Путешествие в загадочную Арктиду (интегрированный урок история + география)

Разделы: География, История и обществознание


Опиши героев минувших и тогда история твоя родит героев времен будущих.

Ф. Глинка.

Различные игровые формы урока разработаны давно и знакомы всем учителям, поэтому их задачам, методам и значению не буду уделять большого внимания.

Общепризнанно, что они способствуют развитию у детей нестандартного мышления, фантазии, взаимопомощи, самоконтроля; приобретаются навыки коллективной работы, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; вызывают или закрепляют интерес к учебным предметам; дают представление о практическом применении полученных знаний.

Урок является неотъемлемой итоговой частью темы “Великие мировые и русские географические открытия”, состоит из двух частей или в форме урока-модуля. Учитель может по своему усмотрению распределить срок его проведения.

Оборудование урока: глобус, физическая карта мира, атласы, контурные карты, музыкальное сопровождение, кисти и краски, пакеты с заданиями.

План урока:

1. TERRA INCOGNITA ARCTOS.

А. Цели и загадки;

Б. Источники:

  • древние ненецкие легенды “Явал”;
  • древнегреческие мифы о Гиперборее;
  • древнеиндийские книги “Веды”, “Махабхарата”, “Законы Ману”;
  • древнеиранское собрание зороастрийских книг “Авеста”;
  • современные данные и моделирование.

В. Великие географические открытия в Арктике.

2. Командная игра.

Ход урока

Урок начинается с познавательной лекции учителя или подготовленного сообщения ученика о том, как человек веками пытался страстно познать окружающий мир, в целом, и Арктику, в частности, где преследовал три великие цели:

  • открытие и освоение северо-восточного морского пути;
  • открытие и освоение северо-западного морского пути;
  • достижение Северного полюса и открытие центральных районов Арктики.

До этого учитель задает проблемные вопросы:

  • Что мы помним об эпохе Великих географических открытий?
  • Каковы их причины и цели?
  • Почему начались открытия и на севере?

Во времена средневековья всю Европу манил изобильный Восток, но все южные пути к нему контролировались турками, испанцами и португальцами. Поэтому актуальным стал поиск других путей – арктических.

Это была грустная и величественная проза тех веков, унесшая тысячи жизней первопроходцев. И если две первые цели в Арктике понятны – поиск проходов, но зачем исследовать ледовые безжизненные районы Арктики?

Не только сказочный Восток и “Пряные острова” притягивали взоры и чаяния европейцев, была еще одна заманчивая цель – познать неизведанное в Арктике, так как была непоколебимая вера в то, что в ее центральных районах существует мифический материк – загадочная прародина и колыбель всего человечества. Эта уверенность подкреплялась легендарными источниками великих и малых этносов.

В устном народном творчестве ненцев есть старинные предания – “Явал”, они охватывают то время, когда ненцы только еще начинали осваивать тундру, прийдя с территории Саянского нагорья в начале первого тысячелетия н.э. Но до самоедских племен арктическое побережье заселяла культура сиртя (сихиртя или сихирча). Предположительно, они представляли собой остатки древней цивилизации, жившей на легендарной территории в Арктике. Предания рассказывают:

- Говорят, какой-то ненец однажды пас оленей и увидел на берегу озера девушку – сихиртя. Она сидела и шила. У нее был красивый нож. Ненец стал подкрадываться к ней, однако даже не заметил, как девушка исчезла.

Прошло сколько-то времени. Однажды этот же ненец аргишил /кочевал/ по тундре и встретился с незнакомым молодым человеком. У него в нарты были запряжены не олени, а мамонты. Юноша позвал ненца в гости. Вот они подъехали к песчаной сопке и вошли в пещеру. В пещере было жилище сихиртя. В одной половине находились старик и старушка, а на другой половине сидела девушка и раскраивала шкуры ножом, который в тот раз так понравился ненцу. Во время угощения ненец не мог глаз оторвать от девушки и ее великолепного ножа.

Закончив гостевать, ненец поехал обратно на свое стойбище. Через какое-то время на берегу озера он нашел нож сихиртя и взял с собой. Это видели ямальские старики.

/Этот документ можно дать детям разобрать, указав на различия двух культур: образ жизни, жилище и уровень развития/

Багдадский посланник Ибн Фадлан, побывавший в Х веке в “стране булгар на Волге”, удивился краткости ночи. Но добавлял, что на севере есть народ “вису”, где ночь длится меньше часа! “Но за “вису”, говорят, - писал он, - есть еще более удивительный народ, который отдален от других морем, живет на острове, но окружен горами, и никто из людей не может проникнуть в ту область”.

В XVI в. известные картографы Ян Бушмехерс /1590/, Герард Меркатор /1595/, Оронт Финей /1535/ даже изображают этот обширный материк кольцом окружающий Северный полюс, рассеченный на четыре части могучими реками. По первым двум картам, реки эти текут от полюса, у Финея, – наоборот, к нему, но сам Северный полюс на всех картах изображен как скала, окруженная внутри материковым морем и написано под рисунком “гора черная и высочайшая”. На каждом из четырех островов тоже своя надпись. На большом острове к северу от Новой Земли и Шпицбергена написано: “Здесь живут пигмеи, их рост около 4 футов и жители Гренландии называют их стрелингерами”. Про остров у запада от земли пигмеев сказано, что он “самый лучший и самый здоровый на всем севере” и что река между двумя этими островами “каждый год три месяца находится подо льдом”. Река справа от земли пигмеев “имеет пять устьев и вследствие узости и быстроты течения никогда не замерзает”, а в северной части острова живут барги, упомянутые Марко Поло; их поселение отмечено и на “Большой земле” напротив этого острова, примерно там, где сегодня лежат Новосибирские острова. На четвертом острове, лежащем напротив Аляски, только написано, что “гора, которая находится над полюсом, в окружности имеет 33 лиги”.*

Невольно задаешься вопросом, - откуда на их картах появился этот таинственный материк в Арктике? Или это плод их воображения, или же, изображая его, они основывались на каких-то сведениях? Странная осведомленность и подробность описания. Очевидно, что средневековые картографы черпали информацию из более древних источников, так как в их время материка на севере не было, и путешествия туда не совершались.

Перелистывая страницы истории древних цивилизаций, мы можем найти эти источники.

Так еще в античной Греции была версия о земле на севере. “За высокими недоступными горами,** - сообщает “отец истории”, древнегреческий историк Геродот /V век до н. э. /, перечислив все известные ему народы с юга на север, - живет другой народ, который спит в течение шести месяцев”. Та страна “отличается столь суровым климатом, что в течение восьми месяцев здесь стоит нестерпимый холод, а пролитая в это время на землю вода не делает грязи, разве разведешь огонь”. В той стране “нельзя ни смотреть вдаль, ни пройти вследствие того, что там рассыпаны перья,*** и в самом деле перьями наполнены там земля и воздух; они-то и мешают зрению”.

Но еще выше, “по ту сторону Северного ветра, на побережье, обращенном к океану, живет счастливый народ”. Северный ветер – это титан Борей, живущий в Рифейских горах, потому и страна, лежащая выше, севернее, “над Бореем”, у греков получила название Гиперборея, а ее жители стали именоваться гипербореями.

Греки, еще до Геродота, имели постоянную связь с ними, которые регулярно посылали через скифов дары, завернутые в пшеничную солому. Причем дары были адресованы на остров Делос. Ибо, по мифу, когда-то остров не стоял неподвижно в Эгейском море, а носился по всему океану. И на нем укрылась дочь титанов Лето, от преследования дракона Пифона, где родила близнецов: златокудрого Аполлона и вечно юную Артемиду. Произошло это на севере, в Гиперборее. Титаны тоже связываются с Гипербореей. Там же жили Форкиды – горгоны, одну из которых – Медузу убил Персей.

Кстати, у античных греков была легенда, объясняющая, откуда и как могли появиться пигмеи на севере. Когда Геракл победил сына Земли великана Антея и прилег отдохнуть после трудной схватки, пигмеи, жившие в норах в песке, выползли на поверхность в полном вооружении и напали на спавшего героя. Геракл пробудился ото сна, сгреб их всех в свою накидку из львиной шкуры и унес с собой, вероятнее всего, на север.

Есть еще много данных о связях древних греков с Гипербореей: яблоки Гесперид находились там, аргонавты Зета и Калаида оттуда и т.д.

Согласно другому источнику – книгам древнеиндийской культуры “Ведам”, “Махабхарата” и “Законам Ману”, именно на Севере расположен центр мироздания, там, где бог-творец Брахма, укрепил Дхруву /Полярную звезду/. Вокруг нее движутся Семеро Риши /Большая Медведица/, под ней находится гора Меру, где живет сам Брахма – “Великий Меру, непорочная, благая обитель”. “В Меру и солнце, и месяц ходят ежедневно по кругам слева направо, также делают это и все звезды”. Гору омывает Молочное море, которое периодически замерзает, и тогда образуются “плененные воды” или, принимающие красивые образы, “ниспадающие воды”.

На севере Молочного моря, к северу от Меру, лежит большой остров Шветадвига /Белый остров/. Вот там-то и находится “страна, где вкушается блаженство”. “Жители той страны смелые мужи, удаленные от всякого зла…к чести – бесчестью равнодушные, дивные видом; преисполненные жизненной силой; крепки, будто алмаз, их кости.…Здесь не живет человек жестокий, бесчувственный и беззаконный”.

Попасть в ту страну почти невозможно. Когда царь Сугрива отправлял армию обезьян на поиски похищенной жены Рамы, он предупредил войско, которое послал на север, что им придется преодолеть лежащую далеко-далеко на севере область ужасного мрака, где дерзких на каждом шагу караулит смерть. Но далее лежит счастливая обитель света, где живут небесные девы “священные Муни”. Там повсюду растут плоды, золотые цветы, и реки текут в золотых руслах, там вечный океан и золотая гора, вершины которой касаются неба.

К сожалению, стране этой суждено было погибнуть от потопа. Но Ману получает предупреждение от бога и спасается на судне, куда берет с собой различных животных и растений.

Еще один древний источник – древнеиранское собрание священных зороастрийских книг “Авеста” рассказывает о сотворении мира.

Бог-творец Агура Мазда создавал страны одну за другой, наделяя их радостью и благодатью, а злой дух Ангра Майнью, противоборствуя добру, привносил во вновь созданные земли беды и напасти. Шестнадцать стран поочередно перечислены в “Авесте”, и каждую мы узнаем, кроме одной – первой в перечне.

Первой Агура Мазда сотворил страну Эранвез, это лучшая страна, “прекрасная обитель”, где нет холода и зноя, “где много собак и птиц, и прекрасных пламенеющих огней”. По просьбе людей боги поместили эту страну недалеко от собственной обители. “На великолепной золотой горе Хукайрья, с которой ниспадают могучие незапятнанные воды Ардви…на величайшей вершине гор Харайти, где вращаются звезды, луна и солнце”. На Харайти /Высокая Хара/ есть озера и реки в золотых руслах. У подножья плещется огромное море Воурукама, посреди него лежит остров, где живут священные животные и растут удивительные растения. Там герой эпоса Йима основал чудесную страну Эранвез, где люди, животные и растения “самые прекраснейшие”, где нет болезней и несчастий, где живут люди “прекраснейшей жизнью”. Но злой дух Ангра Майнью наслал на Эранвез холода, зима уже длится целых десять месяцев и замерзают воды и земли. Агура Мазда тогда сказал Йиме:

- Йима, благородный сын Вивангхаты! На землю низойдут губительные зимы, они принесут снег на 14 пальцев глубиною даже и на высочайших горных вершинах. И все три рода животных погибнут; поэтому сделай Вара о четырех углах и большой длины по каждой стороне. И туда собери всех, и овец, и коров, и птиц, и собак, и красный пылающий огонь.

В следующем историческом документе, в Ветхом Завете, в книге пророка Исайи тоже говорится о земле на севере: “А говорил в сердце своем: “Взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера””. И у Иова встречается упоминание мест, где “воды, как камень крепнут, и поверхность бездны замерзает”.

* * *

Есть ли еще доказательства существования материка в Центральной Арктике помимо легенд, мифов и преданий?

Когда в XVIII в. в Северную Америку потянулись переселенцы из Европы, они встретили на новом изолированном, казалось бы, от их родины континенте множество знакомых животных: бобров, оленей, рысей, диких кошек, птиц и так далее. Но если для птиц океан не преграда, а животные, допустим, могли перебраться с континента на континент по ледяному мосту, то, как попала в Северную Америку пресноводная европейская щука? Ответ возможен один: между Америкой и Евразией существовал не просто мост из островов, или ледяной мост, а перешеек, по которому текли пресноводные реки.

Какой-то наследственный инстинкт заставляет некоторые виды птиц, например, чернозобую казарку, свой сезонный перелет совершать через Центральную Арктику и его приполюсную область. А розовая чайка, гнездящаяся в Сибири, летит на север…зимовать! Что это - генетическая память о некогда теплых краях?

И белый медведь – этот вечный бездомный скиталец по безбрежному негостеприимному Ледяному океану, возможно, имел когда-то, как и все другие его родичи, свой дом, свой уютный и желанный ареал обитания. Дом исчез, и поэтому пришлось ему бродить по ледяным полям Арктики.

Возможно, цыгане тоже с Арктиды и, потеряв свой дом, они до сих пор его ищут?! Немало спорят и о прародине легендарных ариев; многие считают, что они с Арктиды пришли в Северную Индию и на Иранское плато на заре истории и индийцы считают их своими прародителями. В более ранних переводах названия страны Эранвез звучало как “Айрийайна Вейо”, что переводится как “семя ариев”.

А если вспомнить уже упоминавшихся сихиртя и такую похожесть аборигенов Севера на антропологический тип пигмеев – их малорослость, темнокожесть и приплюснутое лицо, то невольно поверишь в то, что в Гиперборее жили пигмеи. А потом, возможно, частично ассимилировались с пришедшими с юга самоедскими племенами. Например, легендарные предания ненцев “Явал” говорят о таких браках:

- Однажды у одной сопки жил неженатый рыбак с матерью. Рыбак иногда поднимался на сопку и в шутку стучал по земле, говоря: “Старик – сихиртя, отдай свою дочь в жены, а то разрушу твое жилище!”. Так он делал не один раз. И вот однажды ночью рыбак проснулся и слышит, как снаружи кто-то говорит: “Где ты? Я уже пришла”. Рыбак испугался от неожиданных слов и ничего не ответил. Тогда распахнулось входное отверстие чума, и вошла девушка. Красивая, маленького роста. Она промолвила: “Меня отец послал, чтобы ты не разрушил наше жилище”. Услышав эти слова, рыбак ничего не сказал. Он весь был как в оцепенении. В это время вошедшая в чум девушка – сихиртя увидела подвешенного над костром осетра. Она сильно испугалась, выбежала из чума и больше никогда не показывалась. Рыбак же понял, что совершил грех, зря, беспокоя жителей подземелья. Он аргишил с этого места. В дальнейшем он ни разу не видел сихиртя.

А что же говорит современная наука в ответ на древние эпосы и средневековые карты?

Выдающийся океанограф Я.Я. Гаккель писал:

- Многие…данные указывают на то, что более значительные, чем сейчас, участки суши существовали в позднечетвертичное время не только в пределах шельфа, но, по-видимому, и в Арктическом бассейне; не исключено, что по простиранию крупнейших подводных хребтов здесь протягивались грядой небольшие острова, образовавшие в совокупности Арктиду.

Когда были открыты три мощных подводных хребта, названные в честь Ломоносова, Гаккеля и Менделеева, обнаружили, что над их вершинами только сотни метров, а над океанским дном почти четыре километра. Позже с них были взяты пробы грунта, оказавшиеся надводного происхождения, это доказало, что хребты были когда-то могучими горными системами, соединявшими Америку с Евразией, а весь обширнейший арктический шельф, глубины которого составляют всего от ста до двухсот метров, а где-то и 40-60, был сушей. Глубоководные котловины, заключенные между горными хребтами, вполне могли быть внутренними морями или озерами, пока некий глобальный катаклизм не вверг все в пучину морскую.

С учетом многих гипотез, предположений, эпосов и научных фактов, суммируя их, можно смоделировать то, что существовало в Арктике под семью звездами Большой Медведицы в древности.

Представим, что 40-30 тысяч лет до нашей эры в центре Арктики, за могучими горными хребтами, лежит обширная страна, посреди которой плещется теплое жизнетворное море. Полноводные реки пересекают всю страну с севера на юг, соединяя внутреннее море с океаном Семизвездия, окружавшим Арктиду. Океан бездонной бушующей преградой пролег между Арктидой и берегами Евразии и Северной Америки. В южных пределах Арктиды, за горными цепями, климат резкий, суровый, с холодной снежной зимой, во время которой замерзают устья рек и океан, но в самой этой стране нет ни убийственных морозов, ни иссушающей жары. В ее благословенном климате растут пальмы и плодовые деревья, леса изобилуют дичью, воды – рыбой и морским зверем. Много “прекрасных пламенеющих огней” - вулканов.

В этой стране, Гиперборее, живут несколько разных народов, среди которых есть и племя темнокожих низкорослых людей с крупными головами и плоскими лицами. Гипербореи имеют развитые ремесла, обладают немалыми научными познаниями, достигли определенных высот в искусствах. Они поддерживают отношения с соседними народами.

Разом ли, постепенно, но на сказочную Гиперборею опускается беда. Климат становится все холодней, землетрясения рушат горы, извергаются вулканы. Приблизительно 12 тысяч лет назад в океанскую бездну проваливаются самые высокие горы. Исчезает каменная преграда в Атлантике, стоявшем на пути Гольфстрима, и его теплые воды меняют курс и устремляются на северо-восток, вокруг Европы. Начинается таяние ледников, освобождается ото льдов пролив между Америкой и Азией. Уровень Мирового океана быстро повышается. Тогда же, по Платону, погибла и легендарная Атлантида.

Катастрофа разворачивалась стремительно. Море поглотило Гиперборею почти целиком, но часть жителей спаслась, успев перебраться на немногие уцелевшие острова, а с них – на северное побережье Европы и, может быть, Америки.

Затем последующие потепления и похолодания, наступления и отступления ледников превращают жизнь арктических племен в сплошную борьбу за выживание. Начинается быстрый регресс культуры, который заканчивается возвращением в каменный век.

Опускание арктического шельфа продолжается до сих пор. Еще в средневековье исчезли легендарные острова Ис, Лионесс, Авилон, Гельголанд и Нордштранд. Уже в тридцатых годах ХХ века скрылись под волнами острова Васильевского, а в 50-х – острова Семенковского в море Лаптевых. Менее чем сто лет назад исчез остров Фигурина.

А если вспомнить знаменитую загадочную и легендарную Землю Санникова у Новосибирских островов, которую видел в 1810 году промышленник Яков Санников, но так найти ее и не смогли. Многие великие путешественники мечтали открыть ее и считали ее частью Арктиды, “мамонтовой земли”.

* * *

Тайны и загадки Центральной Арктики манили в древности и до сих пор их пытаются разрешить исследователи и ученые. Они привлекают, я уверен, и вас тоже. Поэтому не будем откладывать в долгий ящик свои желания, смоделируем ситуации полярных экспедиций и проверим нашу готовность к столь опасному, но интереснейшему путешествию. Собираем команды и после их проверки двинемся в путь, маршрутами самых известных экспедиций, которые поэтапно помогли приоткрыть нам завесу тайн Арктики.

Ученики всего класса делятся по нескольким командам – экипажам кораблей. Игра будет состоять из нескольких этапов, за каждый тур команда получает оценку в баллах или соревнуется на скорость и качество продвижения к цели экспедиции.

Например, можно обыграть маршруты экспедиций А. Норденшельда и Э.В. Толля. Цель первой команды – прохождение и исследование северо-восточного прохода, второй – проникновение в центральные районы Арктики, поиск Земли Санникова.

Что необходимо предпринять заранее, чтобы экспедиция прошла успешно?

Одно из главных условий – очень тщательно выбрать капитана, команду и маршрут, подготовиться к ней. Как некогда сказал О. Свердруп, легендарный полярный капитан, что “…опасное приключение является признаком того, что кто-то в чем-то сплоховал; в составлении плана или в выполнении его… преувеличение героизма полярного исследования равносильно преуменьшению его умственных способностей”. /Как не вспомнить после этого печально “знаменитую” челюскинскую эпопею или недавние антарктические “героические” путешествие ледокола “М. Сомов” и полет самолета АН-3 под руководством М. Челенгарова/.

Первый тур – капитанский.

В этом туре проверяются профессиональные и психологические качества капитанов. Команды должны быть уверены в способностях своих капитанов руководить экспедицией. Они должны разбираться в условиях плавания, в устройстве и классификации судна. Для этого возможно проведение тестов на профессиональную пригодность и психологическую и нравственную способность быть лидером. Готовясь к экспедиции, капитаны должны понимать ответственность за ее успех и безопасность каждого члена команды. Необходимо, чтобы все верили в то, что он способен руководить и довести до победного завершения. Например, капитаны должны уметь завоевывать друзей, понравится людям, поэтому даются несколько минут им на то, чтобы ответили на вопрос, что нужно для этого сделать.

Второй тур – “командный”.

Пока капитаны размышляют, выбираем научный персонал и судовую команду экспедиции. Как вы думаете, кто нужен был в полярных экспедициях? Учитель зачитывает отрывок, команды находят в нем ошибки.

“Известный английский путешественник Фаддей Фаддеевич Крузенштерн, который в 1903 – 1906 гг. совершил первое кругосветное путешествие на судах “Мирный” и “Восток”, говорил, что для исследования полюсов “при каждой экспедиции должен быть живописец и на каждом корабле двое ученых всего же 8: для астрономии 2, для физики 1, для ботаники 2, для зоологии 1, для минералогии и геологии 2.

Сверх того можно предположить, что астроном будет вместе и физик, и что всякий из естествоиспытателей кроме своей особенной науки будет иметь познания и в другой отрасли естественной истории…Ревность и любовь к наукам ныне столь велики и столь всеобщи, что не будет недостатка в желающих, что найдутся люди, которые охотно оставят надежду на большое жалованье или на пенсию, если только будут иметь счастие, что их употребят в экспедиции.…Во время экспедиции издержек жалеть не должно; она должна быть так снаряжена, чтобы могла принести России новую славу, наукам пользу и мореплаванию безопасность” /слова И.Ф. Крузенштерна подлинны/.

Кто больше ошибок найдет, может первым отправляться в путь.

В зависимости от количества человек в команде состав экипажа может быть таким:

  1. Судовая команда: штурман, боцман, кок, матросы и механики, каюр;
  2. Научный персонал: врач, гидролог, биолог и зоолог, астроном и физик, метеоролог, художник и т.д.

Поэтапно проверяем знания, умения и уровень подготовленности команд, пригодные к длительной экспедиции в экстремальных условиях Арктики, путем тестирования по различным научным дисциплинам, моделирования ситуаций на выживание и проверки профессиональных способностей каждого члена команды с помощью ребусов, кроссвордов, проблемных и творческих заданий, текстов с ошибками и т.д. – насколько хватит фантазии и готовности учителя и ребят.

Например, задание детям, которые любят и умеют рисовать – конкурс художников - за 10-15 минут нарисовать картину по отрывку из полярного дневника Ф. Нансена:

- …26 сентября.…Бродил вечером по льду. Нет ничего изумительнее, ничего прекраснее полярной ночи! Это сказочная картина нежнейших оттенков. Это как бы расцвеченный эфир. Один тон, словно от легкого дуновения переходит в другой, и не знаешь, где собственно кончается этот, где начинается тот, и вместе с тем все красочное многообразие налицо. Твердых очертаний нет, все мерцает, переливается музыкальною гаммой красок, далекою бесконечною мелодией невидимых струн. Но разве не так же возвышенна, тонка и чиста, как эта ночь, и всякая красота жизни? Дайте ей краски поярче, и это уже не будет так прекрасно. Небо высится над тобой как необъятный купол – синее в вышине, зеленое ближе к горизонту, лиловое и фиолетовое совсем внизу. По ледяным полям бегут холодные сине-лиловые тени, и розовеют края льдин, обращенные к отсвету исчезнувшего дня. Наверху, в синеве купола, мерцают так же мирно, как всегда, наши неизменные друзья – звезды. Луна повисла на юге огромным красно-желтым шаром с желтым кольцом вокруг, и легкие золотистые облака плывут по синему своду. И вдруг северное сияние расстилает на нем свое серебристое покрывало. Оно отливает то желтым, то зеленым, то красным, то разрывается, то собирается в волнистые складки, сверкающие серебром в изломах, колышется, зыблется. Ярко вспыхивают снопы огней и гаснут на миг, и вдруг взметываются к зениту огненные языки, внезапно прорезают снизу от самого горизонта мощный луч, и все это покрывало тает в лунном сиянии.

Осуществляется выбор маршрута. Каждой команде будут даны ребусы или задания, в которых зашифрованы имя руководителя, годы и главные пункты, координаты маршрута экспедиции.

Шхуны отплывают…Прохождение маршрута можно также обыграть познавательными различными заданиями, шифрограммами, тестами, разыгрываются ситуации, связанные с проблемой выживания людей в экстремальных условиях. Возможно, организовать конкурс на лучший вариант проведения досуга на корабле во время вынужденной зимовки во льдах океана Семизвездия или конкурс рисунков на темы “Арктида”, “Великие русские географические открытия и Север”. Лучше если эти задания будут приготовлены заранее.

Делим дистанцию пути на несколько пунктов, добраться от одного до другого можно только решив задание или расшифровав название пункта. Задания групповые и индивидуальные для судовой команды и научного персонала, ученики одной команды могут приготовить задания и вопросы для другой.

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ КОМАНДЕ:

- Вы плывете на судне … /название корабля зашифровано/.

Из порта…/даны координаты, запишите его название, указав на карте, историческая справка/ идти вдоль берега Северной Европы на восток.

Штурману и капитану отметить на карте важнейшие координаты точек, все моря, заливы, проливы, острова, лежащие на пути следования корабля. Научным сотрудникам экспедиции собрать сведения и дать справки об исследуемых местах…

Конечная точка вашего пути находится в пункте с координатами…

Тесты и задания можно составить для каждого члена команды, в зависимости от способностей и выбранной им специальности. Даже для кока можно дать задание подготовить рецепт блюда в экстремальных условиях полярной экспедиции или организовать соревнование между поварами команд в быстроте и качестве чистки овощей и т.д. – насколько хватит фантазии и в зависимости от активности и подготовленности учеников.

В перерыве, для разминки, можно зачитать следующие полярные рецепты.

Ситуация: В 50-е гг. ХХ века на дрейфующей льдине СП-2 не предусматривалась должность повара. В. Канаки, участник дрейфа, рассказал о враче и по совместительству поваре В.Г. Воловиче:

- Виталий Волович согласился работать поваром, имея совершенно непреоборимое желание отдать себя делу изучения Арктики. Первые его шаги на этом поприще навсегда остались в памяти людей, зимовавших с ним. Вот несколько рецептов, согласно которым Виталий готовил обед. Возьмите сушеные грибы, суньте их в кастрюлю с водой, добавьте гречневой крупы, сушеного лука, моркови и картофеля. Варить до подгорания крупы! На стол подается с опаской, но невозмутимо. Или – “борщ с бирками”. Нарубите оленину. Мыть не надо /смываются витамины/. Положите в кастрюлю, добавьте несколько горстей кислой мороженой капусты, томат-пасту, лук и все сухие овощи, имеющиеся под рукой. Соль, перец и лавровый лист по вдохновению. Варить до тех пор, пока фанерные бирки, привязанные к мясу, не очистятся от надписей. Подавать из надежного укрытия…

Проверяется психологический тест капитанов /чей ответ ближе к Карнеги/. Как оценочный эталон ответов привожу эти правила по Д. Карнеги:

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
  2. Улыбайтесь.
  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Первой команде, дошедшей до финала, устраивается триумф и оценивается каждый член команды.

* * *

В заключение учитель рассказывает о том пути, которые прошли великие полярные экспедиции, маршруты которых повторили на уроке команды; какие задачи и ситуации им приходилось преодолевать в Арктике.

Например, Русская полярная экспедиция барона Э.В. Толля на шхуне “Заря” /1900-1903 гг./, отправившаяся на поиски легендарной Земли Санникова, о ее судьбе.

Учитель вспоминает о том, с чего начинался урок – о потерянном материке – возможной прародине человечества, о ее останках, о легендарных островах в Арктике, которые так и не были найдены, но это еще впереди. Разгадать их тайны, при этом, не исчезнув как атланты, и осуществить все свои мечты люди смогут только в любви друг к другу, как древние обитатели сказочной Арктиды.

О такой любви гипербореев нам может поведать старая ненецкая сказка:

- Если пройдешь льды, идя все к северу, и перескочишь через стены ветров кружащих, то попадешь к людям, которые только любят и не знают ни вражды, ни злобы. Но у тех людей только по одной ноге, и каждый отдельно они не могут двигаться, но они любят и ходят, обнявшись, любя. Когда они обнимутся, то могут ходить и бегать, а если они перестают любить, сейчас же перестают обниматься и умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса.

Поучительная сказка в наш разобщающий, разделяющий всех, эгоистичный век. Сколько мудрости в ней, ведь недаром супруги говорят друг другу –“половинка моя!”.

Наша игра поможет почувствовать локоть друга, поддержку команды, что только вместе, как в ненецкой сказке, мы сможем “творить чудеса”.

Побывав в том месте, где когда-то была сказочная “страна, где вкушается блаженство”, возможно, где были наши истоки, где был Эранвез, Гиперборея, Сарайас, Арктида, страна счастья, благополучия и любви, мы заразились ее внутренней энергетикой и нашим совместно совершенным действом. Мы – одна команда и корабль у нас всех один – Земля, который плывет в безграничном и безвременном Вселенском океане.

* * *

ПРИМЕЧАНИЯ

* - около 70 км

** - Рифейские горы – Урал

*** - снег

* * *

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковалев М. Дорогами тысячелетий. Сборник исторических очерков и статей. Кн. 2 , М., Молодая гвардия, 1988.

2. Каневский З.М., Зачем человеку льды? М., издательство полит. литературы, 1989.

3. Арикайнен А.И. Во льдах Северо-Американской Арктики. Л., Гидрометеоиздат., 1989.

4. Газета “Таймыр”,  № 42-44