Редакционно-издательский отдел как информационно-образовательный центр лицея

Разделы: Администрирование школы


Анализ образовательной практики в Свердловской области показал, что во многих образовательных учреждениях постепенно складывается система партнерских отношений между педагогами, учащимися и родителями. Но вместе с тем, социальная практика участников образовательного процесса зачастую ограничена, недостаточно развита практика конструктивного взаимодействия между ними, практика диалоговых отношений, умения задавать вопросы, грамотно обобщать и актуализировать результаты своей деятельности, проектировать систему конкретных действий.

Для развития практики конструктивного взаимодействия между учащимися, их родителями и педагогами в МОУ Лицей в 2004 году был создан редакционно-издательский отдел “РИОЛ”. Редакционно-издательский отдел является структурным подразделением МОУ Лицей и образован для оперативного распространения лицейской информации (администрация, педагог, родитель, учащийся), ее обобщения, распространения и актуализации как на уровне лицея, так и на уровне района и города. Деятельность отдела носит общественный характер.

Цели деятельности отдела:

  • создание условий для творческого и социального самовыражения участников образовательного процесса;
  • информационное сопровождение деятельности различных субъектов образования;
  • обобщение и распространение опыта работы МОУ Лицей.

Компетенции отдела:

  • организация редактирования работ, представленных в отдел;
  • подготовка представленных материалов к изданию в МОУ Лицей;
  • актуализация изданных работ на уровне города;
  • оперативное распространение информации о лицейской жизни;
  • издание школьного журнала и газеты;
  • обновление информационных материалов сайта лицея;
  • организация видеосъемок, фоторепортажей и фотовыставок, презентаций (электронная версия);
  • систематизация и хранение (электронный каталог) наиболее интересных информационных материалов по вопросам теории и практики образования;
  • взаимодействие со школьными и вузовскими пресс-центрами, городскими СМИ с целью обмена информацией и проведения совместных мероприятий;
  • организация школ мастерства среди учащихся и педагогов лицея с целью развития их творческого потенциала и повышения мастерства.

Основные направления деятельности:

  • организация, функционирование и развитие редакционно-издательской деятельности в лицее;
  • развитие творческого потенциала и совершенствование творческого мастерства участников образовательного процесса;
  • совершенствование информационной системы лицея.

Редакционно-издательский отдел, являясь структурным подразделением лицея, имеет следующую организационную структуру:

Совет редакционно-издательского отдела формируется из членов отдела – руководители редакционных групп, редакторы журнала и газеты, технический редактор отдела, ответственный за связи с общественность. Возглавляет совет руководитель РИОЛ. Совет РИОЛ, являясь носителем координационной функции в редакционно-издательском отделе, обладает следующими компетенциями:

  • функционально планирует и анализирует деятельность сотрудников отдела;
  • планирует работу РИОЛ (утверждает годовой план работы отдела и план мероприятий редакционных групп);
  • рассматривает вопросы развития редакционно-издательского отдела (тактическое развитие);
  • устанавливает график редакционно-издательских процессов и осуществляет контроль за выполнением данного графика;
  • принимает материалы от руководителей редакционных групп, рассматривает эти материалы и рекомендует к опубликованию;
  • организует и координирует работу редакционных групп и школ мастерства;
  • заслушивает полугодовые и годовые отчеты о работе редакционных групп);
  • обобщает результаты общей деятельности.

Редакционные группы:

  • организуют и координируют работу творческих групп и объединений по данному направлению (годовой план работы группы):
  • мотивируют, координируют, рецензируют деятельность участников своих групп;
  • готовят творческие работы для рассмотрения редакционным советом;
  • организуют сотрудничество по своему направлению с другими подобными объединениями;
  • организуют и контролируют работу школы мастерства по своему направлению;
  • принимают активное участие в работе редакционно–издательского отдела.

На сегодняшний день в состав отдела входят три редакционные группы: “Образование XXI века”, “Лицейский вестник”, юнкоровское объединение “Проба пера”.

“Образование XXI века”:

Рубрика “Передовой лицейский опыт”творческое объединение учащихся из научного общества лицеистов и педагогов.

Цель деятельности – создание условий для обобщения, распространения и актуализации творческого и научного опыта учащихся лицея.

Задачи: способствовать творческому и научно-исследовательскому самовыражению учащихся лицея; развивать у учащихся проектно–исследовательскую культуру (этап оформления, представления результата); развивать социальную коммуникацию, научные и творческие контакты с общественностью; редактирование и издание лучших лицейских ученических проектов; создание электронного каталога творческих и исследовательских проектов учащихся лицея с целью улучшения качества образовательного процесса.

Рубрики: “Парад воплощенных идей” (публикации педагогов по материалам семинаров, НПК); “Урок XXI века” (публикации по материалам работы творческих и пилотных групп педагогов); “Лицей – мой, твой, наш” (публикации по материалам тематических педсоветов и консилиумов) – творческое объединение педагогов.

Цель деятельности – создание условий для обобщения, распространения и актуализации творческого и научного опыта педагогов лицея.

Задачи: способствовать творческому и научно-исследовательскому самовыражению педагогов лицея; развивать у педагогов проектно-исследовательскую культуру; развивать социальную коммуникацию, научные и творческие контакты с общественностью; редактирование и издание лучших лицейских педагогических проектов.

“Лицейский вестник”

Рубрики: “Вестник лицейского образования”, Сайт лицея, Лицейское радио

Цель деятельности – оперативное информирование всех участников образовательного процесса о лицейских событиях.

Задачи: определять объем и содержание информационных фондов отдела; определять необходимые источники лицейской информации; оперативно обновлять информационные фонды отдела; информировать общественность о достижениях лицея через сайт лицея, радио лицея, радиогазету; организовывать видеосъемки, фоторепортажи и фотовыставки, презентации (электронные версии).

Юнкоровское объединение “Проба пера”:

Цель деятельности – обучение и подготовка к практической работе юных корреспондентов.

Задачи: способствовать творческому и социальному самовыражению учащихся лицея; развивать у учащихся культуру речи, письма и общения; формировать начальные профессиональные журналистские качества и навыки; готовить авторов для сотрудничества с различными подобными объединениями и городскими СМИ; формировать у подростков активную жизненную позицию.

В состав творческого объединения “Проба пера” входят две группы: участники журнала “Альтаир” и участники газеты “ЛИК”.

Журнал основан в сентябре 2003 года по инициативе учащихся 11 математического класса. В журнале есть постоянные рубрики, такие как: “Поэтический Парнас”, “Литературная критика”, “Мысли вслух”, “Философская проза”, “Страница Мурзилки”. Авторами выступают не только учащиеся, но и педагоги и родители.

Газета основана в сентябре 2000 года по инициативе учащихся гуманитарного класса лицея. Газета рассказывает о жизни детских лицейских объединений, представляет комментарии ко всем происходящим в лицее событиям.

При каждой редакционной группе созданы “Школы мастерства” (с обязательным годовым планированием курса лекций и занятий). Основная цель деятельности которых – организация работы по развитию творческого потенциала участника группы и повышению творческого мастерства автора.

Структурная модель возможностей повышения творческого мастерства и развития творческого потенциала участников редакционных групп:

Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями МОУ Лицей, НТГСПА, отдельными специалистами в области журналисткой практики различных учреждений и организаций города, пресс-центрами образовательных учреждений города и области.

За год деятельности редакционно-издательского отдела в лицее вышли в свет 15 методических пособий педагогов лицея, многие из которых были актуализированы на уровне Нижнетагильского филиала института регионального развития образования, 30 научно-исследовательских проектов учащихся лицея, которые были представлены на НПК российского и областного уровней, были отредактированы 6 электронных учебных пособий по различным образовательным областям, авторами которых явились педагоги и учащиеся лицея (учебники используются в учебном процессе при организации самостоятельной работы учащихся, на факультативных занятиях и спецкурсах), было выпущено 12 номеров газеты “ЛИК”, 6 выпусков журнала “Альтаир”, свою деятельность члены РИОЛ представляли на уровне города (пресс-конференция для СМИ города), на областном слете юнкоров. В течение года прошли два творческих марафона “Проба пера”, две лицейских эстафеты “Передовой лицейский опыт”, в ряды юнкоров было принято 14 человек, среди которых не только учащиеся, но их родители и педагоги.

Практика жизнедеятельности нашего отдела показывает, что РИОЛ сегодня – это действительно информационно-образовательный лицейский центр, в котором суперпозиция участников образовательного процесса “учитель – ученик – родитель” изменилась на “партнер – единомышленник – товарищ”, в котором каждый учится не только добывать информацию, новое знание”, но и делиться этим приобретением со всеми.