Урок-исследование с элементами дискуссии: "Возможно ли возрождение человека, оступившегося в жизни?"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


ЦЕЛИ

Обучающие:

  • формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся – умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать свои высказывания;
  • формировать умения создавать устное публичное и монологическое выступление;
  • формировать умения анализировать текст;
  • раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира некрасовского героя во всей его широте и целостности.

Развивающие:

  • совершенствование речи учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
  • продолжение работы по развитию культуры речи.

Воспитывающие:

  • воспитание у учащихся бережного отношения к языку;
  • формирование чувства любви к родному языку;
  • создание необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к творчеству Некрасова;
  • способствовать созданию поисково-творческой атмосферы в группах-командах.

Проектные:

  • создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения;
  • достичь осознания возможности возрождения человека, оступившегося в жизни.
ЦЕЛИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
  • организовать работу по теме урока, используя метод индивидуального и дифференцированного подхода и интерактивного обучения (работа в группах-командах, работа оппонентов);
  • способствовать созданию поисково-творческой атмосферы в группах-командах, творческой, доброжелательной обстановки на уроке.
ЦЕЛИ ДЛЯ УЧЕНИКА:
  • показать знания, понять непонятное, закрепить знания, “вынести” что-то новое, формировать навыки монологической речи.

ЗАДАЧИ:

  1. обсудить проблему;
  2. в процессе дискуссии проанализировать выдвинутые аспекты проблемы;
  3. способствовать формированию активной жизненной позиции; собственной уверенности, созданию образа “Я”.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ – исследовательский, эвристический, творческое чтение:

  • анализ текста;
  • аналитическая беседа;
  • дискуссия;
  • задание исследовательского характера;
  • метод децентрации;
  • учет психотипов учащихся и их учебных стилей;
  • целеполагание;
  • рефлексия деятельности.

ПЛАН УРОКА

  1. Вступление – мотивация.
  2. Выдвижение проблемы.
  3. Анализ проблемы.
  4. Выдвижение гипотез.
  5. Выбор аспекта проблем, распределение ролей в группах-командах.
  6. Публичное отстаивание и корректировка гипотез.
  7. Рефлексия.

ОБОРУДОВАНИЕ И СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ: тексты, схема (составляется по ходу урока), рисунки, словарь терминов, памятка для работы, выдержки из дневника Л.Н. Толстого.

СЛОВАРЬ

  • АСПЕКТ – точка зрения, взгляд на что-нибудь.
  • ВОПРОС – обращение, требующее ответа.
  • ГИПОТЕЗА – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
  • ДИСКУССИЯ – спор, обсуждение какого-то вопроса в печати, на собрании.
  • ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ

  1. Выберите себе тот аспект проблемы, который хотели бы представить многосторонне.
  2. Тщательно подберите факты (текст, художественное воплощение и тому подобное), работающие на вашу концепцию.
  3. Осознайте слабое место своих доказательств и подготовьтесь к вопросам оппонентов.
  4. Приготовьте вопросы по другим аспектам проблемы.
  5. Приготовьтесь к выступлению перед товарищами, помня о недопустимости агрессивного тона аргументов, перехода на личности, демагогии, отступлений от темы.

ХОД УРОКА

1. ВСТУПЛЕНИЕ – МОТИВАЦИЯ

На предыдущих уроках мы с вами говорили о героях поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, спорили, пытались выявить настоящих “счастливцев”, определить, в чем истинное счастье человека.

Сегодня перед нами другая задача. Нам необходимо разобраться в сложном жизненном вопросе: “Всегда ли человек проживает жизнь “без сучка и задоринки”? И если не всегда, то как вернуться на путь истины, добра и справедливости? Что этому должно сопутствовать?”

Тема урока: Возможно ли возрождение человека, оступившегося в жизни? (По поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", глава "Счастливые", образ Ермила Гирина).

УЧИТЕЛЬ. Для работы на уроке нам необходимо пользоваться словарем, памятками и текстом произведения.

Задаем вопросы к теме, пробуем поставить проблемный вопрос.

2. ВЫДВИЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Предполагаемые вопросы:

  1. Что значит “возрождение”? Стать прежним (каким?). Хорошим, честным, порядочным или начать всю жизнь сначала?
  2. “Оступившийся человек”, т.е. совершивший преступление или проступок в силу каких-то обстоятельств или умышленно, в силу жизненных принципов?
  3. Возможно ли вообще возрождение человека, и если “да”, то что влияет на это возрождение?

УЧИТЕЛЬ. Можно ли считать последний вопрос проблемным? Какая проблема скрыта в теме урока?

(В результате обсуждения учащиеся выходят на формулирование проблемы: “От чего зависит возрождение человека, оступившегося в жизни?”)

3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчеркивают в нем те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“от чего”, “зависит”, “возрождение”).

4. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ

Учащиеся вспоминают (пользуясь словарем), что такое гипотеза и на чем она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Предполагаемые варианты гипотез

  1. Возрождение зависит от самого человека.
  2. От характера.
  3. От взглядов и мировоззрения.
  4. От случая, везения, среды, окружения.
  5. От собственного выбора.

УЧИТЕЛЬ. Систематизируя варианты, можно представить следующую схему:

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВОЗРОЖДЕНИЕ?

ХАРАКТЕР (НАТУРА)

СВОБОДНЫЙ ВЫБОР

ОКРУЖЕНИЕ (СРЕДА)

5. ВЫБОР АСПЕКТА ПРОБЛЕМ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ГРУППАХ-КОМАНДАХ.

(Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, обдумывают факты, подтверждающие их. При выполнении КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАДАЧИ пользуются ПАМЯТКОЙ ДЛЯ РАБОТЫ).

6. ПУБЛИЧНОЕ ОТСТАИВАНИЕ И КОРРЕКТИРОВКА ГИПОТЕЗ

(Представляются собственные мнения, задаются вопросы, проводится корректировка).

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

  • слушать учителя;
  • работать с текстом;
  • вычленять главное из текста;
  • анализировать;
  • сопоставлять;
  • вступать в дискуссию;
  • делать выводы и т.д.

ПЕРВАЯ КОМАНДА

ХАРАКТЕР (НАТУРА)

Ермил Гирин – один из многочисленных крестьянских типов, представленных в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Краткая характеристика Ермила Гирина: честность, природный ум, строгая мораль, исключительное доверие крестьян к Ермилу Гирину, верность народу своему.

История Ермила Гирина изложена крестьянином Федосеем и “седеньким попиком”.

Ермил Гирин – мужик общительный, пользующийся полным доверием и уважением крестьян. Это подтверждает сцена торгов “сиротской мельницы”. Схитрили подьячие и стали требовать “задатков третью часть”. У Ермила денег с собой не оказалось, но он знает, к кому обратиться за помощью – к народу.

На площадь на торговую
Пришел Ермило (в городе
Тот день базарный был),
Стал на воз, видим: крестится,
На все четыре стороны
Поклон, – и громким голосом
Кричит: “Эй, люди добрые!
Притихните, послушайте,
Я слово вам скажу!”
Притихла площадь людная,
И тут Ермил про мельницу
Народу рассказал...
Ну, братцы! Видит бог,
Разделаюсь в ту пятницу!
Не дорога мне мельница,
Обида велика!
Коли Ермила знаете,
Коли Ермилу верите,
Так выручайте, что ль!…
И чудо сотворилося:
На всей базарной площади
У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую
Заворотило вдруг!
Крестьянство раскошелилось,
Несут Ермилу денежки,
Дают, кто чем богат.

(Такие строки, как “притихла площадь ЛЮДНАЯ”, “у КАЖДОГО крестьянина”, “КАК ВЕТРОМ, полу левую”, “НЕСУТ…ДАЮТ, КТО ЧЕМ БОГАТ”, конечно же, свидетельствуют об исключительном доверии и уважении к Ермиле Гирину).

Честность – так же отличительная черта характера героя.

Глядеть весь город съехался,
Как в день базарный, пятницу,
Через неделю времени
Ермил на той же площади
Рассчитывал народ.
Упомнить где же всякого?
В ту пору дело делалось
В горячке, второпях!
Однако споров не было,
И выдать гроша лишнего
Ермилу не пришлось.
Еще, он сам рассказывал,
Рубль лишний, – чей, бог ведает! –
Остался у него.
Весь день с мошной раскрытою
Ходил Ермил, допытывал:
Чей рубль? Да не нашел.
Уж солнце закатилося,
Когда с базарной площади
Ермил последний тронулся,
Отдав тот рубль слепым…

Природный ум, честность, порядочность Ермила Гирина мы можем наблюдать при дальнейшей работе с текстом:

К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы – выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил…

Ермил Гирин – человек строгой морали, он очень тяжело переживает свой проступок:

Покончивши с рекрутчиной,
Стал тосковать, печалиться,
Не пьет, не ест: тем кончилось,
Что в деннике с веревкою
Застал его отец.
Тут сын отцу покаялся:
“С тех пор,
Как сына Власьевны
Поставил я не в очередь,
Постыл мне белый свет!”
А сам к веревке тянется.
Пытали уговаривать
Отец его и брат,
Он все одно: “Преступник я!
Злодей! Вяжите руки мне,
Ведите в суд меня!”
Чтоб хуже не случилося,
Отец связал сердечного,
Приставил караул.

Ермил требует, чтобы его судили “всем миром”.

Ермиловы семейные уж не о том старалися,
Чтоб мы им помирволили,
А строже рассуди –
Верни парнишку Власьевне,
Не то Ермил повесится,
За ним не углядишь.
Пришел и сам Ермил Ильич,
Босой, худой, с колодками,
С веревкой на руках,
Пришел, сказал: “Была пора,
Судил я вас по совести,
Теперь я сам грешнее вас:
Судите вы меня!”
И в ноги поклонился нам.
Ни дать, ни взять юродивый,
Стоит, вздыхает, крестится,
Жаль было нам глядеть,
Как он перед старухою,
Перед Ненилой Власьевной,
Вдруг на колени пал!

Только человек с сильным характером, принципиальный, волевой, справедливый может требовать публичного суда над собой.

Гирин опровергает первоначальное представление странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин имеет все, что надобно для счастья: “и спокойствие, и деньги, и почет”, но в критическую минуту он этим “счастьем” жертвует ради правды народной.

Да! Был мужик единственный!
Да только, повторяю вам,
Напрасно вы проходите,
В остроге он сидит.

Автор не случайно дает возможность читателю порассуждать над судьбой героя… Душевная красота и благородство, бескорыстие, самоотверженность и способность к самопожертвованию делают его народным заступником.

ВЫВОД. Таким образом, рассуждая над проблемой возрождения человека, мы пришли к заключению: характер влияет на возрождение, но это должна быть личность с твердыми убеждениями, правильными жизненными принципами, владеющая понятием “совесть”.

ОППОНЕНТЫ

Говоря о натуре Ермила Гирина, вы подчеркиваете, что у героя характер сильный, волевой… А если допустить, что человек нерешительный, слабый, поддающийся влиянию окружающих, то тогда нет возможности возродиться?

УЧИТЕЛЬ.

Из дневника Льва Николаевича Толстого.

“…Что я такое?…
Я дурен собой, неловок, нечистоплотен и светски необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен, нетерпим…и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой… я так честолюбив и так мало чувство это было удовлетворено, что часто, боюсь, я могу выбрать между славой и добродетелью первую, ежели бы мне пришлось выбирать из них…”.

Что это? Набросок автобиографии? Исповедь? Выводы беспристрастного и пристального самонаблюдения?

Дневник Толстого не просто искренен – это более, чем искренность, потому что все привлекшие внимания собственные мысли, слова, поступки не просто откровенно отмечаются на страницах дневника, но и анализируются, рассматриваются “с изнанки”. Все заострено, преувеличено, но именно в заострении, преувеличении – непрощении себя – залог исправления, спасения. И у писателя появляется в дневнике новое, исполненное дела слово: усовершенствование.

ВТОРАЯ КОМАНДА

СВОБОДНЫЙ ВЫБОР

Цель жизни Ермила Гирина – делать добро, помогать ближнему. И, слушая крестьянина Федосея, мы убеждаемся в этом:

К нему подходишь к первому,
А он и посоветует,
И справку наведет;
Где хватит силы – выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
Худую совесть надобно –
Крестьянину с крестьянина
Копейку вымогать...
Трудненько было к новому,
Хапуге, привыкать…

Именно таким был Ермил. Его выбор –жить честно. Но автор поэмы не пытается идеализировать образ Гирина.

Второй рассказчик не славил Ермилу Гирина, припомнил, как тот скривил линию жизни: “На камень зуб попал…”. Народный герой Гирин тоже проходит через искушение. И он не удержался, принеся дело правды и мира в угоду личному делу.

Драма Ермила – его тяжкая ошибка и раскаяние.
Был случай, и Ермил – мужик
Свихнулся: из рекрутчины
Меньшого брата Митрия
Повыгородил он.

Отправив сына Ненилы Власьевны не в свой черед, он испытывает муки совести, которые не дают ему возможности жить так, как он жил прежде. Этот шаг он считает моральным преступлением. “Повыгородить меньшого брата Митрия” – это не добро, а самообман для Ермила Гирина.

Публичное разоблачение этого самообмана для героя важно так же, как и наказание, которое он должен понести (об этом говорилось предыдущей группой). Но над Ермилой Гириным вершится особое, не юридическое, правосудие. Он отдает себя в руки суда людского, мирского приговора, каясь всенародно:

Пришел и сам Ермил Ильич,
Босой, худой, с колодками,
С веревкой на руках…

Глубина нравственного страдания, потребность не в прощении, не в милосердии, а в самоочищении – эти качества крестьянина выявляют высокое в человеке.

Н.А. Некрасов ставит героя перед выбором. Ермил “при должности”, у него есть связи, к нему не только народ хорошо относится, но и сам князь. Все это давало возможность “закрыть дело”:

Известно, покричала бы
Да с тем бы и отъехала…

Но не таков Ермил Ильич. Он требует суда над собой. Его выбор – путь нравственного очищения через раскаяние.

И даже после “мирского суда” и штрафа, возложенного на него,

Ермил не скоро справился,
С год как шальной ходил.
Как ни просила вотчина,
От должности уволился…

Рассказ о Гирине выявляет серьезное, уважительное отношение к закону жизни по совести. Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести, порядочности, за что и был всему народу люб:

Брал за помол по совести,
Народу не задерживал,
Приказчик, управляющий,
Богатые помещики
И мужики беднейшие –
Все очереди слушались,
Порядок строгий вел!

Финал рассказа о Гирине так же значителен, как и его начало. Сказавший однажды: “Коли знаете, коли верите…” – скорее пойдет в острог, чем позволит усомниться в высоте веры, доверия, единства..

ВЫВОД. Разбирая составляющую проблемы “СВОБОДНЫЙ ВЫБОР”, мы пришли к выводу, что собственное разоблачение важнее, чем даже наказание. Возрождение человека невозможно без мук совести. Искупить вину помогает раскаяние, нравственная чистота и свободный выбор – то есть желание возродиться. Жить по совести – это свободный выбор Ермила Гирина. Делая такой выбор, он развивает лучшую сторону своей натуры.

ОППОНЕНТЫ

Всегда ли возможно жить “по совести”? (Не все люди имеют такой характер, какой был у Ермила Гирина. Художественный образ можно создать каким угодно хорошим, а в жизни бывают ситуации, когда приходится “покривить душой”).

ТРЕТЬЯ КОМАНДА

ОКРУЖЕНИЕ (СРЕДА)

Мы считаем, что возрождение человека во многом зависит и от окружающих людей, среды, в которой он находится. Ермил Гирин находился среди тех людей, КОТОРЫЕ ЕМУ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДОВЕРЯЛИ. Достаточно вспомнить эпизод, когда народ давал ему взаймы деньги на мельницу:

И чудо сотворпилося:
На всей базарной площади
У каждого крестьянина,
Как ветром полу левую
Заворотило вдруг…
Уж сумма вся исполнилась,
А щедрота народная
Росла: “Бери, Ермил Ильич,
Отдашь, не пропадет!”

Ермил Гирин – личность очень яркая, самобытная, индивидуальная, но необходимо обратить внимание на то, что этот образ неотделим от народа, то есть той среды, которая его окружает. Рассказ перекупки у Ермилы “сиротской мельницы” начат с массовой народной сцены. Сама сцена торга Ермилы с купцом Алтынниковым необычна. Это и реальный аукцион с председателем и подьячими, но и нечто большее: единоборство героя-богатыря с вражьей силой – “бой”. “сражение”:

Один купец Алтынников
С Ермилом в бой вступил,
Не отстает, торгуется,
Наносит по копеечке.
Ермило, как рассердится –
Хвать сразу пять рублей!
Купец опять копеечку,
Пошло у них сражение:
Купец его копейкою,
А тот его рублем!

Даже назван здесь Ермил Гирин почти мифологически – Ермило. И подобно всякому подлинно народному герою обретает слабеющий Ермило свою силу в народе Защищая мирское дело: как Минин, обращается Гирин к миру. И мир побеждает врага:

Хитры, сильны подьячие,
А мир их посильней,
Богат купец Алтынников,
А все не устоять ему
Против мирской казны –
Ее, как рыбу из моря,
Века ловить не выловить.

Рядом с доверием всегда стоит уважение. Ермила уважали за его ум, порядочность, честность, – все то, – что народ называл “ПРАВДОЙ”.

Просто и органично звучат слова: “Коли Ермила знаете, коли Ермилу верите, так выручайте, что ль!...” Сказано от сердца, и каждым сердцем узнана правда, так, что не надо иных гарантий и залогов. Простота и краткость усиливают здесь величие минуты. “Верите, знаете, выручайте” – в этих словах основа народного мироощущения.

Народ единодушен в своем добровольном желании поддержать Гирина в борьбе с купцом Алтынниковым, так велико доверие крестьян к Ермиле. Это с особой силой передано и в сцене сельского схода, выбирающего бурмистра:

А нам велел из вотчины
Бурмистра изобрать.
Ну, мы не долго думали,
Шесть тысяч душ, всей вотчиной
Кричим: “Ермилу Гирина!” –
Как человек един!
Это “почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!”

Его публичное раскаяние вызвало еще большую любовь и уважение:

И стал он пуще прежнего
Всему народу люб…
Народ им не нахвалится…

На наш взгляд, доверие и прощение является национальной чертой русского народа. Русский человек, поверив, умеет прощать.

ВЫВОД. Окружение, среда являются важным фактором для возрождения личности. Доверие к тебе со стороны окружающих людей заставляет тебя более требовательно относиться к себе и своим поступкам.

ОППОНЕНТ

А если окружение не благоприятствует возрождению? (Да, в жизни возможно именно такое окружение, которое способствует торможению развития личности. Но речь идет не о человеке, который выбрал для себя паразитирующий образ жизни, а о том, кто оступился и ХОЧЕТ изменить свою жизнь).

УЧИТЕЛЬ.

Какой можно сделать вывод? (Характер, нравственный выбор и окружение оказываются взаимосвязанными).

УЧИТЕЛЬ.

Что является доминантой среди этих составляющих? (Доминантой является ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА).

ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ОКРУЖЕНИЕ (СРЕДА)

На жизнь человека влияет его натура, выбор, окружение. Все они взаимосвязаны, но доминирующим все же является ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА. “ОБРАЗ ЖИЗНИ” способен развить, усилить или задушить природные человеческие качества.

7. РЕФЛЕКСИЯ (возможна в письменной форме)

Обсуждение, что удалось в дискуссии, а что нет; самооценка и, связанная с ней, самокоррекция. Выставление оценок на листочке.