Учебная программа курса по выбору "Практическая педагогика"

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


На современном этапе воспитание рассматривается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук и предполагает единство процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной деятельности. Традиция внеклассной работы со школьниками возвращается, но – в новой модификации и в иных социально-психологических условиях.
Вне зависимости от сферы культурной деятельности человек, прежде всего, хочет понимать мир, в котором живет, и свое место в этом мире. Поиск совместно с детьми нравственных образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы классного руководителя. Важным, на наш взгляд, является умение школьника решать реальные жизненные проблемы, опираясь на свой жизненный опыт и учитывая контекст современной культуры.
Курс “Практическая педагогика” разработан для учащихся 9 классов как профориентационный на педагогическую профессию, а также как предпрофильная подготовка социально-гуманитарной направленности.
Курс рассчитан на 17 учебных часов (1 час в неделю).

Цель курса: актуализация процессов профессионального самоопределения старшеклассников, включение учащихся в деятельность, максимально приближенную к педагогической.

Содержание курса направлено на решение следующих задач:

  • выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся;
  • определение социально-значимых компетенций, необходимых будущему педагогу;
  • развитие навыков позитивного взаимодействия в группе и взаимопонимания;
  • развитие организационной компетентности учащихся;
  • развитие интереса к педагогическому труду;
  • осознанный выбор профиля или профессии.

В содержании курса входят темы, раскрывающие социальное значение и характер педагогического труда. Программа построена так, чтобы школьники получили представление об умениях, навыках, необходимых в работе учителя-предметника и классного руководителя, познакомились с методикой проведения внеклассного мероприятия. Большое внимание уделяется анализу ситуаций и решению педагогических задач как средствам формирования профессионально-педагогической направленности.

Реализация программы курса предполагается в виде теоретических и практических занятий, ролевых игр, тренингов общения. Итоговая зачетная работа может быть представлена в виде группового или индивидуального проекта.

Практическая деятельность учащихся проходит во внеурочное время: проведение классных часов, шефство в младших классах, организация встреч с интересными людьми.

На практических занятиях обсуждаться отдельные работы выдающихся педагогов по вопросам воспитания, произведения художественной литературы.

Предполагаемые образовательные результаты:

  • развивается самостоятельность мышления учащихся, приобретаются новые коммуникативные качества, повышается мотивация к самообразованию и творчеству;
  • эмоциональный комфорт, открытость, новый уровень межличностных взаимоотношений;
  • профессиональное самоопределение школьника;
  • практические навыки организации внеклассной деятельности.

Основной способ оценивания результативности учащихся: педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся, выполнения и защита выполняемых заданий и проектов.

Тематический план

Элективный курс “Практическая педагогика”

 

Название темы, основные понятия

Форма урока

Количество часов
1. Вводное занятие Беседа

1

2. Учитель школы Лекция, беседа

2

3. Личность учителя и требования к ней Диспут

2

4. Педагогические способности  

2

5. Учитель и ученик в процессе педагогического взаимодействия Беседа, тренинг общения

3

6. Содержание работы и функции классного руководителя Ролевая игра

3

7. Практические навыки помощника классного руководителя Ролевая игра

3

8. Заключительное занятие Творческий экзамен

1

Итого:

17

Тематическое содержание элективного курса “Практическая педагогика”

Тема 1. Вводное занятие (1 час).

Знакомство с учащимися путем беседы или анкетирования. Выявление педагогических интересов и педагогической направленности. Рейтинг-опрос “Мой ценности”.

Практическое задание. Каждый школьник получает индивидуальное задание: подготовка классного часа (праздника) в начальной школе по выбранной теме. В конце курса проводится защита и анализ мероприятия.

Задания для самостоятельной работы.

  • Написать эссе на тему “Мой идеал учителя”.
  • Провести опрос “Ценности моих родителей”.

Тема 2. Учитель школы (2 часа).

Профессия и специальность. Профессии типа “Человек–Человек”. Возникновение и становление педагогической профессии. Содержание педагогического труда. Условия труда учителя. Творческий характер учительской деятельности.

Компоненты профессиональной деятельности учителя-предметника (математики, биологии, литературы и др.).

Практическое задание.

Предложить ответить на вопросы:

  1. Профессия учителя – талант или квалификация?
  2. М.И.Калинину принадлежат слова: “Учителем надо родиться”. А.С.Макаренко утверждал: “Успех педагогического дела решает не талант учителя, а мастерство, основанное на умении, на квалификации”, т.е. учителем можно стать?.. Каково ваше мнение? Аргументируйте его.

Задание для самостоятельной работы. Назвать другие профессии, связанные с биологией (математикой, литературой и др.).

Тема 3. Личность учителя и требования к ней (2 часа).

Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога: психолого-педагогическая грамотность, уровень педагогического мастерства, степень развития педагогических способностей, нравственно-эмоциональная воспитанность.

Этические и психологические установки педагога: отношение к обучающимся, отношение к организации коллективной деятельности, отношение к самому себе.

Практическое задание. Решение педагогических задач. Например: “Слово “такт” – мера или чувство меры? Вспомните слова К.Д.Ушинского: “В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма… носитель этих качеств учитель”.
Как вы думаете? Достоинства педагога могут превратиться в недостатки?

Задание для самостоятельной работы. Написать эссе “Каким должен быть современный учитель?”

Тема 4. Педагогические способности (2 часа).

Понятие о структуре педагогических способностей. Интерес, склонность к педагогической работе – условие развития педагогических способностей. Трудолюбие как фактор, способствующий развитию способностей.

Профессиограмма учителя.

Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогической деятельности. Методы оптимизации эмоционального состояния педагога: техники нервно-мышечной релаксации, дыхательные упражнения, техники самовнушения и аутотренинга.

Практическое задание. Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическому общению, организаторских способностей. Освоение одной из методик регулирования эмоций.

Задание для самостоятельной работы. Провести встречу с учеными-педагогами Красноярского педуниверситета.

Тема 5. Учитель и ученик в процессе педагогического взаимодействия (3 часа).

Общее понятие о деятельности. Субъекты и объекты педагогического взаимодействия. Стили педагогического взаимодействия: репродуктивно-авторитарный, свободно-либеральный, демократический, творческое взаимодействие.

Педагогическое мастерство. Индивидуальный подход к детям. Особенности работы с детьми разных возрастных периодов.

Практическое задание. Анализ педагогических ситуаций. Наблюдение и анализ стилей педагогического общения учителей мой школы.

Задания для самостоятельной работы. Описание возрастных особенностей школьников младших классов.

Тема 6. Содержание работы и функции классного руководителя (3 часа).

Ценностное отношение к Человеку и Обществу, социально-этическое развитие школьника – цель деятельности классного руководителя. Педагогическая поддержка.

Функции классного руководителя:

  • организация жизнедеятельности детей;
  • разностороннее развитие через организацию предметной деятельности (познавательной, трудовой, спортивной, художественной);
  • организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Практическое задание. Подготовить и защитить проект “Классная комната, в которой бы мне было хорошо”. Повести анкетирование класса “Круг наших интересов”.

Задания для самостоятельной работы. Организовать встречу с интересным человеком “Вглядываясь в судьбу”.

Тема 7. Практические навыки помощника классного руководителя (3 часа).

Краткая характеристика основных видов общественных поручений школьников, имеющих педагогический характер.

Помощь классному руководителю в организации внеучебной деятельности класса. Этапы подготовки классного часа.

Элементы педагогического труда в работе ученического коллектива. Виды общественных поручений в классе: консультант по предмету, редактор стенгазеты, член школьного актива, экскурсовод школьного музея и др.

Педагогические требования к общественным поручениям школьников: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, постепенное усложнение видов деятельности, систематическая учеба.

Практическое задание. Составление плана внеучебной работы моего класса на основе анкетирования интересов одноклассников и школьной программы воспитания.

Задания для самостоятельной работы.

Тема 8. Заключительное занятие (1 час).

Подведение итогов занятий. Обсуждение проведенных мероприятий в начальной школе. Рейтинг творческих работ. Аттестация учащихся.