Открытый урок по обучению грамоте

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Упражняться в чтении слов, текста с пройденными буквами, продолжить формирование навыков сознательного чтения.
  2. Закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.
  3. Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление; расширять кругозор и словарный запас учащихся.

Оборудование: учебник “Моя любимая Азбука” (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина), проектор, компьютер, лототрон, телескоп, телевизор, видеомагнитофон, индивидуальные магнитные доски, елочки с игрушками, медали для победителей.

Ход урока

Класс разбит на пять команд.

I. Закрепление знаний способов проверки слов с парными согласными

Учитель

Ребята, я так готовилась к уроку, но случилась беда. Заглавная буква З наблюдала за звездами и так увлеклась, что улетела на Луну. А теперь сама вернуться не может. Сможем ли мы ей помочь? Нам предстоит отправиться в увлекательное путешествие в мир звезд и планет. На поиски буквы уже кто-то отправился. Давайте посмотрим, кто же это? (Просмотр фрагмента мультфильма “Незнайка на Луне”). А теперь, вслед за Незнайкой должны отправиться буквы-подружки, обозначающие парные звонкие и глухие согласные. Посадите буковки парами в ракеты.

(Команды получают карточки с буквами, выбирают парные согласные, “сажают” в ракеты).

Карточки

(За правильно выполненное задание, команды получают очко-звездочку, которая прикрепляется на елочку).

Учитель

Мы возьмем с собою груз:
Алый сахарный арбуз.
Также нужен острый глаз.
Продолжаем наш рассказ.

Что заметили?

Дети

Пишется буква з, а слышится звук [с].

Учитель

Какое правило поможет вам справиться с правильным написанием таких слов?

Дети (хором)

Если слышишь парный звук,
Будь внимателен мой друг.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Слово изменяешь ты:
Зуб - на зубы, лед - на льды.

(Команды получают листки с заданиями).

I Команда

II Команда

III Команда

IV Команда

V Команда

Но.

коло.

карни.

Вё.

гла.

Ска.ка

запи.ка

поло.ка

гла.ки

пово.ка

(Учащиеся устно подбирают проверочные слова, класс проверяет. Команды получают очки).

II. Работа над новым материалом

Учитель:

А теперь команда должна выбрать себе название. Составив из слогов слово, вы прочитаете название своей команды.

(Дети получают карточки-слоги, составляют слова на магнитных досках).

астроном
астронавт
космонавт
планета
космос

Учитель объясняет значения слов. Дети называют первого космонавта.

(Команды получают очки).

Учитель:

Первыми на Луне побывали в 1969 году американские астронавты Н.Армстронг, Э.Олдрин и М.Коллинз. Прежде, чем отправиться в космос, давайте прочитаем текст, который расскажет нам о мире планет и звезд.

С помошью проектора текст “Мир звезд и планет” из учебника проецируется на экран. Каждая команда читает по два предложения. Последовательность чтения определяется выбором лототрона. Во время чтения учитель демонстрирует телескоп и объясняет как им пользоваться.

Учитель.

Теперь проверим, с каким багажом знаний мы отправляемся в космос?

Команды, слушайте вопросы:

I команда - в каком небе мы видим Луну и звезды?

II команда - сколько спутников у Земли?

III команда - что можно увидеть в телескоп?

IV команда - что такое звезды?

V команда - Солнце - это звезда или планета?

(За правильные ответы команды получают очки)

Учитель.

Вот теперь можно лететь!

Скомандует диктор: “Внимание! Взлёт!”
И наша ракета помчится вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали.
Огни золотые любимой Земли.

Физ/мин.

В невесомости плывем мы под самым потолком!
Корабль качается - раз!
Корабль качается - два!
Корабль качается - три!
В космическом танце - замри!

Учитель.

Внимание на экран. (На экране демонстрируется фрагмент компьютерной программы “В космосе”. Это программа включает в себя путешествие на космическом корабле по планетам солнечной системы, с подачей звуковой информации о каждой из планет).

А вот так из космоса выглядит наша родина - Азербайджан.

(Демонстрация фотографии Азербайджана из космоса. Рисунок 1).

Азербайджан из
космоса

На Луну путь был длинным.
Стоп! Выходим из кабины!
Путь неровный - рвы, канавы,
Их преодолеть нам надо.

(На экране появляется рисунок-фотография Луны. Рисунок 2).

Рисунок Луны

Ребята! Давайте обратимся к лунатикам-полицейским, чтобы они помогли нам в поисках буквы. Кто сможет составить словесный портрет буквы З?

Ученик

Буква З обозначает согласные звуки [ з ] [ з’]. Звуки звонкие, парные.

Учитель.

Пока полицейские ведут поиск, у нас игра “Доскажи словечко”.

I команда:

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла… (Зима).

II команда:

Ямными ночками
Гуляет с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно.
Потому что мать - луна,
А дочурки… (Звезды).

III команда:

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… (Зарядку).

IV команда:

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо, угадай-ка,
Кто же это?... (Зайка)

V команда:

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная… (Задача).

(Команды получают очки).

Учитель.

К сожалению, буква пока не найдена, может найти её нам поможет разбор слов по составу.

(Команды получают листки с заданиями. Открывается доска с рисунками. После выполнения задания, капитаны команд прикрепляют листочки к соответствующему рисунку. Рисунок 3).

Грибок

Божья коровка

Лес

Рыбка

Садик

I Команда.

II Команда

III Команда

IV Команда.

V Команда

Лес

Рыба

Корова

Гриб

Сад

Лесник

Рыбка

Коровка

Грибник

Садик

Перелесок

Рыбак

Коровушка

Грибок

Посадка

Учитель

Какой темой можно объединить все эти картинки, которые вы видите на доске?

Ученик

Природой.

Учитель

Только на нашей планете Земля мы можем увидеть такое разнообразие растительного и животного мира. Давайте беречь и охранять нашу природу.

Учитель

Посмотрите, ребята, лунатики-полицейские доставили нам какие-то листочки, но они обсолютно чистые, давайте их раскрасим, чтоб стало веселее.

(Звучит космическая музыка. Дети начинают раскрашивать лист бумаги, на котором заранее с помощью восковой свечи выведено начертание буквы З. При раскрашивании акварельными красками дети не смогут закрасить эту часть бумаги и на нем проявится буква З).

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Дети

Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, имена собственные.

Учитель

Возвращаться нам пора,
По местам, мои друзья!
Из полета возвратились,
Мы на Землю приземлились.

В гостях хорошо, а дома лучше.

III. Итог урока.

Учитель

- Понравилось вам путешествие?

- О чем вы расскажите мамам и папам?

А теперь подведем итог урока. Сколько звездочек у команд на ёлке?

(Команда победителей получает золотые медальки).

Учитель

Перед наступлением Нового года 31 декабря весь азербайджанский народ отмечает праздник День Солидарности всех азербайджанцев мира. Я поздравляю всех наших гостей и вас, ребята, с этим праздником. А теперь слово вам, ребята.

Дети (хором)

Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Хорошо ли мы умеем
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы не много.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!