Программа элективного курса по биологии для учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"

Разделы: Биология


Перед человечеством открывается

огромное будущее, если он поймет это

и не будет употреблять свой разум

и свой труд на самоистребление

В.И. Вернадский

Программа составлена учителями биологии Шапкиной С.В. и Савиной В.В.

Человек, являясь составной частью человеческого общества, существует в определенной окружающей среде. Из нее он получает все необходимые средства существования и находится в сложных взаимосвязях.

В настоящее время эти взаимосвязи настолько усложнились, что породили глобальную проблему, получившую название «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека природной среды, и как следствие - снижение уровня здоровья населения. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.

Приоритет в вопросах овладения учащимися знаниями о здоровье и способах его укрепления принадлежит биологии. Oсобое значение имеет раздел «Человек», именно поэтому данный элективный курс можно использовать как обобщающий курс, направленный на углубление и расширение знаний научных основ здорового образа жизни для учащихся 9 классов.

Данный элективный курс решает следующие задачи:

- поддержать у школьников зарождающийся интерес к биологии, помочь им сделать правильный выбор;

- углубить знания о влиянии окружающей среды на организм человека;

- формирование валеологической грамотности;

- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Учебно-тематический план элективного курса

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

I

1

2

3

4

5

6

Среда обитания человека

Среда обитания. Химические загрязнения среды и здоровья человека.

Биологические загрязнения и болезни человека.

Влияние звуков на человека.

Погода и самочувствие человека. Ландшафт как фактор здоровья.

Питание и здоровье человека.

Влияние социальных факторов на человека.

6

II

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Мое здоровье – основа моей жизни

Что я знаю и чего не знаю о здоровье.

Самооценка текущего состояния здоровья.

Как мое здоровье зависит от меня.

Нарушения опорно-двигательной системы и их профилактика.

Нарушения сердечно-сосудистой системы и их профилактика.

Патологические изменения функций дыхательной системы и меры их профилактики.

Функциональные нарушения пищеварительной системы и их профилактика.

Функциональные особенности, гигиена и профилактика заболеваний мочевыделительной системы, кожи.

Высшая нервная деятельность человека, функции мозга, его гигиена и профилактика заболеваний.

Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека.

Компьютер и здоровье.

11

  Всего

17

Курс носит развивающую, деятельностную, практическую направленность. Основными формами занятий являются дискуссии, защита групповых проектов, рефератов, семинарские занятия. При этом большое значение придается практическим занятиям, направленным на самонаблюдение, анализ и оценку влияния собственного образа жизни и различных экологических факторов на состояние здоровья.

Литература

1. А.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова. Человек и окружающая среда. 9 класс. – М., Просвещение, 1997.

2. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. Экология. 9 класс. – М., Дрофа, 1995.

3. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. Основы экологии. 9 класс. – М., Просвещение, 1995.

4. В.Н. Большаков, Г.И. Таршис, В.С. Безель. Региональная экология. 10-11 класс. – Екатеринбург, Сократ, 2000.

5. Журналы «Биология в школе»:

- № 7/2000, стр. 17;

- № 1/2001, стр. 19;

- № 2/2001, стр. 25;

- № 4/2001, стр. 5;

- № 5/2001, стр. 5;

- № 7/2002, стр. 21-24, 31;

- № 3/2004, стр. 8-9.