Морское путешествие "Четыре арифметических действия"

Разделы: Математика


Тип урока: Обобщающий урок.

Вид: Урок-игра.

Технология: Игровая технология.

Время проведения: 1 четверть.

Цели урока:

  • Повторение и закрепление материала по теме.
  • Стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом.
  • Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
  • Воспитание у детей самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.
  • Развитие мышления, умения применять полученные знания в решении задач.

Задачи урока:

  • Учебная: совершенствование навыков решения.
  • Развивающая: развитие мышления, памяти, внимательности.
  • Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.

Оборудование.

  1. Рефераты учеников. Приложение № 1.
  2. Корабли.
  3. Глобус (оформлен препятствиями, которые встречаются на пути).
  4. Магнитофон.
  5. Свисток.
  6. Кассеты.
  7. Кораблики.
  8. Бортовой журнал.
  9. Портрет Магеллана. Приложение № 1.
  10. Карточки с заданием. Приложение № 2.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Мы сегодня отправляемся в кругосветное путешествие. А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия:

быть внимательными;
правильно выполнять задания;
не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение;
выполнять физкультминутку.

– Мы повторим путь великого мореплавателя и исследователя Магеллана. Каждый из вас сейчас имеет возможность послушать небольшой рассказ о великом мореплавателе.

Доклады 3 учеников. Приложение № 1.

3. Высадка десанта.

Устный счет.

А) Игра “ Плюс, минус”

 

5

 

8

  9  

3

 

9

?

5

?

4

?

8

?

1

 

3

 

3

 

4

 

7

 

8

?

6

?

2

?

5

?

6

 

2

 

1

 

2

 

6

 

7

?

7

?

6

?

2

?

7

 

4

 

2

 

1

 

2

 

6

?

3

?

1

?

1

?

2

 

7

 

1

 

5

 

1

 
  =3   =3   =3   =3  

Поставь в свободные клетки знаки “ + ” и “ - ” так, чтобы в результате сложения и вычитания по горизонталям получилось число =3.

Работа в группах.

4. Пролив загадок.

Работа в бортовых журналах. ( По вариантам).

6 * 6 = 36 7 + 15 = 22
1 * 99 = 99 9 * 0 = 0
30 : 30 = 1 45 – 12 = 33
98 – 0 = 98 42 + 17 = 59

Знак на доске закрыт. Дети должны определить знак. Взаимопроверка.

5. Новая земля.

Решение примеров.

Работа в бортовых журналах.

Игра: Проведи корабль точно по курсу.

( На доске написаны примеры, работают по рядам.)

– Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь темное небо! Был шторм, и наш корабль сбился с курса. Надо помочь провести корабль точно по курсу. Боцманы помогают ребятам, которые испытывают затруднение.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

345 + 561

564 – 346

641 - 246

376 + 402

432 + 279

345 + 237

504 – 395

238 – 169

134 + 357

267 * 2 234 * 3 234 * 4

Наш корабль вернулся на прежний курс, и после шторма мы можем отдохнуть. Видим землю. Можно отдохнуть.

6. Физкультминутка.

(Звучит музыка с записью шума моря и крика чаек.)

Закройте глаза и прислушайтесь к звукам моря и крикам чаек. Морской ветер гладит ваши волосы и щеки, яркое солнышко улыбается и греет своими жаркими лучами. Морская прохлада помогает восстановить силы.

– Поплыли дальше.

– Кораблик по морю плывет, и океан его зовёт!

7. Океан задач.

Внимание! На нашем пути айсберг.

Чтобы избежать столкновения с ним, нам надо решить задачи.

7. 1.

Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех окуней,
Рыбак Евсей –
Четырех карасей.
Сколько рыб рыбаки
Наловили из реки?

( Семь)

7. 2. Работа по учебнику (с. 39, № 24). Проверяем устно.

7. 3. Сильным ученикам карточки с задачами повышенной сложности.

Работа в бортовых журналах.

– Капитан, все ли спокойно в океане? Кажется кто-то показался вдали. Кто это там? (Пираты.) Они хотят на нас напасть. Приготовиться к бою! Взяли оружие! А им, вы знаете, является ум, быстрота и смелость. Правильно решили, победили пиратов.

У каждого ученика задание на парте. Приложение № 2.

Сдать бортовые журналы.

Итог урока:

– Путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе команды мы снова на родной земле.

–Чем мы занимались во время путешествия? Что вам больше всего понравилось?

Выставление оценок в журнал и дневник.

Дополнительная оценка за работу в бортовых журналах.

8. Домашнее задание:

№ 18, 20 страница 38.

Список используемой литературы:

  1. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика, М.: Наука, 1992
  2. Приложение к первому сентября, Начальная школа 41 / 99. Интеллектуальные игры.
  3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в четвертом классе. - М.: Илекса, 2002

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение № 1.

МАГЕЛЛАН (Магальяйнш) (португ. Magalhaes, исп. Magallanes) Фернан (весна 1480, местность Саброза, провинция Вила-Реал, Португалия – 27 апреля 1521, остров Мактан, Филиппины), португальский мореплаватель, экспедиция которого совершила первое кругосветное плавание; первооткрыватель части атлантического побережья Южной Америки, прохода из Атлантики в Тихий океан, впервые им пересеченный. Магеллан доказал наличие единого Мирового океана и представил практическое свидетельство шарообразности Земли.

Начало карьеры

Небогатый, но знатный дворянин Магеллан в 1492–1504 служил пажом в свите португальской королевы. Изучал астрономию, навигацию и космографию. В 1505–13 участвовал в морских сражениях с арабами, индийцами и маврами, показал себя храбрым воином, за что получил чин морского капитана. Из-за ложного обвинения ему отказали в дальнейшем повышении по службе и, подав в отставку, Магеллан в 1517 переехал в Испанию. Перейдя на службу к королю Карлу I, он предложил проект кругосветного плавания, принятый после долгого торга. 20 сентября 1519 пять небольших кораблей – “Тринидад”, “Сан-Антонио”, “Сантьяго”, “Консепсион” и “Виктория” с экипажем в 265 человек вышли в море.

Магеллан как исследователь и человек

Так закончилось первое кругосветное плавание, которое доказало шарообразность земли. Впервые европейцы пересекли самый большой из океанов – Тихий, открыв проход из Атлантики. Экспедиция выяснила, что значительно большую часть поверхности земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Воинственный и тщеславный Магеллан получил много ран, одна из них сделала его хромым. Его сын умер в 1521. Жена, родившая второго ребенка мертвым, скончалась в марте 1522. Именем Магеллана названы пролив и два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака), которые описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта.

Приложение № 2.

Задача 1.

После того как мама истратила в магазине половину имеющихся у неё денег, у неё осталось 3 купюры по 100 рублей и 9 купюр по 10 рублей.
Сколько денег было у мамы?

Задача 2.

В туристической фирме продали 270 путевок во Францию, в Турцию – в 10 раз больше путевок, чем во Францию, а в Грецию – на 100 путёвок меньше, чем в Турцию.
Сколько путевок в Грецию продали за лето в фирме?

Задача 3.

В типографии напечатали одинаковое количество календарей с цветами и с животными. После того, как напечатали ещё 100 календарей, календарей с цветами стало 1300, а календарей с животными – 1200.
Сколько календарей с животными и с цветами напечатали сначала?