Концепция построения занятий на основе личностно-ориентированного подхода

Разделы: Работа с дошкольниками


В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования происходит внедрение в практику работы ДОУ альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросу образования и развития ребенка дошкольного возраста.

В этой связи с теоретической и практической точек зрения актуальна проблема разработки концепции построения занятия с детьми дошкольного возраста на основе личностно-ориентированного подхода.

Программа обучения в классическом понимании должна содержать в себе точно очерченный круг знаний и умений, которыми должны овладеть все дети в группе, в результате учебных занятий и игр в детском саду.

Именно в этом и кроется противоречие, которое я пытаюсь разрешить в практике своей работы.

Личностно-ориентированный подход ставит в центр дошкольной образовательной системы развитие всех качеств личности.

Я считаю, что такой подход обращает меня к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции.

Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.

Личностно-ориентированный подход к ребенку в образовательном процессе объединяет следующие идеи:

- Новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса.
- Демократизация педагогических отношений.
- Новую трактовку индивидуального подхода.
- Формирование положительной Я – концепции у ребенка.

Новый взгляд на личность я представляю следующими позициями:

- Личность проявляется, выступает уже в раннем детстве.
- Личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе.
- Личность – цель образования, а не средство для достижения каких-либо внешних целей.
- Каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы.

Личностные отношения являются важнейшими факторами, определяющими результаты учебно-воспитательного процесса.

Суть нового индивидуального подхода я вижу в том, чтобы идти в системе образования не от учебных занятий к ребенку, а от ребенка к учебному занятию, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, обучать его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Личностный подход включает формирование у ребенка положительной Я – концепции. Для этого, в первую очередь, необходимо видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

“Все дети талантливы” - вот мое убеждение. Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы пребывание в детском саду, а также обучение приносили ребенку радость. Исключить акценты на недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я – концепции ребенка.

(“Ребенок хорош, плох его поступок”).

Представить возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности. “В каждом ребенке – чудо. Ожидай его!”

Хотя современные занятия стали более гибкими по целям и задачам, вариативными по формам и методам проведения и т.д., но, на мой взгляд, их не всегда можно считать личностно-ориентированными.

Суть личностно-ориентированной педагогики заключается, по моему мнению, в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого малыша. При этом от меня как от педагога потребовался пересмотр ряда привычных профессиональных позиций.

В первую очередь это:

1. Опора на субъективный опыт ребенка.

Я сообщаю детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

2. В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие меня как педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок имеет возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать (“усваивать”) все, что я сообщаю.

В этом смысле мы выступаем, как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

3. Я продумываю, какой материал буду сообщать, и как он будет перекликаться с личным опытом детей.

4. При организации личностно-ориентированного занятия моя профессиональная позиция состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша.

Во-вторых, необходимо знание психофизических особенностей.

Обычно, готовясь к занятию, подбираю дидактический материал, который позволяет использовать задания разной степени трудности.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от меня еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом.

В-третьих, очень важно моё участие в занятии на равных с детьми в роли равноправных партнеров.

Общение на занятии построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – и тем самым наиболее активно проявить себя. Для этого отношу все информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) – к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы – к индивидуальным.

Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в холе занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения партнерами по познанию.

Для реализации личностно-ориентированного подхода использую следующие рекомендации к подготовке занятия:

  • Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.
  • Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания.
  • Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).
  • Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).
  • Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия:

а) использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;
б) проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
в) использование содержания субъективного опыта всех участников занятия в диалоге “ребенок - педагог” и “ребенок - дети”.

Результативность проведенного занятия предусматривает:

- обобщение полученных занятий и умений, оценку их усвоенности;
- анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
- анализ степени активности каждого ребенка;
- внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

Эффективность данной работы определяется степенью активности и заинтересованности детей на занятии.

А самоанализ занятия по данным направлениям позволяет определить достигнуто ли то, что было запланировано.

В первую очередь, для успешной реализации личностно-ориентированного подхода на занятиях необходима сформированность личностной позиции у педагога, высокая степень педагогической осознанности.

По мнению американского психолога Абрахама Маслоу, развитие личности является естественным, во многом спонтанным процессом, происходящим под влиянием неистребимой человеческой потребности в самоактуализации. Почему же так мало самоактуализирующих личностей, почему процесс развития личности превращается в специальную педагогическую задачу? Потому что взрослые, вдохновленные идеей саморазвития ребенка, нередко забывают об одном простом условии: потребность в самоактуализации просыпается в человеке, только если удовлетворены его основные человеческие потребности: физиологические, потребности в безопасности, любви, уважении и самоуважении.