Повторительно-обобщительный урок по теме: "Великая Отечественная война". Интеллектуальный лабиринт

Разделы: История и обществознание


Условия игры:

  • Участвуют три команды.
  • За полный правильный ответ команда получает 2 очка, за неполный ответ 1 очко.
  • Если команда не отвечает, вопрос переходит к команде соперников.
  • Если все команды не могут ответить на вопрос, отвечают зрители.

Оформление:

  • Стенд, книжная выставка о войне.
  • Музыкальные записи.
  • Вступительное слово учителя.

В этом году мы отмечаем 60-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Мы знаем цену этой войны: 27 млн. человеческой жизни, в т.ч. 10 млн. воинов, свыше 11 млн. граждан уничтожено только гитлеровских концлагерях.

Мы не должны забывать эти страшные события (цифры) чтобы никогда больше не повторялись эти трагедии.

Из наших земляков, на сегодня остались в живых:

  1. Петров Семен Семенович;
  2. Енохов Афанасий Николаевич;
  3. Михайлов Иван Романович.

и 42 ветерана тыла и труда в ВОВ.

Начинаем урок игру “Интеллектуальный лабиринт” по теме: “Великая Отечественная война”.

Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины, географические названия в особенности. Запишите правильно каждое слово.

  1. А (п, пп) е (н, нн) ины.
  2. П (и, е) р (и, е) неи.
  3. Эва…у…ция.
  4. В (е, и) рма (к, х) т.
  5. Тр (е, и) бунал.
  6. Агр (е, и) (с, сс) ия.
  7. Плац (д, т) арм.
  8. Р (и, е) парац (и, е) я.
  9. Р (и, е) патр (и, е) ация.
  10. Г (Т) УЛАГ.

Анализ письменных источников.

  • “Передайте Чемберлену: все, что я предпринимаю, направлено против России. Если Запад так глуп и слеп, что не может это понять, я буду договариваться с русскими. Затем я ударю по Западу и после его поражения объединенными силами выступлю против Советского союза”.
    Автор этих высказываний, перед какими событиями (дата). (Гитлер, 1939 г.)
  • Приказываю:
    Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих, сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту.
    Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров.
    Номер приказа, дата. (№ 220, 1941 г.)
  • Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве… Дело заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их…
    – Прежде всего, надо предусмотреть разделение территории, заселяемой русскими, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие.
    – Вторым средством… является ослабление русского народа в расовом отношении…
    Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полу европейского типа – эта масса нуждается… в руководстве.
    Автор, о чем здесь говорится.
  • Какие события объединяют эти имена?
  • а) У. Черчилль, И. Сталин, Ф.Д. Рузвельт.
    б) В.М. Молотов, И. Риббентрон, Ф. Шуленберг.
    в) А.И. Еременко, К.К. Рокосовский, В.И. Чуйков, А.М. Василевский, Ф. Паулюс, Э. Манштейн.

  • Проставьте даты следующих событий:
  • 1.
    а) подписание Советско-Германского договора о ненападении;
    б) начало второй мировой войны;
    в) Советско-Финляндская война;
    г) присоединение Прибалтики и Бессарайки к СССР;
    д) нападение Германии на СССР.
    2. Что означают следующие названия? Укажите, где и когда произошли связанные с ними события:
    а) Перл-Харбор;
    б) операция “Багратион”;
    в) высадка в Нормандии;
    г) Нюрнбергский процесс.
    3) Назовите даты следующих событий:
    а) восстановление государственной границы СССР;
    б) операция “Багратион”;
    в) высадка в Нормандии;
    г) Нюрнбергский процесс.
    4) Объясните значение терминов:
    а) оккупационный режим;
    б) “рельсовая война”;
    в) репатриация;

    а) движение Сопротивления;
    б) народное ополчение;
    в) эвакуация;

    а) антигитлеровская коалиция;
    б) Коминтерн;
    в) Ленд-лиз;

Тестовое задание.

1. 1 января 1942 г. СССР подписал в Вашингтоне:

  • атлантическую хартию;
  • договор о Ленд-лизе между США и СССР;
  • соглашение с США и Францией о военных постановках;
  • договор о военном союзе с США и Японии.

2. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе ВОВ т.к.:

  • Стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии;
  • Гитлеровцы вывели свои войска из Прибалтики;
  • Фашистская Германия потерпела первое крупное поражение;
  • II фронт был открыт весной 1943 г.

3. Понятие “Депортация”, относящееся к истории СССР 1940-х гг., означает:

  • донесение;
  • жалобу;
  • переселение;
  • разоружение.

4. Тегеранская конференция лидеров 3-х держав состоялась в:

  • январе 1944 г.
  • мае 1945 г.
  • декабре 1941 г.
  • декабре 1943 г.

5. Какая мера была проведена в годы ВОВ:

  • отмена выходных дней;
  • установление 12-часового рабочего дня;
  • разрешение труда детей с 10 лет;
  • закрытие ВУЗов и профессиональных училищ.

6. Одно из причин поражения Красной Армии в первые месяцы ВОВ являлись:

  • абсолютное военное превосходство Германии над СССР;
  • стремление руководства страны к соглашению с Германией;
  • ведение военных действий на территории противника;
  • уничтожение в предвоенные годы высшего командного состава Красной Армии.

7. Секретные протоколы к пакту о ненападении 1939г. между Германией и СССР предусматривали:

  • раздел сфер влияния в Восточной Европе;
  • условия вступления СССР в антикоминтерновский пакт;
  • раздел сфер влияния на Балканах;
  • усиление влияния СССР в Иране и Турции.

8. Какое событие ВОВ относится к 1945 г.

  • снятие блокады Ленинграда;
  • битва за Берлин;
  • освобождение Крыма;
  • освобождение Минска.

9. Одним из последствий победы СССР в ВОВ было:

  • расширение “низовой” демократии на заводах и колхозах;
  • ослабление власти государственного аппарата;
  • прекращение политических репрессий;
  • укрепление тоталитарного режима.

10. Происходившее в конце ВОВ возвращение на Родину советских людей, оказавшихся за ее пределами – это:

  • репатриация;
  • реэмиграция;
  • реэвакуация;
  • депортация.

11. На стороне Германии в войне 1941–1945 гг. против СССР участвовали:

  • Греция и Швеция;
  • Норвегия и Дания;
  • Италия и Венгрия;
  • Югославия и Словакия.