Проблема становления гражданина – ученика средней школы путем дополнительного образования

Разделы: Внеклассная работа


Проблемы становления гражданина  - ученика средней школы - путем дополнительного образования.

Воспитание гражданских качеств – это прежде всего воспитание морально – нравственных качеств. Нравственная основа – тот стержень , на котором должна основываться жизнедеятельность каждого гражданина.

Необходимость решения данной проблемы вызвана тем , что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения , отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные . Престижными становятся невысокие образцы “ легкой культуры” , освоение которых не требует от человека серьезной умственной и душевной работы , проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников , низкая культура чувств , незначительный интерес к истории , непонимание ее закономерностей , преобладание абстрактных , схематических представлений о прошлом , идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколением .

Задачи гражданско – правового содержания:

  1. Развивать гражданственность и патриотизм личности на основе формирования элементов правовой , нравственной и экономической культуры.
  2. Обогащать социальный опыт личности.
  3. Помогать личности в самопознании , самоопределении и самосовершенствовании.

Главное для преподавателя : передать знания о правах и свободах, демократических и гражданских ценностях, создать обстановку, способствующую свободной дискуссии , на личном примере показать открытость и терпимость к противоположному мнению .

Сегодня меняются отношения гражданина России с государством и обществом . Человек в демократическом обществе получил больше возможности реализовать себя как самостоятельная личность , в то же время выросла ответственность за свою судьбу и судьбы других людей.

Воспитать такого человека , используя все новые подходы , на уроках обществознания и граждановедения невозможно. Необходим личный пример , поддержка ребенка , практика внеурочная и неформальная.

Именно через правовой клуб можно решить такие проблемы. Мы можем воспитать активных граждан в том случае , если в начале жизни они почувствуют , что свободны в организации своего бытия . Такие неформальные объединения , создающиеся по желанию самих ребят , дают возможность подросткам прожить школьные годы в правовой безопасности и уважении достоинства.

Идея создания правового клуба для подростков была оформлена в 2000 году. В городе проводилась радиовикторина “ Защити свои права” . Желающих участвовать было много. Сначала ребята собирались на консультации , затем возникла необходимость решить другие насущные проблемы. Касающиеся собственных прав , жизненных ситуаций или просто пообщаться . Ребята сами придумали название “Я и закон” , девиз : “Мы должны быть рабами законов , чтобы быть свободными .” Цицерон. Написан гимн клуба :

Чтоб права наши знать и
Законы защищать повсюду .
Чтоб в жизни нелегкой
Никогда не попасть в беду!
Приходите в наш клуб
И тогда можешь быть спокоен ,
Мы поможем тебе
Мы найдем любую статью !
Послушай !
Изучай права ,
Изучай вместе с нами.
Изучай права, чтоб их применить.
Защищай закон , он всегда нам поможет.
Защищай закон , чтоб права свои состоять !
А попасть в этот клуб , поверь нам , не так уж сложно ,
Нужно только к нам заглянуть на наш огонек
И потом мы проверим тебя и твои убежденья ,
И получишь ты нашего клуба значок!

СТРУКТУРА КЛУБА

ПРЕЗИДЕНТ ( 1 ГОД )

Совет клуба: активисты

1 , 2 и 3 поколения

Мастера
1 поколение
9-11 классы
Проводники
2 поколение
5-8 классы
студенты
Искатели
3 поколение
Новички

ШКОЛА

КДТ

1,2,3 поколения

  • Традиции встречи
  • юр. консультации
  • Символика конкурсы
  • атрибуты викторины обучение
  • лекции , беседы
  • конференции

Каждое КДТ готовит творческая группа по интересам /обязательно из трех поколений/

Формы работы :

- интеллектуальные игры “Дебаты”;

- “Открытые микрофоны ”;

- деловые игры;

- правовые лектории и гражданские форумы по обсуждению острых вопросов современности;

- беседы с юристами , членами правоохранительных органов;

- правовые викторины;

- сюжетно-ролевые игры;

- конференции.

За 4 года работы клуба привлечено около 180 ребят (из них 32- уже студенты 1-3 курсов гуманитарных факультетов ). Кроме своей собственной программы ребята участвовали 3 года в городской радио викторине “защити свои права ” , где подавляющегося большинством призовых мест было у ребят клуба . В 2001 году ребята- старшеклассники приняли участие в российской викторине “оставь свой след” 2 старшеклассников были приглашены на обучение в московские институты на правоведческий факультет .

В 2001 году – ребята участвовали в Российском конкурсе “Россия в XXI веке”; 7 старшеклассников стали лауреатами и получили дипломы .

В 2002 году 3 ребят участвовали в российском конкурсе “Права человека в 21 веке ” – проводившийся в Новосибирске .Работы ребят были награждены дипломами .

С каждым годом ребята становились дружнее . Важен сам принцип, что ребята общаются по предмету правовой и гражданской культуры , вместе общаются разные возраста , у одних есть возможность научиться , у других есть возможность передать свой опыт , почувствовать себя взрослым , стать ответственнее , есть возможность найти выход из создавшейся ситуации ; ребята собираются сами , по собственному желанию , без напора извне , подростки могут свободно поделиться своей проблемой и попытаться найти выход из нее.

В 2004 году в мае ребята вместе со своими семьями участвовали в олимпиаде семейной городской и заняли 2 место (Семья Карповых).

Сценарий открытого заседания городского правового клуба “Я и Закон ”

Звучит музыка

Вед. : “Добрый день, уважаемые гости , преподаватели , участники городской радио-векторины “Защити свои права”, а также члены городского клуба “Я и Закон” . Мы рады приветствовать вас на открытом заседании клуба “Я и Закон”.

Сегодня мы собрались ,чтоб принять новичков в наш клуб,

Подвести итоги нашей работы за этот год,

Познакомить тех , кто не знает наш клуб с принципами его работы

Наметить новый план на будущие.

Наш клуб совсем молодой , но у нас есть уже трое ребят , которым присвоено звание “МАСТЕР”.

Те ребята , которые проработали в клубе почти целый год , им присвоено звание “ПРОВОДНИК” . А те ребята , которые вступают сегодня в клуб , получают звание “ИСКАТЕЛЬ”.

И сегодня мы принимаем в свои ряды самых молодых участников нашего клуба . На эту сцену приглашаются для принятия торжественной присяги : (Фамилии подростков)

Для посвящения на сцену приглашаются “ПРОВОДНИКИ” клуба:

Клятву произнести.(зачитывают клятву)

Я,…….,Торжественно клянусь изучать историю своего государства,

Изучать свои права ,

Нести эти знания другим,

Помогать товарищу

Уважать старших , не обижать младших

Чтить и уважать традиции клуба

Участвовать в общих делах

Не нарушать законы клуба

(Все вмести говорят : “Клянемся, Клянемся, Клянемся!”

Звучит гимн России

Ребята-проводники вручают удостоверения. (Фанфары)

Вед.: Сегодня мы хотим познакомить тех, кто не знает наш клуб с некоторыми принципами его работы :

  1. Принцип отдачи : умеешь сам , научи другого.
  2. Принцип коллективизма : коллектив сила.
  3. Принцип человеколюбия : помогай нуждающимся.
  4. Принцип самостоятельности : учись делать все сам.
  5. Принцип самооценки : изучай самого себя ,знай свои сильные и слабые стороны.
  6. Принцип познания : век живи - век учись.

Мы предлагаем вашему вниманию мини-игру “Имею право”.

В игре принимают участие три команды, состоящие из ребят второго и третьего поколения , т.е. ребята – проводники и ребята – искатели . (Знакомство с жюри )

Вед.: Игра состоит из трех туров. Первый тур – представление команды . Второй тур – “ заморочки” (каждой команде представляться несколько одинаковых вопросов. За одну минуту должны быть даны ответы.) Третий тур – “Юридическая консультация” (каждой команде показывается ситуация которую они должны обсудить и ответить ):

Все туры будут оцениваться по 5- бальной шкалы.

1 балл - спасибо за участие

2 балла – есть первые шаги к познанию

3 балла – понимание проблемы в наличии

4 балла – хорошо , но без изюминки

5 баллов – молодцы!

-ФАНФАРЫ-

Объявляется первый тур (представление команд)

(Итоги первого тура)

Вед.: Объявляется второй тур “Заморочки”

Раздаются вопросы:

““Заморочки””

  1. В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности?
  2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассника?
  3. Какова самая строгая мера наказания для несовершеннолетних?
  4. Если подросток совершил преступление , а сам не достиг возраста уголовной ответственности куда его отправляют?
  5. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все преступления , предусмотренные УК РФ?

Вед.: время второго тура истекло . (помощники собирают ответы и отдают жюри)

Вед.: Объявляется третий заключительный тур “Юридические консультации” Каждой команде предлагаются одна и та же ситуации . Команды должны ответить :

1. Как выйти из ситуации .

2. На какие статьи закона опереться

3. Какова мера наказания нарушившему закон

Вед.: Слово для поведения итого объявляется многоуважаемому жюри (выступление жюри).

Вед.: На этом наша работа не заканчивается , каждому присутствующему предлагается небольшая анкета , где вы должны отметить , что вам сегодня понравилось , что можно еще интересного провести , и желаете ли вы вступить в члены нашего клуба . Не забудьте оставить свой адрес и контактный телефон , чтоб в случаи вашего пожелания вступления в клуб мы могли с вами связаться . Все анкеты вы оставите на столе при выход из зала .Итак , мы вам рассказали короткую историю из жизни нашего клуба и надеемся на совместную деятельность.

Юридическая консультация

  1. Катаясь по льду на реке , девочка упала в прорубь . Недалеко от места происшествия проходили люди , среди которых были и вы. Каковы ваши действия.
  2. Учащиеся очень боялись к\р. Один ученик сказал , что знает верный способ отменить ее. Утром он позвонил директору школы , и изменив голос ,сообщил, что в одном из кабинетов заложена бомба. Занятия в школе были отменены . Является ли данная ситуация преступлением? Если да, то какое наказание может последовать?
  3. Петров просил Иванова дать взаймы 1тыс. руб. Мальчикам было по 14 лет. Иванов взял деньги у родителей и отдал их Петрову , обговорив что Петров через месяц деньги отдаст .Через 1,5 мес. Иванов потребовал вернуть деньги , но Петров деньги не возвратил. Кто прав ? Как поступить Иванову.

Предлагаемый сценарий основа для проведения открытого заседания клуба. Формы проведения могут изменяться .