Окрытые уроки по предметам ТРИЗ "Игры на развитие логического мышления"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать умение анализировать, рассуждать, развивать речь, иллюстрировать законы диалектики, такие как противоречие, качество и количество, возможное и действительное; приучать фантазировать;
  • воспитывать положительное отношение к учебе, умение сконцентрировать внимание и быстро включиться в работу, доброжелательное отношение к одноклассникам.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

- А какой праздник приближается? (Новый год)

- Что происходит на этом празднике?

Игра – это не только удовольствие. С ее помощью мы развиваем внимание, память, мышление, воображение, т.е. то, что необходимо в дальнейшей жизни.

Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем.

Тема сегодняшнего урока так и называется: “Игры на развитие логического мышления”. А что такое логическое мышление? (Умение рассуждать, доказывать последовательно, по порядку).

II.

Игра “Наоборот” (развитие умения выделять противоположности)

сильный -
грустный -
счастливый -
счастье -
ласковый -
смелый -
правда-
красиво -
опрятный -
умный -
горячий -
тупой -
большой -
толстый -
старый -
живой -
пустой -
легкий -
чистый -
ребенок -
холодильник -
лед -
силач -
артист -
трус -
девочка -

- Приведите свои примеры

III.

- Ребята, а кого мы можем увидеть на Новогоднем маскараде? (Животных, птиц, сказочных героев).

- Я предлагаю вам сейчас поиграть в “Палитру”:

- Найдите названия птиц и животных, которые спрятаны в ней?

- Что для этого нужно помнить? (Пользоваться направлениями, показанными в верхнем углу карточки).

- Я даю вам 5 минут. Кто больше слов найдет за это время?

Итак, каких же животных и птиц мы можем увидеть на празднике? (Дети перечисляют).

- А кем вы будете на маскараде?

IV.

- Послушайте задачу: “На маскарад Саша, Сергей и Миша оделись в костюмы животных. Они изображали волка, льва и слона. Все они учатся в разных классах (кто-то во втором, кто-то в третьем и кто-то в четвертом).

Определите, кто во что был одет с учетом следующих фактов:

  1. Мальчик, одетый в костюм волка, задумал кувыркаться на лестнице. Но его остановили Сергей и мальчик, наряженный в костюм слона.
  2. “Лев” на один класс старше Саши, но на один класс младше “Слона”.

(Развитие логического мышления) Приложение 1.

Ответы детей.

V. Физ. Минутка. “Поиграем”

- Показываю человечков, которые выполняют различные упражнения. Вы должны их повторить.

VI.

- Ребята, кем мы с вами являемся? (Частью природы). Давайте поиграем в игру “Целое-часть. Часть- целое”.

По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу.

1. Автомобиль - колесо;

ружье -

а) стрелять
б) курок
в) оружие

2. копейка - рубль;

рукав -

а) пришивать
б) пуговица
в) рубашка

3. гитара - струна;

глаз -

а) зрачок
б) голова
в) нос

4. вишня - косточка;

рак -

а) клешня
б) рыба
в) река

5. страница - книга;

лепесток -

а) пчела
б) утро
в) цветок

6. театр - сцена;

дом -

а) улица
б) квартира
в) строить

7. палец - рука;

ноготь -

а) палец
б) ножницы
в) коготь

8. ботинок - шнурок;

ремень -

а) брюки
б) пояс
в) пряжа

9. устье - река;

мачта -

а) корабль
б) море
в) дерево

10. панцирь - черепаха;

ступенька -

а) строитель
б) лестница
в) подниматься

Приведите свои примеры

(Умение анализировать развитие логического мышления)

VII. Игра “Хорошо – плохо”.

- Отгадайте загадку:

Белая скатерть всю землю покрыла (Снег)

- Что хорошо, а что плохо?

Вырос лес, белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Морозный узор на окне)

- Что хорошо, а что плохо?

(Развивает речь, фантазию, учит рассуждать, иллюстрировать некоторые законы диалектики, такие как противоречие, возможное и действительное, анализ окружающего мира)

VIII.

-Мы говорили об узорах на окне, которые рисует мороз. А хотели бы вы рисовать?

Раздаю альбомные листы с нарисованными силуэтами животных. Нужно дополнить рисунки. (Дети рисуют)

- Давайте устроим выставку рисунков. Легко ли вам было рисовать?

- Какие трудности были?

Для того чтобы научиться правильно и быстро рисовать, художники предлагают рисовать по клеткам. Попробуем выполнить и такое задание: I вариант - уменьши поросенка в три раза; II вариант – увеличь лошадку в два раза.

- Получилось? Молодцы.

Вывод:

- Понравилось ли вам занятие?

- Что больше всего?

- Чему хотели бы еще научиться?

Литература:

1. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: “Аст-Пресс”, 1999.
2. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону,1993.
3. Путешествие в Сообразилию. М.: НПО “Алта”,1995.
4. Сухинин И.Г. Новые 600 загадок – 90 кроссвордов. СПб.,1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Маскарад