Обобщающий урок математики в 6-м классе по теме: "Положительные и отрицательные числа"

Разделы: Математика


Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика, 6 класс.

Цели урока:

  • Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы.
  • Развивающие: способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать математический кругозор, мышление, внимание и память.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование урока: инструменты, карточки для самостоятельной работы (в 4х вариантах).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня мы повторим тему “Положительные и отрицательные числа”. Приведем в систему изученный материал: координаты на прямой, противоположные числа, модуль числа, сравнение чисел, изменение величин.

Цель сегодняшнего урока: подготовиться к контрольной работе.

II. Повторение теории:

а) Ответить на вопросы

1. Чем задается координатная прямая?

2. Что называется координатой точки на прямой?

3. Какие числа называются противоположными?

4. Какое число противоположно самому себе?

5. Какие числа называются целыми?

6. Что называется модулем числа?

7. Правила сравнения чисел:

“+” и “-” 2 способа (по правилу и с помощью координатной прямой)

“-” и “-” 2 способа

“-” и “0” 2 способа

“+” и “0” 2 способа

8. Величина изменилась на “+6” (“-2”). Что это означает в отношении:

а) длины пружины

б) температуры

в) координатной прямой?

б) Игра “8 тестовых вопросов”

На доске записано целое отрицательное число “-23”. Ученик должен быстро ответить на вопросы, которые учитель задает в краткой форме:

1) Какое это число?

2) Его модуль?

3) Где располагается на координатной прямой?

4) Соседние с ним целые числа?

5) Два числа, меньших его?

6) Два числа, больших его?

7) Противоположное число?

8) Расстояние между точками с координатами -23 и 23?

в) Графический диктант.

Учитель произносит верные утверждения и заведомо ложные. Если утверждение “ложное”, то учащиеся у себя в тетради отмечают знак

Если утверждение “верное”, то в тетради появляется знак

Я утверждаю, что:

1) Прямую, с выбранным на ней началом отсчета и направлением, называют координатной прямой.

2) Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой точки.

3) Два числа, имеющие одинаковые знаки называют противоположными.

4) Число 0 противоположно самому себе.

5) Числа, которые используют при счете предметов, называют целыми.

6) Модуль может быть отрицательным числом.

7) Из двух отрицательных чисел больше то, которое на луче расположено правее.

8) Температура изменилась на 5є. Это означает, что температура понизилась на 5є.

Ответ:

Затем учащиеся обмениваются тетрадями для проверки графического диктанта и оценивания его. Оценка выставляется карандашом на полях тетради.

III. Решение заданий.

1. Сравнить числа (а,б,в – устно, но с пояснениями; г,д – письменно):

а) 8,2 и -5,2

б) -3,1 и -3

в) 0 и –

г) - и - Ответ: -> -

д)- и - Ответ: -< -

2. Найти значение выражения (а – устно, б,в – письменно):

а) |-3,8| + |-2,5| = 3,8 +2,5=6,5

б) |-4| - |-1| = 4– 1 = 3 = 2= 2

в) |-4,32| : |-1,8| = 4,32 :1,8 =2,4

3. Решить уравнения (комментирование):

а) – у = 7,5 (ответ у=-7,5)

б) –х = -13,7 (ответ х=13,7)

в) |х| =7 (ответ х1=7, х2=-7)

Дополнительное задание:

Отметьте на координатной прямой точки:

D(5); F(-3); M(4,5); N(-4,5); C(-1)

IV. Самостоятельная работа (4 варианта по карточкам).

I вариант

1. Отметьте на координатной прямой точки:

М(-5); N(3); B(2,5); A(-1,5); C(-2,5).

а) Какие точки имеют противоположные координаты?

б) В какую точку перейдет точка N при перемещении по координатной прямой на -10? На +3?

2. Сравните числа:

-1,5 и -1,05

-2,8 и 2,7

-ѕ и -?

3. Найдите значение выражения:

|-3,8| : |-19|=

|-1|• 4 =

|3,5|+|-1| =

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание: Повторить п.26-30, № 994 (е,ж,з), 973, 904.