Материал из опыта работы с родителями в условиях ДОУ

Разделы: Работа с родителями


Задачи:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки;
  • активизация и обогащение воспитательских умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

1. Планирование работы с семьями.

Работа над созданием единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье с целью обеспечения непрерывности образования “Детский сад – семья”.

  • Изучение лексических тем.
  • Словесная игра “Я дарю тебе словечко”.
  • Консультации, беседы.
  • Работа над “Чудо-книгой”.

2. Работа в библиотеке.

  • Организация выставок новинок литературы.
  • Организация постоянно действующей библиотеки и пополнение библиотечного фонда за счет пожертвований родителей.

3. Совместное творчество детей, родителей, педагогов.

  • Занятия с участием родителей.
  • Домашние задания для совместного выполнения родителями и детьми.
  • Групповые досуговые мероприятия.
  • “Гость группы” (совместные игры, интересные встречи с родителями разных профессий).
  • Организация выставок (тематика разнообразная).
  • Конкурс “Сочиняем сказку вместе”.
  • “Рисуем вместе” – выставка рисунков, выполненных детьми с родителями.

4. Творческая лаборатория.

  • “Взрослые детям” – театрализованные представления (игры-драматизации).
  • Участие в конкурсах, проводимые детским садом
  • Преемственность поколений “Дерево жизни” – беседы, знакомство с членами семьи по фотографиям и встречам, фотовыставка.
  • Организация кружка “Рукодельница” (кружок по вязанию, руководитель кружка – мама).

5. Досуговые мероприятия.

  • Детские праздники, дни рождения, чаепития, конкурсы, викторины, спортивные развлечения.
  • Организация секции “Источник радостных эмоций” (детские подвижные игры вместе с родителями – один раз в месяц).
  • Совместные походы в лес, театр, музеи.

6. Педагогическое просвещение родителей.

  • Уголок “Растим здорового ребенка” (Рекомендации советы о здоровом образе жизни старшей медицинской сестры, народные рецепты, обмен опытом родителей).
  • Информационные стенды.
  • Памятки для родителей (по воспитанию и обучению детей, о готовности к школе, тесты, анкеты).
  • Консультирование специалистов и различных служб (по запросам родителей).

Описание некоторых форм работы с родителями

(из опыта работы)

1. Изучение лексических тем.

В начале учебного года родители знакомятся с лексическими темами и получают материалы этих тем (предстоящих изучению детьми в течение года) с рекомендованными речевыми дидактическими упражнениями и играми. План изучения лексических тем находится в уголке для родителей, т.е. родители постоянно знают, на какую тему можно поговорить с ребенком дома или по дороге домой.

2. Словесная игра “Я дарю тебе словечко”.

Данная игра действует постоянно, в течение всего учебного года.

Цель игры: обогащение словаря, развитие связной речи и обогащение представлений детей об окружающем мире.

Ход игры: Родители знакомят своего ребенка в выходные дни с каким-либо словом (незнакомым для ребенка). Ребенок приходит в детский сад, знакомит с этим “новым” интересным словом остальных детей. Воспитатель все эти слова фиксирует в отдельном журнале. По истечению определенного времени (неделя, 2 недели, месяц) все слова повторяются в форме игры. Поощряются не только те дети, которые принесли больше всех слов, но и те, кто больше всех запомнил “новые” слова и смог объяснить их смысл. При встречах с родителями выносятся благодарности и родителям, самым активным.

3. Работа над созданием “Чудо-книги”.

Цель: обогащение знаний детей об окружающем мире.

Назначение книги: наглядное методическое пособие.

Работая с книгой, дети учатся: классифицировать предметы, ориентировка на листе бумаги, развитие математических способностей, развитие мелкой моторики, составление описательных рассказов. А также закрепление изученной лексической темы в непринужденной обстановке.

Ход работы: После изучения лексической темы в детском саду, дети дома вместе с родителями находят картинки по теме, вырезывают их. Утром, придя в детский сад, ребенок может в любое время разместить свои картинки в альбоме и приклеить их.

Как замечено из практики, дети очень любят рассматривать эту книгу, так как сюда вложена частица их труда.

4. Работа в библиотеке.

Организация постоянно действующей библиотеки в группе.

Цель: привитие любви к книге и чтению; нравственное воспитание.

В наше время дети проводят очень много времени возле телевизора или компьютера. Проведя опрос среди детей, было замечено, что очень мало родителей читают дома сказки или книги. А также, учитывая цены на книги в магазинах, не каждый родитель в состоянии часто их покупать. В связи с этим решено было проводить выставки новинок детской литературы в группе. Дети с удовольствием приносят свои книги в детский сад, обмениваются друг с другом для чтения, затем возвращают. К тому же родителям по неволе приходится прочитать принесенную книгу (пока ребенок еще сам не читает). Идет живой контакт между детьми и родителями.

5. Организация выставок.

  1. “Мой ласковый и нежный зверь” – выставка мягкой игрушки.
  2. Цель: проведение оптимальной адаптации детей в логопедической группе, после ее комплектования; развитие связной речи через составление рассказов детьми о своих любимых игрушках; проведение беседы с родителями об интересах детей.

  3. “Что нам осень подарила” – выставка поделок из овощей и фруктов.
  4. Цель: проведение пропаганды лечебных и полезных свойств овощей и фруктов;

    обмен опытом и интересными рецептами по консервации среди родителей; проведение осеннего праздника с дегустацией овощных и фруктовых блюд.

  5. “Мое любимое солнышко” – выставка поделок родителей макета солнышка для украшения приемной группы, 2002 год – год “Солнца”
  6. Цель: выявление творческих способностей родителей, привлечение родителей к жизни детей в детском саду, их интересам.

  7. “Рисуем с мамой” – выставки рисунков, по просмотренному детьми какого-либо спектакля в театре.
  8. Цель: развитие речи детей путем пересказа содержания сказки дома родителям, с описанием костюмов полюбившихся персонажей; развитие желания выразить свои чувства в рисунке; закрепление навыков рисования.

  9. И многие другие: “Моя семья – дерево жизни” , “Моя любимая книга”, “Выставка игрушечной военной техники” к Дню защитника Отечества, “Выставка букетов” в честь женского дня 8 марта.

6. Творческая лаборатория.

Сказка сближает детей и родителей, создает невидимый мостик между их внутренними мирами. Поэтому очень интересна такая форма работы, как проведение викторин по сказкам, чтение и рассказывание сказок при свечах, а также постановка-драматизация сказок с участием родителей, воспитателей и детей. Дети привыкли видеть в разных ролях только своих воспитателей, и очень большой эффект получается от того, когда дети видят своих родителей в роли сказочных героев, к тому же если это преподносится сюрпризом для детей во время каких-либо чаепитий или посиделок. А родителям интересен сам процесс подготовки: волнение, переодевание, заучивание текста.

Работа с родителями (при условии взаимопонимания) – это трудный, но интересный и благодарный труд.