Помощь родителям в формировании правильного отношения к результатам детской изобразительной деятельности

Разделы: Работа с родителями


Психологами доказано, что в жизни ребенка есть периоды, когда родители незаменимы. Еще Л.С. Выгодский считал, что развивается не ребенок, а система “взрослый-ребенок”, из которой ребенок выделяется как самостоятельная единица. И какой будет единица, будут ли это творческая личность, во многом зависит именно от родителей, от их отношения к продуктам детской деятельности, от их умения принять их, понять и восхищаться ими.

Мои наблюдения многих лет показывают, что не всегда у детей есть интерес к самостоятельной творческой деятельности. Они занимаются рисованием, лепкой ровно столько, сколько их занимает взрослый. Часто от детей можно было услышать: “Не хочу, не могу, а у меня не получится”. Саша на занятии всегда разрывал работу и плакал, если у него что-то размазывалось. Откуда такая реакция я поняла, став свидетелем папиной оценки детской работы: “Ну что опять нарисовал, как курица лапой”. А Настя отказывалась рисовать, потому что мама выбрасывает ее “каракули”. Конечно, Настина мама и не подозревает, что в этих “каракулях” отражен жизненный путь ее дочки.

Ведь дети рисуют то, что значимо для них, привлекательно, понятно и просится наружу. Не всегда взрослые готовы понять переживания малыша, выслушать его. Дениска спешит, глотает слова, рассказывая маме сказку про зайчика, которого он нарисовал, а мама, перебирая в шкафчике, даже не глядя на сына спрашивает: “Ну и что, чем все это кончилось?”. И огонек в глазах Дениски сразу потух.

Все дети генетически связаны со своими родителями, и поэтому инстинктивно они отдают родителям пальму первенства. Конечно, похвала воспитателя важна для ребенка, но он всегда ждет, что скажет ему мама, улыбнется ли она, увидев его рисунок. Не секрет, что характер полученных впечатлений, от их эмоциональной тональности зависит возрастное развитие ребенка.

Для изменения отношения родителей к результатам детского творчества была проведена поэтапная работа.

l этап – Адаптационный. Адаптацию к детскому учреждению проходят не только дети, но и родители.

Во время этого периода знакомили мам и пап с условиями детского сада, с программой “Из детства в отрочество”. Провели мини-выставки, на которых продемонстрировали работы старших детей, чтобы родители увидели, какой результат может быть при сотрудничестве детского сада и семьи.

Семьи узнали о традициях нашей “Надежды”.

Так, постепенно, мы перешли ко ll этапу нашей работы. На этом этапе проводились родительские клубы, деловые игры. Мы обозначили основные задачи, которые необходимо решить в развитии детского творчества.

В семье:

По мере материальной возможности позаботиться о том, чтобы у ребенка был необходимый материал для творчества.

  • интересоваться содержанием детских рисунков;
  • поощрять инициативу, самостоятельность;
  • стараться не прерывать занятия ребенка, помогать по его просьбе добиваться результата;
  • огродить ребенка от насмешек и иронии по поводу его творчества;
  • только с согласия ребенка делать продукты его творчества достоянием детей и взрослых.

В свою очередь мы, педагоги, приняли к выполнению следующие задачи, ознакомив с ними родителей.

  • вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
  • побуждать детей изображать доступными средствами выразительности то, что для них эмоционально значимо;
  • помогать детям осваивать цветовую палитру;
  • деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции;
  • сохранять индивидуальные требования к детям, повышая их изобразительные умения и навыки;
  • способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен окружающим.

Для успешной реализации этих задач были организованы консультации по следующим темам:

  • “Что такое самооценка?”
  • “Как научить ребенка доводить начатое дело до конца?”
  • “Что такое мотивация?”
  • “Как формировать мотив успеха?”

На деловых играх родители учились практическим навыкам. Помогала нам выйти на эту форму работы Машина мама. Она рассказала, что у дочки не получился рисунок, так как вместо восковых мелков, мама дала обычные и гуашевые краски. И чудо не произошло, рисунок не проявился.

Знакомство родителей с различными технологиями изодеятельности, дало не только качественное изменение детских работ, но и обогащение материальной базы изоуголков. У нас появились флюорисцентные краски, пастель, уголь.

Параллельно на этом этапе работали с детьми: играли в сюжетно ролевые игры “Вернисаж”, “Художественный салон”, “Мастерская художника” и т.д. Дети узнали, что есть экскурсоводы, художники, зрители.

Для каждого ребенка была сделана своя папка, где хранились его работы. Из папки он мог выбрать любую работу, дорисовать ее, украсить декором. Детям оказывалась помощь, каждому индивидуально. Работы оформлялась в рамку. Все это создавало атмосферу таинственности, ведь работа должна стать сюрпризом для родителей. Это помогало вызвать предвосхищение у мам и пап, а у детей желание рассказать, похвастаться своими достижениями. Например, “Я научился рисовать на мятой бумаге” или “Я рисовал совсем не кисточкой, а косметическими палочками, которые есть у тебя мамочка”.

Такая параллельная работа позволила выйти на третий уровень диалога родителей с детьми, что и привело нас к lll этапу. Основной целью lll этапа явилось создание коллектива единомышленников. Для этого нам нужно было создать условия для совместной деятельности детей и родителей. В этом нам помогла полюбившаяся детям сюжетно-ролевая игра “Вернисаж”, в которой роль зрителей была отдана родителям, а роль экскурсоводов и художников – детям. Учитывая занятость родителей, мы договорились, что “Вернисаж” будем проводить один раз в квартал.

На родительском клубе разработали вопросы, которые помогут мамам и папам в общении со своими детьми. Опыт первого вернисажа показал, что не все родители владеют даром общения. Мама Димы не могла задать своему сыну ни одного вопроса, обошла вернисаж два раза, и только увидев, что другие родители о чем-то спрашивают своих детей, стала разговаривать с сыном.

Целенаправленно изменяли высоту расположения детских картин.

На одном вернисаже картины висели на уровне глаз ребенка, и родителям приходилось приседать, чтоб удобней общаться со своим сыном или дочкой. На другом мы поднимали рисунки на уровне глаз родителей, в этой ситуации было неудобно детям. От мам и пап требовалась находчивость взять на руки своего ребенка. Наблюдения показали, что и это готов сделать не каждый.

Большие трудности были в высказывании оценки своему ребенку. Велика была потребность сравнивать между собой детские работы. Чтобы исправить такое отношение, на последующих вернисажах показывали динамику развития каждого ребенка. Для этого выставляли первую работу с первого вернисажа и старались подобрать работы с разной техникой.

У мам и пап появилась первая похвала: “Нормально, молодец”. У нас не возникало сомнение в том, что родители любят своих детей, но они стеснялись показать это жестами, мимикой, вели себя очень сдержано.

Потому возникла идея создания условий для наработки практического опыта в оценивании результатов творчества своего ребенка. Для этого предложили оформить страничку для своего сына или своей дочки, на которой после вернисажа они могли написать отзыв. Однако и здесь некоторые не смогли учесть возраст своих детей и цель написания отзыва. Многие адресовали благодарности коллективу учреждения и ни слова о своем ребенке и его успехах. Чтобы тактично отследить понимание родителями их роли в формировании мотива успеха у детей была предложена “Инструкция по написанию отзыва”.

  • Ваш отзыв должен быть адресован только вашему ребенку. Обращайтесь к нему так, как он привык слышать дома: “Ванечка”, “Светик”, “киска” и т.д.
  • Ваш отзыв должен быть не длиннее 3-х предложений, в которых ребенок мог бы услышать благодарность, восхищение, желание видеть его дальнейшие работы.
  • Прочитайте обязательно ребенку, что вы написали.

Красиво оформленный отзыв оставался в группе и ребенок в любое время мог попросить воспитателя прочитать его. Пример: “Дорогой Егорушка! Спасибо тебе за твою зимнюю сказку. Я очень переживала, как ты нарисуешь белые снежинки на белом небе. Ура! У нашего Егорки получились такие нежные оттенки голубого неба и светло-сиреневые снежинки! А на твоей машине так и хочется прокатиться. Егорка, мы тебя любим и ждем новых удивительных картин. Твои мама, папа и бабушка Оля.”

Родители поддержали идеи ДОУ в проведении вернисажей, высказали идеи по наполнению их новым содержанием, оказывали помощь в организации.

Все это привело родителей и педагогов к новому lV этапу – сотрудничеству. На этом этапе приоритет отдавался семье. По инициативе родителей на полочках красоты появились удивительные поделки, репродукции, книги о художниках, альбомы о народных промыслах, мини-скульптуры.

По предложению родителей (предложение поступило от пап) на “Дне семьи” вернисаж был включен в праздник. После концерта для мам был организован вернисаж портретов, а папы успели накрыть столы к чаепитию.

На выпускных вечерах вернисаж тоже был частью праздника.

Особым уважением пользуется у нас презентация книг-сказок. Место проведения вернисажа “Розовых сказок” подсказали дети. Розовый цвет мягкий, ласковый нежный и место таким сказкам – детская спальня. В книга “Голубых сказок” стала лучшим подарком Деду Морозу на Новогоднем утреннике.

На такие мини праздники мы приглашаем и бабушек и дедушек. У каждого ребенка свои заинтересованные зрители.

Так же родители помогли организовать персональные выставки “семейных работ”, нарисованных вместе с ребенком дома.

Такая поэтапная работа помогла родителям научиться правильно относиться к результатам детской изобразительной деятельности и способствовала к возникновению у детей ощущения, что продукт их деятельности - рисунок - интересен другим (детям, родителям, педагогам, сотрудникам детского сада). Это позволило создать условия для развития личности ребенка: доверие к миру, эмоциональное благополучие, чувство психологической защищенности, формирование базиса личной культуры, развитие его индивидуальности, так как развитие ребенка проходило в процессе совместной деятельности детей, родителей и педагогов.