Урок физики в 10-м классе по теме: "Изопроцессы: изотермический, изобарный и изохорный"

Разделы: Физика


Цель урока: выяснение условий выполнения изопроцессов; выяснение теоретической зависимости трех макроскопических параметров; практическое доказательство этих параметров.

Задачи урока:

  1. Диагностика знаний учащихся по темам:
    “Основы молекулярно-кинетической теории”,
    “Основное уравнение молекулярно-кинетической теории”
    “Уравнение состояния идеального газа”.
  2. Коррекция теоретических знаний по данным темам.
  3. Виртуальное и экспериментальное подтверждение законов “Бойля-Мариотта”, “Гей-Люссака”, “Шарля”.
  4. Теоретическое обобщение и подтверждение зависимости макроскопических параметров
  5. Разработка алгоритма решения графических задач и перепостроения графиков в различные системы координат.

Формы и методы работы:

  1. Тестирование.
  2. Беседа.
  3. Лекция.
  4. Презентация.
  5. Виртуальная и практическая лабораторная работы.
  6. Решение графических задач.

Элементы образовательных моделей, используемых на данном уроке:

  1. Методическая система интенсивного обучения (В.Ф.Шаталов)
  2. Теория развития познавательного интереса (Г.И.Щукина)
  3. Теория оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский, М.П.Поташник)
  4. Концепция поэтапного формирования умственных знаний (П.Я.Гольперин)

Тип урока - изучение нового материала.

Ход урока

I урок:

1. Организация урока - 2мин.

2. Постановка цели и задач урока - 3 мин.

3. Презентация - 12 мин.

4. Мотивация мысленной деятельности учащихся (работа по тестам и 2 учащихся у доски с аналогичными заданиями по пройденному материалу) - 12 мин.

5. Объяснение нового материала -15 мин.

А) изотермический процесс (закон Бойля-Мариотта)

Б) изобарный процесс (закон Гей-Люссака)

В) изохорный процесс (закон Шарля).

II урок:

1. Организация урока - 2 мин.

2. Постановка цели и задач урока - 3-5 мин.

3. Выполнение виртуальной лабораторной работы - 30 мин.

4. Обобщение полученных результатов - 3-5 мин.

III урок:

1. Организация урока - 2 мин.

2. Постановка цели и задач урока - 3 мин

3. Выполнение практической работы -10-2 мин.

4. Обобщение полученных результатов - 3-5 мин.

5. Алгоритмизация графических задач -15 мин.

6. Приемственность материала, подведение итогов, постановка задач на новый урок.

Домашнее задание: параграф 53(Касьянов), задачи 1-5, параграф 18(Пинский), задачи1-3, 4-5 по выбору.

ЭТАПЫ I УРОКА

1. Повторение и закрепление основных понятий и уравнений молекулярно-кинетической теории.

(Презентация раздела физики “Молекулярно-кинетическая теория”, выявление способностей учащихся практически и теоретически компоновать пройденный материал).

2. Диагностика знаний учащихся по данной теме (Варианты тестов см. Приложение3). Двое учащихся отвечают у доски, при этом проводят самооценку своих знаний. Каждый ученик после окончания тестирования сам оценивает свою работу на листке.

3. Объяснение нового материала:

Изопроцессы - процессы изменения состояния газов так, что один из трех макроскопических параметров (объем, давление, температура) остается постоянным, а два других параметра при этом изменяются.

а) Изотермический процесс- процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянной температуре (m=const, T=const). Из уравнения Менделеева-Клайперона следует закон Бойля-Мариотта PV=CONST=m/V* RT. Это означает, что произведение начального давления Р1 на его первоначальный объем равно произведению этих параметров P2*V2 в произвольной момент времени P1*V1=P2*V2или P1/P2=V2/V1 следовательно Р - 1/V график- гипербола, название - изотерма.

б) Изобарный процесс - процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянном давлении (m=const, P=const).Из уравнения Менделеева - Клайперона следует закон Гей-Люссака. V/T=const=mR/MP-это означает, что отношение первоначального объема газа к его температуре Т1 равно отношению этих параметров V2/T2 в произвольный момент времени. V1/T1=V2/T2 или V1*T2=V2*T1 следует V~T.

График - прямая, название - изобара.

в) Изохорный процесс - процесс изменения состояния определенной массы при постоянном объеме(m=CONST, V= CONST). Из уравнения Менделеева - Клайперона следует закон Шарля Р/ Т=const=mR/MV - это означает, что отношение первоначального давления газа Р1 к его температуре равно отношению этих параметров Р2, Т2- в произвольный момент времени Р1/Т1=Р2/Т2 или Р1*Т2=Р2*Т1 следует Р пропорционально Т. График - прямая, название- изохора.

ЭТАПЫ II УРОКА

1. Виртуальная лабораторная работа (выявление расположения графиков и положение аналогичных линий, при наблюдении изопроцессов).

2. Обобщение полученных данных, заполнение таблицы №1, №2

3. Выполнение дополнительных задач.

ЭТАПЫ III УРОКА

1. Проведение практической работы.

Внимание, соблюдение техники безопасности (инструктаж).

а) Выслушай учителя, затем делай работу.

б) ОСТОРОЖНО!!! - работа с огнем и со стеклом.

в) Вывод и анализ работы.

2. На доске построение графиков.

3. Алгоритм перепостроения графиков

а) Процесс -

б) Закон -

в) Закон (формула) -

г) Изменение параметров

д) Название линии

4. Сборник задач по физике (Степанова Г.Н.) № 626(5)

Использованная литература:

1. Касьянов В.А. Учебник физики: 10 класс. - Дрофа, 2002.

2. Пинский А.А. Учебник физики: 10 класс. - Просвещение, 2002.

3. Сборник задач по физике. Сост. Г.Н. Степанова. - Просвещение, 1998-2002.

4. Куперштейн Ю.С., Марон А.Е. Физика: 10-11 классы. Опорные конспекты и дифференцированные задачи. - Л., 1991.

5. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. - Дрофа, 2001.

6. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М., 1999.

7. Волковский Р.Ю., Тёмкина Д.А. Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике. - М., 1993.

Приложение 1.

Приложение 2

Приложение 3.