Киностудия. Интерактивные формы урока

Разделы: История и обществознание


Современный учитель, работающий в школе XXI века, выполняет общественный заказ и должен подчиняться реформам, проводимым министерством образования России. Наши дети сейчас получают информацию, используя различные источники и информационные системы.

Учитель также может использовать гораздо больший объём информации, чем в начале моей педагогической деятельности, знакомиться и использовать инновационные модели обучения, овладение которыми для современного российского учителя, особенно такого стажиста как я, ставится под сомнение. Я считаю, что всё зависит от человека: если сам учитель является личностью, активно и эмоционально взаимодействует с учеником, открыто обозначает, но не навязывает свою позицию, то он всегда готов к использованию нововведений в учебном процессе. За 32 года работы в школе учителем истории, работая одновременно как в сельской, так и в городской школе (моя семья живёт в пригороде), я достаточно детально занималась методиками XX века, особенно меня интересовали интерактивные виды: дискуссии, ролевые и деловые игры, бригадный метод. На современном этапе эти методики трансформировались, как мне кажется, в метод исследований и метод проектов, которые подробно изложены в методической литературе. Метод не должен становиться самоцелью для педагога, хотя в истории методики можно насчитать немало индивидуальных, авторских школ, основанных новаторами, которые имели хорошие результаты, но держались на энтузиазме их создателей, сделавших благое творческое дело. Интерактивные методики всегда очень затратные, т.е. требуют подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, т.е. ребёнок не только получает систему ЗУНов, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и, что немаловажно, в коммуникационной. Я считаю, что не может быть спора об образовательной или воспитательной функции школы, она обязана делать и то и другое. Современная семья, к глубокому сожалению, если даже материально может обеспечить детей (развить их способности, дать образование), то системы ценностных ориентиров и технологий общения очень часто дать не может. Создание на учебных занятиях ситуаций реального пространства позволяют ученику найти индивидуальное решение проблемы свободы и необходимости (возьмут ли тебя в группу, быть лидером или подчиниться, проявить свои амбиции или творить для коллектива), решить вопрос о свободе внутренней и внешней. Широчайшее поле деятельности открывается при использовании компьютерных технологий на уроке. Элементарная демонстрация одного из уроков с электронного диска “История России” 20 века с предлагаемым аудио и звукорядом, проверочным тестом, данным в игровой форме, даёт импульс к познавательному использованию компьютера, в который большое количество детей просто играет. К сожалению, использование компьютерного класса для уроков истории пока не всегда осуществимая мечта.

Разнообразные формы урока позволяют учителю поддерживать должный интерес к предмету, решать учебные и воспитательные задачи, определять свой образ жизни, формировать систему ценностей своих учеников.

РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ В КОНЦЕ XIX ВЕКА”
(КРАЕВЕДЕНИЕ)

Урок-“киностудия” – деловая игра с элементами ретроспективности

Эпиграф:

“Слава нашей стране!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!”

Н.Кончаловская

Цели:

  • Создать яркий, впечатляющий образ человека эпохи “великих реформ”.
  • Сформировать представление о высоких моральных качествах русского человека (самопожертвование, помощь блаженным).
  • Научить работать с различными источниками, компоновать информацию, выстраивать иллюстративный ряд, образно воссоздавать события и представлять исторические личности.

Опережающее задание:

  1. Разбить класс на творческие группы.
  2. Сформировать художественный совет (режиссеры).
  3. Комплектование режиссерами творческих объединений (сценаристы, звукооператоры, композиторы, художники, монтажеры, дикторы, актеры).
  4. Познакомиться с литературой и экспонатами музея истории школы.
  5. Определить жанр фильма и создать его: сценарий, иллюстрированный ряд или игра актеров, музыка.
  6. Подготовить афишу фильма.
  7. Составить анкету своего героя.

Ход занятия

1. Постановка проблемы.

Тему “Русская деревня в конце XIX века” мы сегодня рассматриваем на краеведческом материале, связанном с историей нашего села Ближнего Борисова. Форма урока – киностудия. Сегодня три режиссера (Лебедева Ольга, Василишина Юлия, Кабанов Олег) показывают свои работы: мелодрама “Сельская учительница”, хронико-документальный фильм “Земство заседает” и телерепортаж с научно-практической конференции.

Режиссеры также составляют художественный совет, который должен оценить работы по трем критериям: содержание, оформление, эмоциональность.

Прежде чем предоставить слово творческим группам, я предлагаю задание, которое каждый из вас должен выполнить на уроке.

Вопрос: Какие события из истории России нашли отклик в истории села?

Слово режиссеру Василишиной Юлии.

Афиша “Мелодрама “Сельская учительница” по мотивам книги Тимофея Доброзракова “История села Борисовского”, по воспоминаниям Нины Петровны Мартыновой. Режиссер Василишина Юлия, художник Кадочникова Наталья.

Роли исполняют: Лапина Евдокия Ивановна, сельская учительница – Василишина Юлия. Сторож народного учителя – Горячев Михаил. Дети – Мансурова Наталья, Агапова Наталья, Шерстнева Мария, Иванова Татьяна. Диктор Кадочникова Наталья.

Характерная анкета героя:

  • Фамилия, имя отчество – Лапина Е.И.
  • Происхождение – крестьянская дочь.
  • Образование – гимназия А.Торсуевой
  • Личные качества – преданность своей профессии, самопожертвование.

Эпизод 1: Учительница у камина.

Диктор: “Это Лапина Евдокия Ивановна, одинокая женщина, которая так и не смогла создать семью, посвятив всю свою жизнь воспитанию крестьянских детей.

Учительница: (перебирает документы) “Давным-давно и я была девочкой. Вот это похвальный лист за успешное окончание третьего класса народного училища. Школьный дом находился на теперешней улице Больничной возле дома аптеки. В палисаднике весной цвела сирень. Зимой в школе жарко топились печки. А вот и Новый год. Священник Софийский играет роль Деда Мороза, в розовых атласных мешочках раздает подарки: пряники, зефир, конфеты – невиданное лакомство для крестьянских детей. А вот и свидетельство об окончании училища. Затем учеба в Нижнем Новгороде в частной женской гимназии Александры Торсуевой. Восьмой класс был педагогическим, и я стала учительницей”.

Эпизод 2: Школа. Вбегают четыре девочки, здороваются с учительницей, садятся за парты.

Учительница: “А где же наши мальчики?”

Девочки объясняют, что мальчики кто по дому помогают, кто с гор катаются.

Учительница: Спрашивает сторожа “Где же ваш Бориска?”

Сторож: “Не берите в голову, Евдокия Ивановна, считать научился, “Псалтырь” читает, а что пишет безграмотно, так в росписи ошибок не сделает. Да и не будет он больше учиться, дома нужно помогать”.

Учительница: “Да, не понимают крестьяне значения образования. Отчет вот писала. За десять лет в училище обучалось 190 человек, из них закончило четыре класса всего шестеро. Похвальными листами лишь четырех человек наградили. В нынешний год в школе 10 человек, из них семь духовного звания, одна мещанка и из крестьян двое. Из окрестных деревень за 10 лет из Кусаковки ходили в школу два человека, их Горок двое, из Изосимлева и Ройки по одному. Да и дом старый. В Новинках Иван Матюнин новый дом поставил для школы.”

Девочки: “Евдокия Ивановна, давайте поставим спектакль.”

Учительница: “Надо выбрать сценарий”.

Девочки: “Давайте “Цыган” поставим, нам эта пьеса прошлый год очень понравилась”.

Учительница: “Нынче давайте поставим что-нибудь другое”.

Звонок.

Учительница: “Пойдемте заниматься, темнеет рано, а освещения в школе нет”.

Конец.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос, напоминает художественному совету на необходимость оценки.

Слово режиссеру Лебедевой Ольге.

Афиша “Телерепортаж с научно-практической конференции “Хозяйственная деятельность села Борисовского во 2 половине XIX века. Режиссер Лебедева Ольга, репортер Судиловская Анна, художник Кожина Наталья, роли ученых исполняют Кожина Наталья, Госян Антонина, Козловикова Виктория, Иванова Татьяна, Сорокина Антонина, Лебедева Ольга”.

Характерная анкета героя:

  • Коллективный портрет сельского общества:
  • Происхождение: крестьяне, мещане, купечество.
  • Служебное положение: должностей не занимали.
  • Качества: трудолюбие, скромность, православие.
  • Участие в событиях: создавали экономику.

Эпизод 1:

Изображение на телеэкране

Репортер: “Мы представляем репортаж с научно-практической конференции, посвященной хозяйственной деятельности села Борисовского. Ученые: этнографы, географы, экономисты и историки изучили экономику села и представили свои доклады. Мы покажем наиболее интересные моменты этой конференции.

Реклама

Научный сотрудник: “Моя тема – “Местоположение и климат села Борисовского”. Расположено село изволоком (на горе), поэтому оно со всех сторон, кроме южной, представляется стоящим как бы в яме и не имеет хорошего вида. Ветер не постоянный, дует со всех сторон, но по преимуществу, с севера и с запада. При даже сильном северном ветре мельницы мелют тихо, или вообще не работают, так как ветер убивается в гору, и, поднимаясь из-под нее, стелется низом…”

Реклама

Репортер: “С ветрами понятно, мельницы крутятся, но ведь что-то надо и молоть”.

Реклама

Экономист: “Я расскажу о сельском хозяйстве. По занятиям здешние жители, по преимуществу, земледельцы, но есть между ними и ремесленники, промышленники и торговцы. На удобренной десятине при хороших условиях произрастания рожь родится – сама 6, пшеница – сама 5, горох – сам 8, лен – сам 5, ячмень – сам 8. На не удобренной почве половину всего. Своего хлеба на год не хватает, “два года третий съедают”.

Реклама

Репортер: “Молоть, похоже, на самом деле нечего. Чем же еще перебиваются жители Борисовского?”

Реклама.

Экономист: “Я расскажу об огородничестве и садоводстве. Оно только для домашнего довольствия развито. Крестьяне выращивают картофель, огурцы, свеклу, лук, редьку, репу, бухту (брюкву), капусту, горох, бобы, мак, подсолнечники, тыкву, свеклу. Садоводство тоже незначительно. Малину продают в Нижнем фунт по 2-3 коп.. Пчельников в приходе 6 (около 150 ульев). Цена на мед 7.50 за пуд”.

Реклама.

Репортер: “Значит, было и сладенькое. А пахали на чем?”

Реклама.

Экономист: “Я расскажу о животноводстве. Порода домашнего скота обыкновенная. Лошадь стоит от 20 до 100 рублей. Корова от 35 до 60 рублей. Содержать лошадь и корову на сене и мешанине стоит от 25 до 35 рублей в год, а если на сене и овсе, то на лошадь нужно не менее 75 рублей в год. Овец держат мало. Нередко случаются падежи скота.”

Реклама.

Репортер: “Да, от такого сельского хозяйства поневоле займешься ремеслом. О, это доклад уважаемого профессора.”

Реклама.

Профессор: “Я, доктор экономических наук, исследовал развитие ремесла. Преимущественно развито кузнечное дело. Есть 18 кузниц, 3 каретных заведения, кузнецов 200 человек. В горах при реке Оке добывается бут и алебастр, который сплавляется на досчаниках в Кунавино. Валенщиков в приходе шестеро, портных 17, сапожников 10, печников 5, мясников 8. В городе работают отходниками: приказчики, служащие в трактирах половыми и буфетчиками, извозчики ломовые и лихачи, солоносы (клюшники), машинисты по пароходной части (шестеро). Мельниц в приходе 12 ветреных и 1 водяная, кирпичных заводов 2”.

Реклама.

Репортер: “Неужели хозяйство так скучно? А было что-нибудь поинтереснее?”

Реклама.

Этнограф: “Я расскажу об одежде. Летом крестьяне носят черной русской овечьей шерсти или немецкого сукна кафтаны. Зимой – овчинные дубленые полушубки и тулупы, крытые сукном. На голове носят картузы. Белье у пожилых самотканое: пестрорядные рубахи с такими же портами, а у молодых рубахи ситцевые, кумачовые, с панковыми и триковыми штанами. Те, кто служат в городе, носят “немецкую” одежду – суконные сюртуки с брюками и жилеты, зимой пальто на вате, некоторые ходят даже с часами. Женщины носят ситцевые шерстяные и шелковые сарафаны и платья. Обувь летом – лапти, зимой – валеные сапоги”.

Реклама.

Репортер: “Нам пора заканчивать, так как заканчивается наше эфирное время”.

Конец.

Учитель напоминает про работу в тетрадях и деятельность художественного совета.

Слово режиссеру Кабанову Олегу.

Афиша “Документальный фильм “Земство заседает”. Режиссер Кабанов Олег. Художник Клепач Андрей. Монтажер Кузьменко Александр. Роли исполняют: Майеров А.К., крестьянин – Ткаченко Андрей, Бухвалов И.П., крестьянин – Кузьменко Александр, Козлов В.П., помещик – Кабанов Олег, Садовский Я.А., становой пристав – Чикунов Алексей, Гениев А.Д., владелец мельницы – Коробков Дмитрий, Зерчанинов А.Е., священнослужитель – Шилкин Вадим, Шмидт И.С., землемер – Клепач Андрей, Ширкалин И.С., владелец завода, купец – Тарасенков Павел.

Характерная анкета

  • Коллективный портрет Земского собрания уезда
  • Дворяне, разночинцы, купцы, священники, крестьяне.
  • Образование – начальное, среднее.
  • Владельцы недвижимости, чиновники.
  • Качества: предприимчивые, деловитые, общественники, благотворители.
  • Занятия: организация хозяйства в поселениях, помощь образованию, здравоохранению.

Эпизод 1. Крестьяне перед Земским собранием.

Майеров: “Господа еще не пришли?”

Бухвалов: “Нет еще. Как дела с новой маслобойкой?”

Майеров: “Удачно, только простаивает много. Надо соседей приглашать, чтобы не молоко в город носили, а маслом продавали, дороже выйдет. А ты что производство не раширяешь?”

Бухвалов: “Сырых кирпичей можно сделать сколько угодно, и не дорого, 85 копеек за 1000 плачу. Глина своя, обжиг дорогой, 3 рубля за 1000 выходит. Купец Ширкалин из Новинок на своим досчанике по Оке кирпич в Кунавино сгоняет по 1,50 руб. за 1000 , а мне за подводы платить в трое больше.

Эпизод 2. Господа перед Земским собранием.

Мужики: (кланяются): “Здравия желаем.”

Козлов: “Здорово мужики. (Садовскому) Как ваш сад, господин пристав?”

Пристав: “Молодые присадки, которые я у вас купил, хорошо прижились. Оранжерею вашу вспоминаю, какая красота!”

Козлов: “И красота, и доход. В благоприятное лето до 700 рублей выходит. (Гениеву) А вы, господин Гениев, не хотите садоводством заняться?”

Гениев: “Мне интересу нет такой доход получать” (проходит).

Козлов: (приставу) “Правда, что проблемы у господина мельника с крестьянским обществом?”

Пристав: “Еще какие! Скот на его лугах пасется из прогонных гуртов, опять заразу какую-то занесли, падеж начался в крестьянском стаде”

Походят купец, священник, землемер.

Эпизод 3. Заседание Земского уездного содрания.

Козлов: “Пора начинать. Представляю вам, господа, нового члена нашего Собрания, купца Ширкалина Ивана Степановича. Он снял у господина Соловьева землю на 6 лет и устроил в Новинках кирпичный завод. Сегодня мы слушаем отчет землемера Шмидта о состоянии дел в Борисовским приходе”.

Шмидт: “Душевой надеж крестьян от 1,25 десятины до 4,5 десятины. Владение землей на половину черезполосное и сплошное. Передележка земли бывает редко, оброку платят с души от 2,50 рубля до 10 рублей, кроме общества, временнообязанного госпоже Озеровой в селе Борисовском, которое оброку уже не платит 2,5 года, потому что владельцы имения по неизвестной причине его не требуют. В платеже оброка существует круговая порука”.

Козлов: “Состояние земельных дел удовлетворительное, должников по платежам нет”.

Зерчанинов: “Вопрос о храме, который помещица А.Н.Елагина в 1794 году построила в селе Борисовском над прахом мужа нижегородского вице-губернатора, статского советника П.В.Елагина. Храм ремонтировался наследниками госпожи Елагиной, но после освобождения крестьян от крепостной зависимости оставлен без обеспечения, приходит в ветхость”.

Козлов: “Не пробовали найти покровителя сему храму?”

Зерчанинов: “По словесному предложению нижегородского епископа Нектария искали покровителей храма в Нижнем Новгороде, но не нашли, придется храм упразднить”.

Козлов: “Как дела в народном училище, где вы преподаете?”

Зерчанинов: “Дом старый, собираем с учеников по 3 копейки на отопление и оплату сторожа”.

Козлов: “Земство будет платить учительнице как и раньше, 125 рублей в год. (Гениеву) Как дела после пожаров?”

Гениев: “Пожаров крупных за последние 10 лет было 5: в селе Борисовском в 2 пожара сгорело 29 домов. В Новосильцевских Новинках 13 домов, в Кусаковке 33 сенницы, 5 амбаров, 9 овинов на сумму 5600 рублей. Для прекращения пожаров имеются две огнегасительные трубы: одна в Борисовском, другая в Кусаковке, купленные уже после пожара. Ею пользуются Горки, Изосимлево, Кокшарово. В каждой деревне в припасе бочки с водой, багры. На ночь оставляют 1-3 лошади, ночные караулы есть. Страхование от Земства –обязательно. Оценка домов от 10 до 200 рублей серебром. Сейчас платят с оценочного рубля 5-6%”.

Козлов: “Страхование от Земства оставим такое же. (Приставу) Как дела с происшествями?”

Пристав: “В первых числах июля (1849) было наводнение, начавшееся с 1 часа полуночи и продолжавшееся до рассвета. Разрушен мост через овраг, снесло 5 бань, залило колодец, затопило луга (трава была пышная). После наводнения долина, по которой шла дорога в деревню Ольгино на Арзамасский тракт, стала превращаться в овраг. Борисовское общество вместо моста устроило земляную плотину, за которой накапливается вода”.

Козлов: “Хорошо, что пруд, можно воду брать для полива и для тушения пожаров пригодится. Господа, не пора ли отобедать, ресторация к нашим услугам.”

Господа уходят, крестьяне остаются.

Бухвалов: “Мы уж своим обойдемся”.

Конец.

Учитель: “Вы просмотрели фильмы и репортаж. Пока художественный совет выносит оценки, прошу приступить к работе в тетрадях”.

Оценка художественного совета фильмов и телерепортажа.

2. Домашнее задание (Дифференцированное)

  • на “удовлетворительно” – перечислить события из истории России, нашедшие отклик в истории села
  • на “хорошо” – сгруппировать эти события, отметив положительные и отрицательные стороны
  • на “отлично” – написать эссе “Герой своего времени (конец XIX века)”. Выразить свое отношение к личности конкретного человека.