Урок окружающего мира в 1 классе по теме: "Растения и животные зимой"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить знакомство с зимними изменениями в природе;
  • учить детей сравнивать природные объекты; устанавливать между ними связи; делать выводы;
  • расширять представления детей об охране природы;
  • развивать умения работать с учебником;
  • развивать познавательную активность обучающихся; наблюдательность в процессе демонстрации экранных пособий и гербарного материала;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: веточки ели и сосны, учебники, иллюстрации животных, мультимедийный комплекс, наборы рисунков следов животных, цветные карандаши, тетради.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Орг. момент Сегодня вас ожидает необычный урок. А я не буду учителем. Кто я, узнаете из моей загадки.

Запорошу я дорожки,
Разукрашу я окошки,
Радость детям подарю
И на санках прокачу.

Зима
2. Повторение (признаки зимы в неживой природе) - Правильно, ребята. Зовут меня Зимушка-Зима. А кто знает моих верных друзей, которые помогают мне одеть деревья, дома, поля, леса и луга в праздничный тёплый наряд? Снег, мороз, ветер.
- Конечно. Как взмахну я рукавом, и вылетят из него снежинки. Ветер разнесёт их по белу свету и укроет всю землю пуховыми перинами. Мороз же разукрасит окна, построит мосты на реках.  
Ребята, хотите ко мне в гости, в зимний лес? Да.
На чём можно оказаться в лесу? На санях.
Кто впряжен в сани? Лошади.
Сейчас мы поскачем на вороных конях. Усаживаемся поудобнее. Закрываем глазки и под музыку Георгия Васильевича Свиридова “тройка” мы помчимся в зимний лес.  
3. Слушание музыки Г.В. Свиридова “Тройка”    
  Привяжем своих “коней” к дереву и дадим им еды. Что любят лошади? Овес, сено…..
А сами отправимся путешествовать пешком, а то кони мчатся быстро и мы ничего не успели заметить.  
4. Объявление темы и целей урока. Тема нашего путешествия “Растения и животные зимой”.

Наши задачи: пронаблюдать, как зимуют различные растения и животные.

 
5. Работа над новым материалом.

5.1. Растения зимой

а) лиственные

Кто нас встречает в лесу? Деревья и животные
Какие растения мы можем встретить в нашем лесу? Ель, сосна, береза, осина, липа
На какие две большие группы их можно разделить? Хвойные и лиственные
Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий, когда прорежал лес. Положите с лева веточки хвойных растений, а справа – лиственных. Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Есть ли на них листья? Практическая работа детей
Присмотритесь внимательно, листьев нет, но видны следы опавших листьев, а что еще вы увидели? Почки.
На месте опавших листьев сидят почки, они спят как и дерево. Что еще мы заметили? Ягоды и плоды.
Правильно. На ветках рябины, калины и некоторых других растений зимой сохранились плоды (учитель демонстрирует веточку рябины). Как называется это растение? Рябина.
Работа в тетрадях. Откройте “лесные” тетради и по моему наброску зарисуем веточку рябины. Работа в тетрадях.
Подписываем рябина. Подписывают.
Вывод. Посмотрите внимательно на веточку рябины и скажи, как зимуют лиственные растения? Лиственные деревья и кустарники зимуют без листьев, но с почками, а на некоторых растениях зимой сохраняются плоды.
б) хвойные растения А теперь рассмотрите веточки хвойных растений. Как они называются и докажите.

Кто мне может показать веточку ели, докажите.

Практическая работа детей

У ели иголки короткие сидят по одной и колючие, а у сосны иголки длинные сидят парами и мягче.

А есть ли у них листья? Нет.
Учитель уточняет. Иголки – это листья – хвоя. Потрогайте их. Какие они мягкие они или твердые, упругие?

Рассказ учителя. Хвоинки покрыты жироподобным налетом, плотные. Так огни защищены от мороза и на зиму не опадают. Сосна меняет хвою один раз в два-три года, а ель – в пять-семь лет. Так что можно увидеть под хвойными растениями хвоинки. Они меняются не все сразу а постепенно. Кто знает, как называется плоды хвойных растений?

 

Шишки.

Кто питается семенами шишек? Белки.
Семенами шишек питается удивительная птица клест. Просмотр видео ролика из энциклопедии “Кирилл и Мефодий”
Работа в тетрадях Зарисуйте веточку ели. Практическая работа детей
Вывод. Как зимуют хвойные растения? У всех хвойных растений листья (хвоинки) на зиму не опадают.
Утонения учителя. Лиственница сбрасывает хвоинки. Зимой сохраняются у хвойных растений плоды с семенами. Иголки покрыты специальным налетом, который защищает хвоинки от холода и морозы им не страшны.
Работа с учебником. Мы с вами узнали, как зимуют деревья и кустарники, а как зимуют травянистые растения, вы узнаете, прочитав материал учебника. Работа с учебником.
Какие растения изображены на картинке? Какие растения еще зелеными мы можем найти у нас? Клюкву и бруснику.
Посмотрите внимательно на картинки, листья этих растений даже зимой темно-зеленого цвета.

А теперь веточки положим в корзинку и отдадим лесничему.

 
Физическая минутка

Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа- берёзка в шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдёт тогда он нас.
В лесу такая красота
А нам уже за работу пора.

Ходьба на месте.

Повороты

Прыжки

Приседание

2. Животные зимой. Ой! Посмотрите, что я нашла. Чьё это? Я думаю, вы скажите, отгадав загадку.

Не мышь, не птица
В лесу резвится.
На деревьях живёт
И орешки грызёт.

Белка
Кто ещё из животных готовит на зиму запасы? Мыши, ежи, бурундуки
А как ещё животные готовятся к зиме? Вам помогут ответить на мой вопрос загадки.

Не барашек, и не кот
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета
Для зимы – другого цвета.

Заяц
Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
Белка
Процесс смены окраски шерсти животных называется линькой. Их шерсть стала зимой густой и тёплой. ( Показ иллюстраций белого и серого зайки, рыжей и серенькой белки)

А кого в лесу зимой не встретишь?

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

Просмотр иллюстраций.

 

 

 

Медведь

Правильно, ребята. Одни животные заготавливают на зиму запасы, другие нет, а третьи, вообще спят всю зиму. Жизнь в лесу зимой не останавливается. Об этом говорит белая скатерть, которая покрыта различными следами. По ним можно прочитать, кто здесь был. Вот сейчас мы и будем учить лесную грамоту.  
Знакомство со следами. Показ учителем. Ученики находят нужный след из набора.
Игра “Угадай, чей след?” (На доске лист ватмана, на котором изображены следы зверей)

Ребята, посмотрите, сколько здесь много следов. Давайте разберёмся, кто здесь был. ( К следу прикрепляется картинка животного, 1 ученик у доски, а остальные по учебнику.)

Чем мы можем помочь данному животному?

Практическая работа в учебнике.
3. Птицы. А чьи следы мы встречаем чаще всего около своих домов? Следы птиц.
Каких птиц вы видели? Ворона, сорока, воробей, синица, снегирь
Правильно, ребята. Сильные ветры, морозы, стужа заставляют птиц приближаться к нашим домам. Именно сейчас, с 1 декабря по 31 марта они нуждаются в человеческой поддержке.

Как мы можем им помочь?

Сделать и развесить кормушки.
Чем можно подкармливать птиц?

Птицы не останутся в долгу перед человеком. Они отблагодарят нас весной и летом, уничтожая вредных насекомых, тем самым, спасая растения и урожай от гибели.

Семечки, крошки хлеба, крупа, сало.
Итог урока. Нам надо возвращаться домой. Понравилось в лесу? Что нового и интересного узнали?

Ну, вот и лошади всё съели и отдохнули. Усаживаемся поудобнее, расслабились, и с музыкой возвращаемся домой.

Ответы детей
Вот мы и дома. А нас ждёт работа. Сегодня, благодаря умелым рукам родителей и детей, мы открываем птичью столовую. Развешивание кормушек.