Урок обучения грамоте по теме: "Заглавная буква Э"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Знакомство с заглавной буквой Э.
  • Знакомство с людьми искусства, с энциклопедиями, с лекарственными растениями.
  • Любовь к Родине, природе, бережливое отношение к природе.

Оборудование: портреты писателей и музыкантов, энциклопедии, толковый словарь, травник, иллюстрации лекарственных растений, материал для работы в группах, музыка Э. Грига, карта путешествия, Красная книга.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

– Откройте книгу, внимательно рассмотрите всё. Как вы думаете, какая сегодня тема урока? Верно, мы будем работать с буквой Э. Но урок будет не простой! Это увлекательное путешествие на экспрессе знаний по Азбуке. Как может называться первая остановка?

III. Изучение нового материала.

Работа с книгой (с. 148).

– Верно! Это не просто станция, это станция имён знаменитых людей. Здесь живут знаменитые люди.

Чтение имён: Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.

– Какое из имён написано дважды? В каких случаях говорят Эдик, а в каких Эдуард? Давайте задержимся на этой остановке.

Звучит фрагмент из оперы Э. Грига "Пер Гюнт""Танец Анитры".

– Может кому-нибудь известна эта музыка? Это музыка известного норвежского композитора Э. Грига.

Эдвард ГРИГ

– А этот человек известный зарубежный писатель Э. Хемингуэй.

Эрнест ХЕМИНГУЭЙ

Зачитывается отрывок из произведения известного детского писателя Э. Успенского. Дети угадывают его имя.

Эдуард УСПЕНСКИЙ

Ученица читает стихотворение Э. Мошковской "Ветер".

– А кому знаком это стихотворение? Кто его написал?

Эмма МОШКОВСКАЯ

Чтение столбика слов:

Эдгар По
Эдисон
Денисов.
Эквадор
Эллада

– На какие 2 группы можно разделить эти слова? А что обозначают слова Эквадор, Эллада? (Страна, древнее название Греции)

– А если нам слово незнакомо, но нам обязательно нужно узнать его значение, чем мы должны воспользоваться?

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

– Вернёмся к именам и фамилиям.

Чтение предложений цепочкой. После каждого предложения – вопрос.

– Что значит классик? Соотечественник? Современник? Что значит зарубежные писатели? Что значит детские писатели?

Итог: о каких известных людях мы узнали?

– Следующая остановка каких слов? Подумайте, как можно назвать следующую остановку? Верно, это остановка Однокоренных слов

Работа с однокоренными словами. Корень выделить.

экскурс - ?
экскурсия - ?
экскурсант - ?
экскурсовод - ?
отец - ?
отчество - ?
Отечество - ?
соотечественник-?

Итог: на крыше этой станции, где мы находимся, написан корень -лес-. Подберите к этому слову однокоренные слова.

– Очень часто нам нужно узнать что-либо, а толкового словаря недостаточно. Как быть? Нужно воспользоваться энциклопедией. Поэтому следующей остановкой экспресса знаний будет "Кладовая знаний".  О чём интересно мы можем узнать на этой станции? Да! Об энциклопедиях. Энциклопедии бывают разные. (Показ различных энциклопедий)

С.148. Чтение "Книга обо всём на свете"

Вопросы:

  1. Что такое энциклопедия?
  2. Что из неё можно узнать?
  3. Что такое ЭКОЛОГИЯ, ЭТИКА?
  4. Что значит выражение ХОДЯЧАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ? (о человеке много знающем)

Итог: когда же мы пользуемся энциклопедиями?

IV. Физминутка.

– Наш экспресс знаний отправляется дальше. Если вы путешествовали на поезде, то знаете, что очень часто поезд делает незапланированные остановки, пропуская по железнодорожным путям другие поезда. Наш экспресс тоже делает такую остановку. Мы выходим на опушку леса для разминки.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.

– Давайте оглядимся, сколько кругом трав, цветов, деревьев! А ведь каждое из них полезное, помогает человеку бороться с заболеваниями. Какие лекарственные растения вы можете назвать?

СТАНЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

С. 148. Текст "Лекарственные растения"

– Что значит распознавать? Какие ещё лекарственные растения вам известны? У каждого из вас лежит необычный билет для поездки в купе. Вместе с попутчиками вы должны распознать какой текст соответствует данному вам растению.

V. Работа по группам.

Класс разбит на 6 групп. Каждой группе необходимо подобрать текст – описание, подходящее для данной им картинки и названия растения.

МАЛИНА – это колючий кустарник с вкусными красными ягодами, которые любят даже медведи. Помогает при простуде.
КРАПИВА – эту жгучую траву боятся даже трогать. Она жалит как пчела. Отвар из неё помогает остановить кровь.
РОМАШКА – этот цветок мы встречаем повсюду. Он красив и скромен. Настой из этого растения помогает при заболеваниях кожи.
ОДУВАНЧИК – это жёлтый цветок. Когда постареет, то поседеет. Ветер подует, облысеет. Это растение помогает при заболеваниях желудка.
БРУСНИКА – это мелкие бардовые ягоды. Растут на сухих открытых местах под солнцем. Листья и ягоды этого растения используют при заболеваниях почек.
КЛЮКВА – эта красная ягода растёт на болотах. Собирают её поздней осенью. Она как лимон, богата витамином Ц.

Определив текст, группа садится. Когда все группы готовы, начинается прослушивание каждой группы. Остальные внимательно слушают. Если есть неточности, исправляют.

Итог: с какими лекарственными растениями мы познакомились? А какие вы ещё знаете лекарственные растения?

– Мы прибываем на последнюю станцию. Это станция

КРАСНАЯ КНИГА

– С каждым годом и даже днём, на нашей планете становится всё меньше и меньше растений. Это происходит из-за беспечности людей, не бережного отношения к растениям и природе. Поэтому многие растения просто исчезают с лица земли. Эти растения занесены в "Красную книгу" Мы должны бережно относиться к природе, а особенно хорошо знать названия исчезающих видов.

VI. Итог урока.

– Наше путешествие заканчивается. Давайте вспомним, на каких станциях мы побывали. Это станция "Известных имён", (назвать) "Остановка однокоренных слов" (какие словарные слова являются однокоренными?), " Кладовая знаний" (какие книги можно назвать?), "Лекарственных растений", станция "Красной книги".
– О каких людях мы сегодня узнали?
– Что мы узнали о растениях?
– Что такое "Красная книга?" О чём мы всегда должны помнить?
– Урок окончен.