О новых формах педагогического совета

Разделы: Администрирование школы


Обучать, значит вдвойне учиться.

Жубер.

Педагогический совет в гимназии – это лаборатория педагогического мастерства, одно из условий развития экспериментально – исследовательской работы в гимназии. Мы определили для себя, что педагогический совет должен быть генератором интересных идей, поэтому к его подготовке мы привлекаем как можно больше людей. Педсовет в гимназии – это орган, который объединяет всех общей заботой о сегодняшнем и завтрашнем дне гимназии, побуждает к поиску, творчеству, создает в коллективе атмосферу доверия, взаимопонимания и уважения. Педагогический совет в нашем образовательном учреждении выполняет следующие методические функции: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие.

Все начинается с этапа планирования, который осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагается разработать творческим группам, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Разрабатывается план педагогического совета, вопросы для обсуждения, библиография.

Этап подготовки. Подготовку к педагогическому совету одновременно проводят творческие группы и предметные кафедры совместно с администрацией. Идет разработка сценария педагогического совета. Каждая творческая группа получает задание изучить состояние проблемы на своем участке. К работе групп подключаются члены администрации, руководители кафедр.

Творческие группы совместно с администрацией:

  • занимаются разработкой вопросов к педагогическому совету;
  • проводят анкетирование педагогов и учащихся;
  • продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни);
  • посещают уроки и внеклассные мероприятия;
  • оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме;
  • изучают документацию образовательного учреждения;
  • разрабатывают памятки;
  • готовят объявление о предстоящем педагогическом совете;
  • разрабатывают проект решения и рекомендации.

Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педагогическому совету обеспечивается тем, что в учительской за месяц или более вывешивается плакат - объявление о предстоящем педсовете.

Этап проведения. Длительность педагогического совета по времени - 2 - 2,5 часа.

Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее рабочим президиумом и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения и, наконец, проводится голосование окончательного варианта решения в целом.

Ниже приводятся рабочие материалы по подготовке к педсовету.

План подготовки к педсовету по теме:

“Психолого – дидактический аспект развития познавательного интереса у школьников”

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Недели

цикла

(12.01.04 – 23.03.04)

Содержание

деятельности

Ответственные

1-2 неделя

1. Подбор методической литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала.

Михайлова Н. Г.

Мельникова Н. А.

Нестерова Н. П.

3 неделя

2. Обсуждение первичного материала расширенной творческой группой, корректировка целей, задач.

Нестерова Н. П.

Ведущие специалисты Психологическая служба

1- 4 неделя

3. Разработка анкет и проведение анкетирования учащихся, учителей, родителей.

Мельникова Н. А.

Михайлова Н. Г.

Кл. рук.

2 неделя

4. Составление плана подготовки и проведения педсовета.

Антипова Ф. А.

Нестерова Н. П..

1- 2 неделя

5. Подготовка учителей к проведению открытых уроков по теме педсовета.  

1 неделя

6. Организация работы творческих групп (см. выше).

Нестерова Н. П.

Табаева Е. Д.

4 – 6 неделя

7. Посещение уроков по теме педсовета, проведение анализа уроков согласно принятым целям и задачам.

Нестерова Н. П.

Михайлова Н. Г.

Зав, кафедрами

8 неделя

8. Проведение методического совета по теме педсовета.

Нестерова Н. П.

Табаева Е. Д.

9неделя

9. Организация теоретического семинара по теме педсовета.

Табаева Е. Д.

Нестерова Н.П.

Мельникова Н.А.

7 – 8 неделя

10. Обсуждение предварительных материалов с руководителями творческих групп.

Мельникова Н. А.

Нестерова Н. П.

Табаева Е .Д.

8 – 9 неделя

Выпуск методических бюллетеней

Руководители творческих групп

8 – 9 недели

11. Консультации творческим группам по теме педсовета.

Нестерова Н. П.

Табаева Е. Д.

Мельникова Н.А.

10 неделя

12. Подготовка зала и всех необходимых средств для проведения педсовета.

Козыренко Л. А.

10 неделя

13. Предварительная работа с медиацентром.

Струговец А. Д.

10 неделя

14. Подготовка выставки психологической литературы.

Нестерова А. Д.

Табаева Е. Д.

21 – 22 марта

15. Подготовка проекта решения педсовета.

Антипова Ф. А.

Нестерова Н. П.

Табаева Е. Д.

25 – 26 марта

16. Анализ работы педсовета.

Антипова Ф. А.

Нестерова Н. П.

Мельникова Н.А.

Сценарий педагогического совета по теме:

“Психолого – педагогический аспект развития познавательного интереса у школьников”

Дата проведения: 24 марта 2004 года.

Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость творчества,   то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли,  дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.
Ш. А. Амонашвили

Цели:

  1. Определить роль и место познавательного интереса среди других мотивов учения.
  2. Проследить взаимосвязь познавательных интересов детей с их индивидуальными особенностями.
  3. Определить, в чем состоит стимулирующая роль учителя при развитии познавательного интереса у школьников.

Для более эффективной подготовки к педагогическому совету было создано 4 творческих группы:

1. “Учебная мотивация школьников: психолого – дидактический аспект”

Состав группы:

Афанасьева И. Г. – руководитель,
Савченко И. Н., Михайлова Н. Г.,
Григорьева Е. А.

2. “Развитие познавательного интереса у одаренных детей”

Состав группы:

Подгорная Е. А. – руководитель,
Чмирь О. Б., Серебренникова Г. И.,
Морозова С. А., Остарова Л. С.

3. “Мотивация учебной деятельности у учащихся с ЗПР”

Состав группы:

Витевская М. И. – руководитель,
Носкова Л. А., Дурасова С. В.,
Холодная В. А., Васькова Н. Г.

4. “Разработка модели профессиональной компетентности учителя, работающего в классах ЗПР”

Состав группы:

Мельникова Н. А. – руководитель
Башарина Л. Н., Ильина Н. Ю.

Оборудование: выставка методических пособий, методические бюллетени по теме, таблицы, схемы.

Учителя входят в зал и присоединяются к той группе, в которой они хотели бы поработать.

Ход педсовета

I. Вступительное слово Антиповой Ф. А., директора гимназии.

II. Выступление завуча Нестеровой Н. П. по теме: “Влияние личности учителя на развитие эмотивного компонента познавательного интереса”.

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что каждый из вас имеет хорошую теоретическую базу по данной проблеме. Задача сегодняшнего педсовета теорию соединить с практикой. Хочется, чтобы каждый из нас обогатил свой педагогический арсенал, чтобы мы позаимствовали друг у друга эффективные методы, приемы, формы организации образовательного процесса, способствующие развитию познавательного интереса.

Как мы должны развивать познавательный интерес у конкретного Вани или Пети, которые не хотят учиться вообще? Как построить работу на уроке с Леней, которому в жизни ничего (как он утверждает) кроме математики не надо? В этом же классе сидит Маша, которая с вас не сводит влюбленных глаз: она влюблена в ваш предмет… Что с ними делать, как “разорваться” на всех?….

Приветствуются творчество, артистизм, юмор, импровизация.

Вы можете создать педагогические миниатюры на тему развития познавательного интереса на уроках и во внеурочное время со сценарием и режиссурой.

III. Работа творческих мастерских.

Советы выступающим:

  • уметь слушать и не прерывать оратора;
  • доказывать свою точку зрения, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии, дефектологии и других наук;
  • вносить конкретные предложения, точно их адресовать;
  • не допускать эмоциональных всплесков, помнить, что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.
  • говорить, что думаешь, и думать, что говоришь;
  • главное - факты, логика, умение доказывать;
  • иметь мужество выслушать правду и не обижаться;
  • острое, меткое слово приветствуется;
  • перешептывания на месте, неуместные шутки запрещаются;
  • здесь нет наблюдающих! Каждый - активный участник разговора.

Каждая мастерская получает задание, на выполнение которого дается 30 – 40 минут.

За ходом педсовета наблюдает экспертный совет, в состав которого входят директор, заместитель директора по науке, заведующие кафедрами.

Члены группы комментируют выступления педагогов и готовят решение педсовета.

<Рисунок1>

Темы творческих заданий:

1. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

  • Как прогнать с урока скуку?
  • Как рутинную работу сделать не скучной?
  • Принцип вариативности и повторяемости – как их совместить?
  • Как сделать так, чтобы ребенку хотелось учиться?
  • Представьте себе, что у вас 8 урок, учиться народ не хочет. Что вы предпримите, чтобы не раздражая, не ругаясь, не морализируя заставить что – то делать.
  • Предложите необычное предъявление нового материала, нестандартные методические приемы, способы снятия напряжения на уроке из вашего опыта работы.

Форма представления – любая: плакат, рекламный буклет, художественное творчество (песни, частушки, стихи, эссе, проза…), деловая игра (учитель – ученики).

2. Подготовьте 1 - 2 – 3 выступления перед учениками на 2 – 3 минуты каждое.

Тема любая. Начните со слов: “Ребята, я хочу рассказать вам…”.

Цель – вызвать любопытство, как причину познавательного интереса. Необычная наглядность, мимика и жесты приветствуются. Учитель – это лицедей… Вы согласны?

  • Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Представьте отдельные элементы уроков, призванные вызвать у учащихся любопытство, желание трудиться, заниматься монотонным делом ради достижения поставленной цели.
  • Но…познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Как вы это делаете на практике?

3. За рубежом этот распространенный синдром получил название "гиперактивность с дефицитом внимания". Говорят, что сегодня он встречается примерно у 1/3 подростков.

  • Как создать такие условия, чтобы у подростка не было иного выхода, кроме занятия конкретным, пусть даже самым простым, делом, требующим хотя бы элементарных усилий интеллекта? Предложите несколько оригинальных заданий, форм организации обучения подобной категории детей. Как сделать так, чтобы они не мешали классу?
  • Составьте памятку в помощь начинающему учителю “Как управлять обучением гиперактивного ребенка”.

4. Предлагаем на основе общих методических материалов по формированию компетентностей у учителей создать модель профессиональной компетентности учителя, работающего в классах ЗПР.

IV. Представление результатов работы творческих групп.

Y. Выступления членов экспертного совета.

VI. Подведение итогов. Выработка решения педсовета.

Проект решения педагогического совета

Заслушав и обсудив выступления творческих групп по теме педагогического совета, педколлектив гимназии принял следующее решение:

  1. С целью развития познавательного интереса продолжить работу по систематизации индивидуальных методических комплексов для разных категорий учащихся (Приказ по гимназии от 12.02.02.) по:
  • диагностике уровня развития познавательного интереса (учителя – предметники, психолог);
  • созданию индивидуальных образовательных программ (учителя – предметники);
  • обучению целеполаганию, осознанию целей учения и способов их реализации:
    имеется в виду, что цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов.
  1. Учитывать при планировании образовательного процесса психологические особенности разных категорий учащихся, выбирать соответствующие их личностным характеристикам методы и формы организации обучения (учителя – предметники, тематическое и поурочное планирование).
  2. В 2004 – 2005 уч. году организовать:
  • постоянно действующий теоретический семинар по проблемам развития положительной мотивации к учению (Мельникова Н. А.).
  • практико – ориентированные семинары, круглые столы, методические дни с целью обмена опытом по данной проблеме (Нестерова Н. П.).