Открытый урок (ИЗО и худ. труд) по теме: "Работа с различными материалами. Изготовление сувенира "Пасхальное яйцо"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • расширять знания детей о народных праздниках;
  • обучать декоративному оформлению пасхальных яиц;
  • развивать образное и творческое мышление, наблюдательность;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость;
  • прививать чувство уважения к народным традициям.

Оборудование: пустая скорлупа яиц (можно заготовки из папье-маше), бисер, декоративная тесьма или шнур, упаковочные ленты, вязальная спица (проволока), кружева (1–2см по ширине).

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

– Я предлагаю начать урок с прослушивания необычной, удивительной мелодии. (Праздничный колокольный перезвон)

– Что вы услышали?

– Мы часто сейчас по праздникам слышим, как звучат колокола в нашем храме. А какой же праздник приближается? (На доске открывается слово ПАСХА)

– Мы с вами говорили о праздниках, обрядах, обычаях разных народов. Каждый народ бережно хранит и передает из поколения в поколение обычаи и традиции.
Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья. Это центральное событие в духовной жизни христианства, всегда отмечается с огромным торжеством и радостью. Древний финский народ рассказал свою легенду о сотворении мира. Послушайте ее, ребята.

Из яйца, из нижней части,
Вышла Мать-земля сырая;
Из яйца – из верхней части,
Стал высокий свод небесный;
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из нижней части,
Ясный месяц появился.

В различных мифологиях яйцо – символ возрождения природы.
Когда холодное дыхание зимы обрушивает на землю лютый мороз, только в яйце таится зародыш будущей жизни, а с приходом весны из него рождается новый мир. В славянских поверьях яйцо служило символом Солнца и Жизни.
Пасхальные яйца один из главных компонентов праздничного пасхального стола.
У каждого народа сложились свои традиции в украшении и росписи яиц. Яйца украшали в Древнем Египте, Греции, Риме, Китае, вокруг них было сложено множество легенд и мифов индийскими племенами.
У христиан традиции расписывать и украшать яйца берут начало с того момента, когда римскому императору было подарено красное яйцо как символ страдания и вознесения.
Пасхальные яйца украшают не только росписью, но и делают из золота и серебра, украшают драгоценными камнями, лентами, цветами.

– А что вы, знаете об этом празднике? Давайте попробуем описать пасхальное яйцо. Готовясь к уроку, я подобрала слова, которые теперь лежат у вас на партах. Но будьте внимательны, некоторые слова не подходят. Прочитайте слова. (Слова вывешиваются на доске)

– У кого остались слова? Почему они не подходят? Давайте, все вместе прочитаем эти слова. (Волшебные, чудесные, необычные, прекрасные). Именно так и высказываются люди, когда видят это чудо!

– Догадались, чем сегодня займемся на уроке? Верно, мы познакомимся с искусством украшения пасхальных яиц. Вы сможете проявить свою фантазию, творчество, оформив собственные изделия, которые станут хорошим подарком вашим родным и близким.

III. Восприятие, усвоение и закрепление знаний.

1. Рассказ учителя.

– Мир вокруг нас… Огромный, таинственный, многоцветный, удивительный. Каждый человек делает свои открытия в этом мире, удивляется его чудесам. А порой чудеса оказываются совсем рядом и не нужно идти за ними за тридевять земель. Стоит пристальней вглядеться в окружающие тебя вещи, предметы – “Да вот же оно, чудо, – обыкновенное куриное яйцо”.
Яйцо издревле наделялось особым смыслом. По народным поверьям, весь мир родился из огромного яйца, и поэтому наши предки почитали яйцо, как источник жизни во всей Вселенной. (Показ репродукций на доске)

– Сегодня и вы изготовите пасхальный сувенир “Пасхальное яйцо”.

2. Анализ образца

– Внимательно рассмотрите образец, назовите главную деталь сувенира?

– Какие еще материалы использовались при изготовлении сувенира?

3. Объяснение хода выполнения задания.

– Мы с вами приготовили все необходимое для урока. На партах у вас лежат карточки с этапами выполнения работы. Давайте прочитаем их:

  • 1 этап – выберем тот материал, который нам нравится больше.
  • 2 этап – будем оклеивать яйцо кружевом по ширине (клей будем наносить на яйцо).
  • 3 этап – шнур или нить с бисером проденем в отверстие в яйце с помощью спицы (показать как).
  • 4 этап – из лент завяжем красивые банты и украсим яйцо. Для этого будем использовать разного цвета ленты. И не будем забывать, что много различных украшений могут испортить внешний вид изделия.

(Техника безопасности с колющими и режущими инструментами).

– Ребята, раньше яйца украшали только женщины. Надев, чистую одежду, с чистыми мыслями, чистыми руками начинали они работу. Пока мастерица создает свою работу, она держит в руке яйцо долгое время и постоянно думает о том, для кого оно предназначается. Яйцо как бы вбирает положительную энергию этих добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет ваше творчество, фантазия и музыка.

4. Практическая работа учащихся.

Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.

IV. Физминутка.

По усмотрению учителя на любом этапе урока.

V. Подведение итогов урока.

– Садитесь удобно, осмотрите на свои работы. (Выставка)

– Чем замечательны ваши сувениры?

– О чем вы думали, когда готовили их?

– С какими чувствами украшали пасхальные яйца?

– Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.

– Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы – это ваши сувениры, которые вы подарите родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи. СПАСИБО ЗА УРОК. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!