Контроль как функция управления (в помощь начинающему руководителю ДОУ)

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Современный руководитель должен быть компетентен как в вопросах методологии воспитания, развития и обучения дошкольников, так и в системном управлении.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений.

Из анализа научной и методической литературы, мы видим, что многие авторы, такие как М.М. Поташник, Т.И. Шамова, И.П. Третьяков, В.Я. Якунина, Ю.К. Бобанский, С.А. Ильманов и др. выделяют контроль как важнейшую функцию управления, способствующую установлению функционирования и развития системы образовательного процесса нормативно заданным требованиям и переводу системы в более качественное состояние.

Т.И. Шамова, рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, отмечает, что контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, по ее мнению, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения.

По утверждению М.М Поташника и В.С. Лазарева, контроль делает управление “зрячим”, чувствительным к изменениям.

По мнению И.П. Третьякова и В.А. Якуниной, контроль призван обеспечить обратную связь, и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом.

Вместе с тем, многие авторы отмечают, что без глубокого анализа результатов контроля, действенность его заметно снижается.

Так, по мнению В.П. Стрекозина, действенность контроля зависит главным образом от теоретического и методического уровня, на котором он проводится; от того, как проанализированы результаты.

П.В. Худоминский утверждает, что педагогический анализ значительно повышает эффективность контроля, который сам по себе, не подкрепленный анализом данных, полученных в его результате, малоэффективен.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется рядом положений:

  • контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:
  • устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
  • отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
  • контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.

Чтобы организация контроля была рациональной, необходимо соблюдать следующие условия, выделенные В.П. Симоновым, В.И. Закутько, М.И. Левшиной. К ним относятся: генерализация, интеграция, гуманизация, индивидуализация, дифференциация, плановость, систематичность, гласность, наличие устойчивой мотивации к выполнению контроля. Кратко раскроем суть некоторых из них (по разработке В.И. Закутько).

Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь. Оно отвергает традиционное представление о необходимости осуществления контроля в равной степени и объеме по всем направлениям деятельности.

Условие интеграции подразумевает объединение усилий педагогического и родительского коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества.

Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего педколлектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации.

Из вышеизложенных положений и условий можно сформулировать рекомендации, которые помогут руководителю сделать контроль позитивным, тем самым уменьшить возможные негативные реакции подчиненных на процедуру контроля. При его организации необходимо обращать внимание на следующее:

  • педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;
  • педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;
  • контролировать следует открыто;
  • осуществлять контроль по результатам деятеля, а не за действиями педагога;
  • осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;
  • при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.

При организации контроля также следует помнить о том, что:

  • контроль не должен ограничиваться инцидентами;
  • тотальный контроль порождает небрежность;
  • скрытый контроль вызывает только досаду;
  • необходимо контролировать всех, а не только ”любимого” сотрудника;
  • контроль – не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);
  • не контролировать из-за недоверия;
  • не держать своих выводов при себе.

При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:

1. Определение цели и объекта контроля.
2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
3. Сбор информации.
4. Ее анализ.
5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
6. Проверка исполнения рекомендаций.

Таким образом, мы видим, что функция контроля является важной составляющей управления качеством образования, и эффективность ее во многом зависит от педагогического анализа результатов контроля, а также необходимых условий его проведения.

Многие руководители образовательных учреждений затрудняются как в разработке системы контроля, так и в организации контроля по отдельным направлениям.

Отрадно, что в последние годы стали появляться публикации по организации контроля именно в дошкольных образовательных учреждениях, а не только в школе. Пособия таких авторов, как К.Ю. Белой, Л.М. Денякиной, Л.М. Маневцовой, М.В. Крулехт, О.А. Скорлуповой и других авторов стали хорошим подспорьем для руководителей дошкольных образовательных учреждений, особенно начинающих. В них рассматриваются как теоретические вопросы организации контроля, так и практические. В большинстве из них даны рабочие материалы, которыми могут пользоваться руководители дошкольных образовательных учреждений. При желании и (или) необходимости, предложенные материалы можно творчески переработать с учетом конкретных условий своего ДОУ.

На первых порах моей руководящей деятельности в качестве заместителя заведующей ДОУ по воспитательно-образовательной работе настольной книгой по организации контроля над воспитательно-образовательным процессом была книга доцента кафедры начального и дошкольного образования Академии ПК и ПРО РФ Л.М.Денякиной “Контроль как инструмент управления”. Мен я заинтересовали в ней карта наблюдений за деятельностью педагога (КНДП) и карты-схемы анализа по всем направлениям воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Предложенные Л.М.Денякиной материалы помогают научно организовать управленческий труд заместителя заведующей по воспитательно-образовательной работе, поэтапно и всесторонне изучить деятельность педагога, отследить его профессиональный рост и педагогическое мастерство, избежать бумажной рутины при организации контроля, сэкономить время при оформлении его результатов.

Предложенная автором карта наблюдений за деятельностью педагогов является многофункциональной и рассчитана на использование в течение нескольких лет работы.

На лицевой стороне ее отражена краткая характеристика педагога и его профессиональный рост, т.к. из года в год фиксируется вся работа по совершенствованию педагогического мастерства, а на обратной стороне – все наблюдения, накопленные за определенный период. Карта является как бы аккумулятором роста педагога на протяжении всех лет работы в данном учреждении. В ней оставляют записи все, кто наблюдал воспитательно-образовательный процесс у этого педагога, т.е. данная карта служит полноценной заменой толстых тетрадей у всех членов администрации или объемных бланков информации.

Но на практике я столкнулась с необходимостью незначительного ее усовершенствования. Так, попав в новый коллектив, мне не хватало информации о семейном положении педагогов, и я включила в эту графу сведения об их детях. Ведь любой уважающий себя руководитель должен интересоваться не только профессиональными успехами и проблемами сотрудников, но также и их личными или семейными, чтобы вовремя поддержать, помочь разрешить какую-либо проблему или просто порадоваться успехом его детей.

Для удобства и облегчения анализа качественного состава педагогов в графе “педагогический стаж” проставляем стаж, зафиксированный на начало календарного или учебного года, т.е. на 1 января или 1 сентября определенного года.

С целью отслеживания системности и роста в работе по самообразованию внесли в карту информацию о темах самообразования. А также дополнили карту сведениями о награждениях, поощрениях и материальном стимулировании (Приложение 1).

Обратную сторону данной карты оставили без изменений. Она выглядит так:

Дата

Кто наблюдает, должность

Цель

№ схемы

Итог наблюдения

Роспись

Ответственный

Воспит.

 

 

         

Для того, чтобы не делать подробных описаний просмотренных занятий, игр и других организационно-педагогических процессов и кратко записывать итоги наблюдений в описанную выше карту наблюдений за деятельностью педагога, необходим банк разработанных карт-схем по основным направлениям деятельности.

Данные карты-схемы можно сделать многоразовыми, если результат анализа фиксировать не в самой карте, а фломастером на файле (или “папке-уголке”), в который предварительно вложена карта. Когда итоговый результат будет занесен в КНДП, файл или “папка-уголок” легко очищается и карта-схема готова к повторному употреблению.

В первое время управленческой деятельности для анализа воспитательно-образовательного процесса я использовала схемы, предложенные авторами Я.Л. Денякиной, Л.М. Маневцовой, М.В. Крулехт и некоторых других.

Банк схем постоянно пополнялся из новых источников (из публикаций, в процессе взаимообмена с коллегами и других источников). Назрела необходимость систематизации схем. В ее основу были положены:

  • разделы временных требований госстандартов по дошкольному воспитанию (анализ деятельности детей на занятиях и вне их, профессиональных умений педагогов по данному направлению);
  • воспитательная работа (воспитание культурно гигиенических навыков, трудовое и нравственное воспитание и др.);
  • организация образовательного процесса (анализ: деятельности педагога на занятии, планирования, среды развития и др.);
  • организация работы с родителями.

В процессе работы, особенно в период внедрения в образовательный процесс инновационных программ, назрела необходимость разработки карт-схем по отслеживанию работы по данным программам. Так, имеющийся банк схем анализа стал пополняться собственными разработками, которыми я и хочу поделиться с коллегами. По моему мнению, заслуживает внимания карта-схема анализа деятельности педагога на занятии. Она является достаточно универсальной и может применяться для анализа деятельности педагога практически на любом из занятий, так как в ней анализируются базовые умения педагога, необходимые для успешной организации занятий (Приложение 2).

Для отслеживания уровня освоения детьми того или иного раздела реализуемой в ДОУ программы и их воспитанности разработаны целевые карты-схемы. Их можно использовать для оценки уровня знаний, умений, навыков как отдельных детей, так и в среднем по группе (Приложение 3).

В имеющейся литературе по вопросам организации контроля мне не удалось найти подробных карт-схем для анализа музыкальных занятий, занятий по обучению плаванию, а также для анализа досугов и развлечений. Я предлагаю вашему вниманию свои карты-схемы по данным разделам (Приложение 4).

Разработанные схемы достаточно подробны, но именно это их свойство и помогает мне, как руководителю, отследить все стороны и нюансы организации воспитательно-образовательной работы, а педагогам – еще раз вспомнить методику работы, подумать, как эффективно использовать те или иные приемы или формы работы.

В настоящее время в практику работы ДОУ помимо административного контроля входит взаимоконтроль, самоанализ и самооценка участников педагогического процесса. Привлечение педагогов к таким формам контроля способствует демократизации контроля, повышению их педагогической компетенции и развитию творческого потенциала. Для успешного анализа педагогами своей деятельности или деятельности коллег, мы разрабатываем специальные карты самоанализа, анкеты и др. (Приложение 5).

Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы. Наиболее эффективным, на наш взгляд, является комплексное планирование, в котором по блокам отражены все направления деятельности ДОУ, такие, как:

  • охрана жизни и здоровья детей;
  • уровень развития детей и организации педагогического процесса;
  • профессиональная компетентность педагогов;
  • организация питания воспитанников;
  • санитарное состояние ДОУ;
  • соблюдение сотрудниками санитарно-эпидемиологического режима;
  • создание условий для производственной деятельности сотрудников;
  • документоведение.

В нем указывается тематика, вид, объект контроля, его периодичность (или сроки), а также ответственные за контроль и форма отражения (Приложение 6). На основе годового комплексного плана разрабатываем план контроля на месяц, где обязательно указываем его цели.

Предлагаемые карты-схемы и комплексный план контроля, возможно, далеко не совершенны, поэтому каждый практикующий руководитель может их изменить, дополнить, усовершенствовать, но я надеюсь, что они помогут вам, уважаемые коллеги, грамотно организовать свою работу, позволят больше времени уделять творчеству и оказанию действенной помощи педагогам.