытиям” организуя и направляя их учебные действия. Форма занятий должна быть подвижной, разнообразной и меняться в зависимости от поставленных задач.
  2. Возрастные особенности детей определяют насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Однако использование большого количества игр вовсе не означает снижение уровня содержания.

  3. Принцип минимакса, обеспечивающий индивидуальный путь развития каждого ребенка. Он означает такую организацию работы с детьми, когда знания даются по возможному максимуму, требования к усвоению знаний предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения и определенному государственным стандартом. Другими словами, успешность обучения достигается не за счет облегчения заданий до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения преодолевать трудности. Использование минимакса позволяет всем детям без перегрузки достигнуть уровня обязательных результатов обучения, не замедляя развития более способных детей. Таким образом, решается вопрос уровневой дифференциации дошкольной подготовки: каждый ребенок продвигается вперед в своем темпе.
  4. Принцип комфортности, обеспечивающий психофизиологическое состояние детей. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, создание для каждого ребенка ситуации успеха, атмосферы доброжелательности, где все дети, независимо от их способностей, “чувствуют себя дома”. Принцип комфортности является необходимой составляющей работы с детьми, т.к. не выполнение этого требования отрицательно влияет на их здоровье и психическое развитие.
  5. Принцип непрерывности, обеспечивающий преемственные связи между всеми ступенями обучения. Важной особенностью данной программы является то, что она представляет собой органическую часть общего курса; обеспечивая непрерывность его на всех этапах.

В школе раннего развития ребята занимаются один раз в неделю - по субботам. Проводится 4 урока: развитие речи, математика, ознакомление с окружающим миром, изодеятельность, которая включает в себя лепку, рисование, оригами. Урок изодеятельности чередуется с уроками ритмики. Старшая группа занимается с логопедом. В группе, где дети 4-5 лет, урок длится 20-25 минут, в группе 5-6 лет - 25-30 минут. Занятия проводятся как в классе, так и в зимнем саду, художественной мастерской, хореографическом классе. А ведут уроки любимые персонажи, Ежик и Лисенок.

Учебно-методический комплекс состоит из учебников:

  1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова. “По дороге к азбуке”
  2. З.И.Курцева. “Ты - словечко, я - словечко”
  3. Л.Г.Петерсон., Е.Е. Кочемасова. “Игралочка”
  4. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. “Раз - ступенька, два - ступенька”
  5. А.А.Вахрушев, Е.Е. Кочемасова “Здравствуй, мир!”

“По дороге к Азбуке”, “Ты - словечко, я - словечко” Эти пособия мы используем для развития речи и подготовке к обучению грамоте. Курс развития речи и подготовки к обучению грамоте дошкольников 4-6 лет является начальным звеном непрерывного курса “Обучение грамоте - русский язык - литература” для 1 -11 классов, который создается в рамках образовательной программы “Школа - 2100”. Общая цель программы - подготовить в ходе дошкольного и школьного развивающего обучения функционально-грамотную личность как показатель качественного обучения, обеспечить у школьников готовность к дальнейшему развитию, “которая понимается как система свойств и качеств личности школьника, обеспечивающая потребность и возможность самостоятельного развития, прежде всего определенного возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему”. Основным содержанием первого года обучения является развития умения говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развития грамматического строя его речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка.

В методическом пособии учебный материал изложен очень подробно, поскольку по нему используются элементы логопедической методики развития речи, которая ориентирована также и на предупреждение ошибок в чтении и письме. В учебных пособиях представлен богатый иллюстрированный материал. Учебный материал занятий вводится последовательно таким образом, чтобы у ребенка формировалось представление о себе как о человеке, затем как о члене семьи, как о пассажире и пешеходе, покупателе, будущем представителе какой-то профессии. Одновременно у детей формируется представление о различных предметах, явлениях окружающего мира.

В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, которые предлагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий.

Основным содержанием второго года обучения является звуко-слоговой анализ слов. Работа по слого-звуковому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям.

“Игралочка”, “Раз - ступенька, два - ступенька”. Используя пособия, мы развиваем у детей восприятие, память, внимание, мышление, речь. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей.

Основными задачами данного курса математики для дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Развитие образного мышления (ощущение, восприятие, представление).
  3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  4. Развитие творческих способностей, фантазия, воображение.
  5. Увеличение объема памяти, внимания.
  6. Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  7. Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения в целом.

Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности.

В силу этого учебный материал строится не в виде готовых заданий, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, “открытию”.

Возрастные особенности детей определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Однако использование большого количества игр вовсе не означает снижение уровня математического содержания.

Чтобы помочь ребенку справиться с большой трудной задачей по знанию, необходимо руководствоваться в работе определенными принципами:

  • Максимальное внимание следует уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять).
  • Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.
  • Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий.
  • Сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей.
  • Принудительное обучение бесполезно.

В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.

“Здравствуй, мир!”. Это пособие знакомит детей с целостной картиной мира. Процесс знакомства с окружающим миром, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыков истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатам.

Поскольку жизненный опыт ребенка еще не велик, он познает мир, сравнивая его с собой как наиболее известным ему объектом. Поэтому вся программа написана с позиции узнающего мир дошкольника. Она позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Таким образом, первая цель курса окружающего мира для дошкольников - знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.

Вторая цель - знакомство с родным языком, специфика любого предмета для 3 - 5 летних детей определяется тремя важнейшими ограничениями:

  • Дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтение учебника, записями в тетрадях и на доске.
  • Личный жизненный опыт детей ограничен их ближайшим окружением.
  • Рефлексия - осознание без того крайне ограниченного опыта - находится в зачаточном состоянии.

Одна из основных задач курса - осознание детьми смысла произносимых слов. Мы сознательно не вводим незнакомых новых слов. Нам предоставляется не менее существенная задача помочь детям уяснить и осознать смысл уже употребляемых слов обыденного языка.

Начальный курс окружающего мира становится важным элементом, способствующим освоению родного языка. При этом мы фактически принцип построения толкового словаря, в котором смысл одних слов языка поясняется при помощи других.

Цели и задачи курса окружающего мира определяют методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, т.к. для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.

При этом важнейшую роль в проведении занятий играет один из принципов Образовательной программы “Школа 2100” - принцип “минимакса”. Каждый дошкольник на занятиях может узнать все, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум.

Каждое занятие при тщательной подготовке его педагогом должно сохранять для детей элемент непредсказуемости, сюрприза новизны.

По желанию родителей дети могут посещать дополнительные занятия по курсам “Синтез искусств” (музыка, изобразительное искусство, театр), “Информатика”, развивающие курсы (игры, тренинги, проводимые психологом).

В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. В соответствии с возрастными особенностями форма организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.

Все программы и методики, учебники, основанные на глубоком знании особенностей дошкольного возраста, широком использовании игровых методов и приемов, позволяют достичь максимальных успехов в формировании у детей умений и навыков, развитие творческих способностей. Высокий уровень преподавания, комфортная обстановка, игровые занятия притягивают большое количество родителей, стремящихся качественно подготовить ребенка к обучению в школе и облегчить адаптационный период. Количество детей с каждым годом увеличивается. Исследования, проводимые психологом школы, показали, что дети, посещавшие школу раннего развития, быстрее включаются в учебный процесс, сохраняя при этом психическое здоровье.

Работа школы раннего развития регулируется следующими нормативными документами:

  • Положение о школе раннего развития.
  • Учебный план.
  • Расписание занятий.
  • Договор о сотрудничестве с родителями.