План-конспект по предмету "Час здоровья" во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Час здоровья.

Тема: “Мозг – наш главный командир”.

Цель: 1. Знакомство учащихся с основной функцией мозга.

2. Развитие зрительной, слуховой памяти, связной речи.

3. Воспитание бережного отношения к своему организму.

Оборудование: плакаты “Строение мозга”, “Нервная система”; музыкальные инструменты (ложки, бубен, погремушка); свеча, запись музыки “Утята”, салфетки с запахом духов, пирогов; яблоки, огурцы, морковь, сыр или другие продукты схожей плотности, нарезанные одинаковыми кубиками, таблица.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
 
2. Актуализация      

На доске плакат “мозг” Запись ответов учащихся на доске.

- Сегодня, на уроке мы поговорим о внутреннем органе человека. Догадайтесь, о чем пойдет речь:

- внутренний орган человека;
- находится в голове;
- его защищает череп.

- Что это такое? (Мозг).

- Как вы думаете, какую работу выполняет наш мозг?

3. Тема урока - Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Мозг. Работа мозга).
4. Информация учителя. Плакат: “Нервная система” - Мозг – это большой центр управления всем нашим телом. В мозг по нервам, как так по проводам, поступают сигналы от разных частей тела.

Мозг все занимает, перерабатывает поступив-шую информацию и посылает команды всем органам. Мозг – наш главный командир.

5. Эксперимент №1 “Горящая свеча” - Давайте проведем небольшой эксперимент. Я держу палец над горящей свечой.

- Почему не могу долго держать?

- Что же произошло?

В мозг по нервам поступил сигнал. Мозг принял информацию и послал команду к мышцам рук. Это произошло очень быстро.

6. Эксперимент №2 Проведем еще один эксперимент, который покажет, как работает наш мозг. Положите руки ладонью на стол. А теперь начните думать о том, как поднимаете руки – думайте, но рукой пока не двигайте. Как только вы увидите цифры 1-2-3 – поднимите руки. Итак, приготовились: 1-2-3.

- Что произошло?

  1. Клетки большого мозга сообщили нервам, идущим к руке, что по ним скоро будет послан сигнал.
  2. В тот момент, когда вы поднимали руки боль-шой мозг послал сигнал к мышам рук.
7. Информация Учителя по плакату “Мозг”
  • Мозг – состоит из трех отделов: мозгового ствола, благодаря которому мы дышим и работает наше сердце; мозжечка, который следит за работой мышц и движениями тела; коры мозга. Поверхность коры головного мозга вся покрыта извилинами и разделена на специальные участки (зоны). Каждая зона отвечает за свою работу: движение, разговор, память, зрение, способность различать запахи и звуки, способность писать.
8. Зона зрения. - Проведем небольшой эксперимент. Я показываю рисунок. Смотрите и запоминайте, потом нарисуете то, что запомнили.

(Работа в группах).

- Какая группа сделала точный рисунок?

- Чтобы нарисовать этот рисунок, что мы сделали?

- Откуда сигнал поступил в мозг?

  • Поверхность коры головного мозга имеет зону зрения, которая запоминает все, что видят наши глаза.
9. Зона слуха. Я играю на инструментах. Запоминайте звук каждого инструмента (бубен, ложки, погремушка). Теперь, закрыв глаза, по звуку должны определить инструмент. первая группа – ложки вторая – бубен третья – ложки четвертая – погремушки

- Откуда поступил сигнал в мозг?

  • Находящийся в коре головного мозга, зона слуха позволяет нам узнавать и запоминать звуки. Благодаря ей, мы можем заниматься музыкой.
10. Формулировка. Зона движения. - Запоминайте мои движения. (Показывает движения танца “Утята”).

- А теперь повторяйте вместе со мной. (Танец “Утята” по фонограмме).

  • Мозжечок и зона движения контролируют работы мышц, помогают нам запоминать сложные движения, танцевать, заниматься фигурным катанием, гимнастикой.
11. Зона речи: - У вас на столах листочки с текстом. Возьмите и прочитайте про себя.

На листочках правила, которые нужно соблюдать.

 

  1. Всегда хорошо высыпайся. Уставший мозг не может хорошо работать.
  2. Регулярно и полноценно питайся. Если мозг “голодает”, он плохо соображает.
  3. Сдерживай свой гнев, не давай воли нервам. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу развиваться.
  4. Не пропускай мимо ушей то, что говорят тебе родители и учителя. Кто умеет внимательно слушать, тот может хорошо учиться, и мозг получает тренировку.
  5. Читай много хороших книг.
  6. Полезны для мозга такие передачи, из которых ты узнаешь что-то новое.
  7. Старайся завести как можно больше друзей. У кого много друзей, тот много знает.
  8. Если тебя что-то серьезно беспокоит, скажи об этом родителям. Слишком долго переживать, долго чувствовать себя плохо и несчастным вредно, особенно для твоего мозга и нервной системы.
  9. Почаще улыбайтесь!

- Что узнали из прочитанного?

  • Зона речи разбирает то, что мы читаем и слышим. Отдает приказы губам, языку и управляет голосом.

Гипоталамус

Гипоталамус – это часть мозга, которая отвечает за аппетит, страх, гнев, поддерживает температуру тела.

12. Зона вкусового ощущения.
  • Проведем эксперимент. Проверим, сможем ли мы определить вкус с закрытыми глазами.

(На тарелках яблоки, огурцы, морковь, сыр или другие продукты схожей плотности нарезанные одинаковыми кубиками. Первой группе можно дать – яблоки, второй – огурцы, третьей – морковь, четвертой – сыр).

  • Узнали ли вы вкус?
  • Как узнали?
  • Зона вкусового ощущения. Сюда приходят сигналы тот языка, и мы узнаем, что едим – сладкое, соленое, кислое или горькое.
13. Зона обоняния. Каждой группе раздается по две салфетки разных цветов с запахом одеколона и пирога.
  • Определите запах салфеток.
  • Как узнали?
  • Откуда поступил сигнал в наш мозг?
  • Зона обоняния позволяет распознавать запахи и запоминать их. Мы можем узнавать по запаху, что готовит на кухне мама.
14. Память.
  • Кто вспомнит, как встречал Новый год, когда ему было 5 лет?
  • Кто вспомнит, что делал вчера после уроков?
  • Что нам помогает вспомнить? (Память).
  • Есть две зоны в мозге – одна сохраняет давние воспоминания, другая недавние.

Работа памяти – это очень сложный процесс.

15. Итог урока.
  • Что нового узнали?
  • Какую работу выполняет наш мозг?