Научно-исследовательская деятельность по английскому языку как способ осуществления подготовки обучающихся основной школы к выбору гуманитарного профиля обучения на старшей ступени общего образования

Разделы: Иностранные языки


Профилизация обучения на завершающей ступени общего образования делает актуальным проблему организации специальной подготовки выпускников основной школы к совершению ими “предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности” [1]. Значит, образовательное пространство девятиклассника должно быть наполнено не только обязательными для изучения предметами, но такими видами деятельности, которые способствуют его профессиональному самоопределению. Следовательно, предпрофильная подготовка, в основе которой лежит выявление интересов и склонностей, способностей школьников в сферах познавательной и профессиональной деятельности, должна быть направлена на формирование практического опыта, ориентированного на выбор профиля обучения. Более того, приобретаемый опыт должен способствовать формированию и развитию представлений о жизненных, социальных ценностях [2].

Анализ документации [1; 2; 3] показывает, что данная подготовка должна осуществляться комплексно с учетом психологических особенностей обучающихся, их индивидуальных запросов и широкого спектра педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем разнообразие содержания, форм и методов работы учителя. Выбор конкретных способов реализации предпрофильной подготовки зависит от школьного контингента. По материалам Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, реализация идеи предпрофиля происходит посредством введения курсов по выбору.

Собственная педагогическая практика показывает, что такие курсы, равно как и факультативы помогают осуществить диагностику общеобразовательных и специфичных (профессиональных) интересов, склонностей и способностей учащихся. Существуют другие формы организации учебной деятельности. Предметно-ориентированные мероприятия и кружковая работа стимулируют интерес школьников к конкретному профилю дальнейшего обучения, являются хорошим способом их социализации. Результаты деятельности по данным направлениям гарантируют старшеклассникам получение эмоционального удовлетворения от учебного труда, а, значит, ускоряют процессы их самоопределения. Именно поэтому перечисленные формы работы широко распространены в педагогической практике. В последнее время большую популярность приобретают практикумы и профессиональные пробы, т.к. они имеют тесную связь с первичным опытом профессионально (и профильно) ориентированной деятельности.

Следует отметить, что научно-исследовательская работа (НИР) с учащимися также позволяет определить позицию молодого человека к избираемому им предварительному профилю обучения. До сего времени такой вид познавательной деятельности не был распространен в школьной практике. Он преимущественно осуществлялся в высших учебных заведениях и, отчасти, в инновационных образовательных учреждениях. Мы считаем, что такой вид учебной активности следует расширять и поощрять. Занимаясь НИР с учениками основной и старшей школы (2002 – 2005 гг.), мы убедились, что старшеклассники, которые имеют опыт НИР в девятом классе, осуществляют выбор профиля дальнейшего обучения более осознанно. Проводя собственное исследование, выяснили, что в результате подобной работы 75% старшеклассников, получивших опыт научно-исследовательской деятельности в области гуманитарных наук в IX классе, выбрали гуманитарный профиль обучения на старшей ступени. Необходимо добавить, что из оставшихся 25% только 1 участник НИР посчитал себя не способным к занятиям такого рода. Мы также констатировали факт, что 62,5% из числа занимавшихся научной работой в девятом классе высказали готовность продолжить такой вид деятельности на следующий год. За указанный период работы со старшеклассниками трое успешно закончили обучение в школе и продолжили свое образование по избранному профилю, при этом два выпускника связали свою профессиональную деятельность непосредственно с иностранными языками. Промежуточное анкетирование девятиклассников, участвующих в научной деятельности (декабрь 2004 года), также подтверждает нашу позицию о необходимости применения НИР – 100% участвующих в этом виде учебного труда подтверждают свою готовность на данный момент продолжить свое обучение в X классе по предварительно выбранному ими профилю.

Интерес к научному поиску школьники объясняют практической направленностью работы: возможность применения умений и навыков по смежным дисциплинам, а также использование конечного продукта поиска для формирования собственной системы жизненных ценностей. Вторым стимулом работы, по мнению участников опроса, является возможность формирования собственной информационной компетенции. Респонденты считают, что информированность – важное качество хорошего специалиста. В связи с этим, мы думаем, что НИР является перспективной формой работы, позволяющей, с одной стороны, обеспечить индивидуализацию образовательной траектории учащегося, а, с другой стороны, интегрировать полученные им знания по различным дисциплинам в единый комплекс теоретико-прикладных (практических) умений.

НИР как способ повышения образовательной компетенции старшеклассников может осуществляться по разным отраслям научных знаний. Применение исследовательских методов относительно иностранного языка носит специфический характер. Он больше направлен на поиск информации в разных источниках, ее систематизацию, целостное осмысление и выявление личностной значимости полученных фактов. Мы все чаще убеждаемся, что иностранный язык становится не просто учебным предметом, но способом познания мира. Поскольку он часто имеет междисциплинарный характер, то и проблемы для системного поиска и осмысления информации с его применением разноплановы.

Итак, под научным исследованием проблемы с применением английского языка мы понимаем поиск информации в англоязычных публикациях, ее накопление и переработку, а также сравнение с известными фактами страны изучаемого языка и реалиями собственной страны. Очень часто молодое поколение улавливает новые нюансы уже знакомых фактов и открывает их значимость для себя и своих сверстников в новом ракурсе. Большим недостатком описываемой работы является отсутствие у старшеклассников культуры оформления возникших идей и ассоциаций в корректной форме, приближенной к научному стилю.

Говоря о научном исследовании школьника, необходимо отметить некоторые особенности организации данной работы. Научный руководитель должен помнить, что учащийся основной школы не имеет опыта подобной деятельности. Значит, сам он предложить тему исследования практически не может. Такое умение складывается у тех старшеклассников, кто участвовал в подобной работе 1-2 года (и то не всегда). Во-вторых, ученик имеет слабое представление о том, что такое научная деятельность, как надо осуществлять поиск информации (и где), как фиксировать найденную информацию, и, наконец, как обрабатывать имеющиеся в наличии факты. В-третьих, у подростка отсутствуют знания и навыки оформления результатов поиска, изложения сути изученной информации и формулирования выводов по своей работе. Учитывая перечисленные нюансы (мы не утверждаем, что все они изложены полностью), деятельность преподавателя – руководителя должна строиться на основе следующего примерного алгоритма:

  1. Любой научный поиск начинается с определения интересующей подростка тематики, ее актуальности в научных кругах. Первичная задача научного руководителя – определить круг направлений исследования, соответствующих возрастным и когнитивным установкам старшеклассника. Можем отметить, что чем шире спектр предлагаемых для изучения вопросов, тем больше шансов у старшеклассника выбрать интересующее его направление работы. Не следует забывать, что именно интерес и желание осуществлять поиск являются залогом успеха предпринимаемой деятельности. Опыт проведения НИР подсказывает, что формулировка темы исследования должна иметь ассоциации не только с особенностями языковых явлений, подлежащих анализу в работе, но и очерчивать культурное пространство, в котором ведется поиск. Наибольшей популярностью в подростковой среде пользуются темы, взаимосвязанные с постижением культуры носителей языка, либо темы, близкие к предварительному профильному самоопределению. Поэтому мы бы рекомендовали формулировать тему исследования в интегрированном виде: язык + особенности мышления (восприятия, культуры) носителей языка, язык + восприятие других народов и народностей носителями языка (например, восприятие России американцами). Можно использовать интегрированные области: биология + язык в гуманитарном осмыслении проблемы (например, здоровый образ жизни) или история + язык и т.д. Комбинации здесь имеют множество вариаций. Главная особенность исследования по всем направлениям – осмысление явлений в гуманитарной (гуманной) и ценностно-ориентированной плоскости.
  2. Ученик и преподаватель совместными усилиями определяют примерные перспективы предполагаемого поиска. Кратко это выглядит в виде вопроса-предположения: “Если мы пойдем в этом направлении, то сможем ли мы понять суть такого-то явления или сформулировать свое понимание явления, или определить тенденции по таким-то спорным вопросам и т.п.”.
  3. На основании выдвинутых положений и руководства учителя выявляется понятийное пространство проводимого исследования для теоретического осмысления его сути (если работа носит реферативный характер, то часто теория либо берется в “усеченном” виде, либо не берется во внимание совсем). Т.е. на данном этапе исследователь знакомится с терминами и общеизвестными научными фактами, которыми он должен овладеть при изучении своего вопроса. Теоретическое осмысление проблемы, интерпретация ее сути на доступном для ученика научном языке открывает значимость проводимой работы в общем масштабе.
  4. Следует обучить подростка основам научного труда. Сюда мы включаем несколько разделов.
    • Информирование школьника о том, какие источники информации следует в первую очередь просматривать (справочная литература, учебники и учебные пособия по теме исследования, научно-публицистические издания).
    • Знакомство с правилами оформления изучаемой документации и литературы.
    • Знакомство с основными приемами работы с источниками информации (конспект, краткий конспект, тезисы, аннотирование и цитирование).
    • Советы, как лучше делать запись своих мыслей по поводу читаемого или уже прочитанного материала.
  5. Необходимо вести параллельное накопление теоретического и практического иноязычного и русскоязычного материала. Мы полагаем, что такой способ помогает лучше усвоить теоретические выкладки. В процессе аккумуляции фактов, учащийся начинает сравнивать реалии изучаемой страны с аналогами российской действительности. Это положительным образом влияет на становление и развитие собственных жизненных ценностей, и осознание особенностей национальной ментальности.
  6. Следующий шаг в работе – систематизация прочитанного теоретического материала (определение последовательности теоретических данных), выделение центральных понятий по изучаемой теме, их осмысление и оформление в виде предварительного параграфа 1 будущей работы. Формулирование вывода о сути и значении проведенного теоретического осмысления.
  7. Проводится повторное прочтение фактического материала, отобранного для анализа проблемы; соотнесение фактов с теорией, классификация фактов, их осмысление и формирование общей идеи по поводу прочитанного. Далее осуществляется оформление результатов осмысления в виде письменного описания.
  8. Учитель и юный исследователь читают предварительное описание результатов поиска, критически осмысливают его и вновь систематизируют материал, уточняют формулировки.
  9. Формулируется введение к работе, которое, как правило, содержит обоснование актуальности исследования, противоречия по изучаемому явлению, цель проводимой работы, гипотезу разрешения противоречия и задачи исследования, методы изучения темы, возможная (чаще всего практическая) значимость исследования и краткая структура работы.
  10. Редактируется основная часть реферата-отчета о проделанной работе, и формулируются основные выводы по работе.
  11. Проводится систематизация литературы использованной при проведении исследования.
  12. Систематизируется и оформляется приложение к отчету (если в этом есть необходимость). Затем происходит подготовка к презентации отчета о проделанной работе, определение формы презентации ее содержания. Следует заметить, что от изобретательности представления отчета зависит то, как воспримет аудитория результаты труда.

Предложенный алгоритм работы научного руководителя является примерным. Он может отличаться от других образцов, применяемых учителями, осуществляющими НИР с подростками. Тем не менее, он дает представление о том, что должен помнить руководитель при работе со школьниками. Также можем добавить, что от учителя в данном случае потребуется много терпения и времени как для организации научного поиска на его предварительном этапе (продумывание всей цепочки собственной деятельности и шагов начинающего исследователя), так и в процессе руководства исследовательской активностью обучающегося.

В г. Новокузнецке мы констатируем постоянный рост интереса и самих учителей, и учащихся к научной работе. У школьников, по нашим наблюдениям (и по результатам городских научно-практических конференций), диапазон исследуемых вопросов весьма разнообразен. Это вопросы, связанные с грамматикой, особенностями языка в системе Интернет. Всё чаще появляются социокультурная тематика и литературный анализ художественных текстов, рекламы. Свой вклад в дело развития научно-поисковой деятельности школьников внес автор данной статьи. Некоторые работы учащихся, научным руководителем которых он являлся, оценены как на гимназических конференциях, так и на городских. Такие работы как “Сравнительная характеристика русского и американского менталитетов на основе словосочетаний, содержащих цветовую гамму”, “Образ русского человека глазами британцев”, “Отражение черт британского характера в юмористических произведениях” являются призерами городских научно-практических конференций школьников. Мы не утверждаем, что открыли новый аспект данных проблем или провели доскональный анализ упомянутых явлений. Однако смеем предположить, что в них содержится рациональное зерно поиска дальнейшей информации для размышления.

Как показывает анализ последних двух лет, в тематике научно-исследовательских работ практически отсутствует вопрос о возможности применения англоязычных публикаций в профориентационных целях. Данный вопрос заслуживает особого внимания, поскольку реализация НИР со школьниками по данному направлению может способствовать решению нескольких проблем. Во-первых, индивидуальное осмысление профориентационной направленности англоязычной информации может послужить мощным источником осознания сути проблемы отдельным подростком, способствуя формированию у него более реалистичного профессионального (а, значит, и жизненного) плана. Во-вторых, индивидуальная проработка указанного вопроса способна стать основой для составления краткосрочного курса профориентационного характера для выпускников основной школы (по тем пунктам работы, которые в большей степени заинтересовали юного исследователя).Подобный курс можно было бы представить в русскоязычном варианте для получения информации о том, как решается проблема профессиональных намерений в англо-говорящих странах и как ее можно решить в наших условиях. Аналогичный курс мог бы быть представлен в англоязычном варианте. В этом случае речь шла бы о том, какие умения необходимы для того, чтобы ученик избрал на старшей ступени гуманитарный (филологический) профиль обучения. Здесь возможно было бы, например, развивать умение работать с англоязычной газетой (статьей), переводить информацию на русский язык, осуществлять речевое взаимодействие на основе прочитанного или заполнять необходимые формуляры на английском языке и т.п. В правильности наших размышлений мы убедились на собственном примере.

Одна из последних работ связана с осмыслением проблемы выбора профессии англо-говорящими подростками. Профориентационная тематика вызвана актуальностью этого вопроса в российской сфере образования. Важность проблемы подтвердила ученица – автор проводимого исследования. В ходе сбора фактического материала интерес к работе возрастал. Теоретический анализ проблемы, конечно же, не являлся оригинальным по содержанию. Исследователь определил для себя такие понятия как “самоопределение”, “профессия”, “профессиональный план”, “профинтерес”, “склонности”, “личностные характеристики / особенности”. Было проведено знакомство с классификацией профессий по признаку – предмет труда, предложенной профессором Е.А. Климовым. Ученица определила для себя очередность этапов принятия решения о выборе профессии. В результате осмысления у нас образовалось несколько направлений подбора материала для анализа. Во-первых, как осуществляется подготовка подрастающего поколения к принятию подобного решения за рубежом (целевое предназначение каждого образовательного института). Во-вторых, имеется ли в наличии в зарубежных образовательных системах специальное подразделение для осуществления помощи подростку при выборе им профессионального учебного заведения. Каким образом реализуется данная помощь.

Решение поставленных вопросов мы осуществляли на примере США, т.к. влияние американской образовательной системы на наши преобразования достаточно велико.

В процессе накопления и обработки фактов американской действительности мы обнаружили в ней элементы советского подхода к проблеме профориентации. Так, в некоторых штатах до сих пор существует День открытых дверей, когда представители разных профессий приходят в школу, чтобы рассказать о своей профессии и, тем самым, привлечь к себе на производство свежие рабочие силы.

Анализ функционирования средней школы в США позволил определить существенные отличия. Они связаны с процессом окончания школы, национальной системой выпускных тестов, правилами поступления в высшие учебные заведения и разнообразием форм получения профессиональной подготовки. Знакомство с американскими профориентированными курсами для русскоязычной аудитории помогло выявить сходство подходов к проблеме выбора профессии в наших двух странах – определение индивидуальных особенностей посредством тестов на определение профинтересов и профессиональной наклонности. Следует отметить, что к решению обозначенной выше проблемы американцы подходят более серьезно, что хорошо было бы у них заимствовать. С одной стороны, это проявляется в выпуске специальной литературы, предназначенной для подростков. В ней представлены мнения сверстников о том, что нужно знать о профессии, чтобы сделать свой адекватный выбор. С другой стороны, в систему обязательного образования введена должность школьного консультанта. В обязанности консультанта входит:

  1. помощь старшеклассникам в выборе курсов, необходимых для дальнейшего обучения после школы;
  2. обучение учащихся заполнять различные формуляры при поступлении в учебное заведение и /или работу;
  3. консультирование по поводу разрешения финансовых проблем, связанных с обучением.

Сравнивая советскую систему школьного образования с американской, мы подметили, что американский школьный консультант и работник профориентационного кабинета имеют некоторые общие функции. Они знакомят обучающихся со способами получения профессионального образования и информацией о местном рынке труда.

Итогом научного поиска стала разработка приложений. Приложение 1 включило краткую характеристику учебных заведений США (т.н. дальнейшее образование). Приложение 2 составлено из наиболее употребляемых тестов, направленных на выявление профинтересов, профнаправленности оптанта и некоторых его личных качеств. Приложение 3 содержит подборку небольших текстов прагматического характера, составленных на основе аутентичных материалов. Они представляют собой небольшие описания профессионально привлекательных областей для американцев и требования к работе в данных областях. Сюда также отнесены сведения о наиболее популярных и быстро развивающихся профессиях в США. Приложение 4 условно обозначено “Пакет документов”. Он включает несколько разделов. Каждый раздел – это отдельный вид документа, с которым выпускник школы должен быть знаком и уметь работать. Здесь вы можете найти памятку как правильно составлять тот или иной документ и образец заполнения формуляра на русском и английском языках. Таким образом, в этом приложении собраны материалы, подготавливающие к написанию резюме, сопроводительного письма, заявления с просьбой принять на работу и на курсовую подготовку. Здесь же можно познакомиться с правилами проведения собеседования на всех его этапах. И, наконец, как следует искать работу и интерпретировать рекламные объявления, предлагающие читателю ту или иную работу.

Осуществляя поиск и систематизацию материала для комплектации предложенных приложений, автор исследования (В. Гришанова) отметила, что все четыре приложения имеют равную ценность для понимания проблемы выбора профессии и заслуживают того, чтобы их представить во взаимодополняющих курсах, подготавливающих девятиклассников к выбору предварительного профиля обучения. Особенно важным, по ее словам, является знакомство выпускников основной школы с пакетом документов, которые должен уметь составлять каждый девятиклассник. А именно: он должен уметь кратко излагать свои мысли по разделу “Резюме”; объяснять причину своего желания поступить в тот или иной вуз или на работу в разделе “Сопроводительное письмо”; адекватно оценивать собственные возможности при интерпретации объявлений о предоставлении работы. Равноценным по значимости курсом, сформированным на базе имеющейся информации, по мнению ученицы, должен быть курс информационно-диагностического характера. Он должен включать англоязычные тесты на определение профинтересов и склонностей девятиклассников, их профессиональной направленности и личностных качеств. Указанные тесты следует сопроводить списком возможных видов профессиональной деятельности, а также микротекстов, содержащих краткое описание сущности профессиональной области и требований, предъявляемых к профессиональной деятельности.

В наших дальнейших проектах по этой тематике данная идея уже заложена. Полезность информационно-диагностического курса для выпускников основной школы на данный момент проходит апробацию. В ходе экспериментальной проверки проверяется адекватность используемых форм проведения занятия, достаточность содержательного компонента курса и его соответствие возрастному уровню и доступности изложения. Мы надеемся, что в следующем Фестивале педагогических идей поделимся с Вами результатами эксперимента.

Использованная литература

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Народное образование. – 2002. – № 9. – С. 29-39.
  2. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования. Проект // Школьные технологии. – 2002. – № 4. – С. 79-91.
  3. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ от 11. 02. 02. № 393). // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций министерства образования России – 2002. – № 6 (март).