Обновление содержания образования в условиях межшкольной корпорации муниципальных образовательных учреждений "Средняя общеобразовательная школа № 1" и "Средняя общеобразовательная школа № 38"

Разделы: Администрирование школы


Мы представляем Вашему вниманию межшкольную корпорацию «Discovery», основанную на объединении двух школ – МОУ «СОШ «1» г. Норильск и МОУ «СОШ «38» г. Талнах.

Идея возникновения корпорации родилась в июне 2004 г., когда волею случая две наших школы на выпускном вечере оказались вместе. Тогда мы увидели, насколько открыты общению наши дети, насколько быстро они находят общий язык. И сделали вывод: замкнутое отдельное существование каждого образовательного учреждения – это издержки нашего взрослого понимания построения и организации УВП.

Целью создания корпорации является:

  • эффективное использование потенциала, ресурсов каждого образовательного учреждения, в том числе человеческих, информационных, материальных и финансовых для создания и развития единого образовательного пространства, для создания достаточных условий получения качественного образования каждым учащимся, независимо от его реальных учебных возможностей, социального статуса его семьи.

Перспектива:

  • создание территориального образовательного комплекса, включающего в себя от 2-х и более образовательных учреждений, в том числе и высших. В Талнахе нас поддержали директора 2-х школ. Поэтому в новом учебном году уже не два, а четыре образовательных учреждения, возможно, будут входить в межшкольную корпорацию;

Методическая тема наших школ: «Обновление содержания образования в условиях межшкольной корпорации» реализуется в следующих направлениях:

  • технологизация и информатизация УВП;
  • профильность;
  • работа с одарёнными детьми;
  • работа в опытно-экспериментальном и инновационном режиме;
  • повышение профессионального уровня педагогов;
  • воспитание.

Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

Перед образовательными учреждениями становится проблема создания адаптивной образовательной среды и соответствующей системы управления, глобальной целью которых является обеспечение условий и помощи школьнику в получении образования в соответствии с его способностями и с учетом его потребностей.

Если рассмотреть более подробно сотрудничество наших учебных заведений в рамках межшкольной корпорации Discovery, то, на наш взгляд, следует начать с технологизации и информатизации учебно-воспитательного процесса.

На текущий момент в наших школах используются следующие образовательные технологии:

  • развивающее обучение «Школа 2100»;
  • интерактивное обучение;
  • уровневая дифференциация;
  • блочно-модульное обучение;
  • метод проектов;
  • тестовый контроль;
  • новые информационные технологии.

Применение новых информационных технологий приводит к созданию интегрированных курсов по предметам, один из которых обязательно – информатика или информационные технологии.

Так как образовательные технологии используются на педагогическом уровне, то управление межшкольной корпорацией должно создать единую систему мониторинга образовательных технологий, которая будет направлена на повышение профессионального уровня педагогов и как следствие повышение качества образования.

В рамках информатизации со стороны команды управленцев внедряется:

  • школьная информационная сеть;
  • информатизация образовательного процесса в рамках межшкольной корпорации;
  • интегрированные курсы по предметам;
  • медиатека.

В результате мы должны выйти на сетевую организацию образовательных ресурсов, с вовлечением территориальных образовательных систем в корпорацию.

Говорить о вопросах профильности в условиях обычной школы сложно, хотя бы потому, что возможности учебного плана очень ограничены, а использовать в работе экспериментальный учебный план, который печатается во многих изданиях, нам никто не разрешал.

Мы действуем по следующему алгоритму:

1. Изучаем социальный заказ родителей и учащихся:

  • где бы родители хотели обучать своих детей?
  • кем хотели бы стать учащиеся?

Форм такой работы много: традиционные родительские собрания, классные часы, анкетирование, профессиональная ориентация на уроках технологии и др.

2. После анализа полученных данных и выявления главенствующих направлений анализируем кадровый потенциал, то есть возможности педагогического коллектива и его способность работать в классах с определённым профилем.

Эти возможности чаще всего ограничены, так как не все педагоги имеют достаточную подготовку для преподавания предмета на новом уровне.

Для решения этой проблемы привлекаем к работе почасовиков (на факультативные часы).

Настаиваем, чтобы педагоги повышали свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, занимались самообразованием.

Желание педагогов (мотивацию) подкрепляем материально:

  • во-первых, профильные классы – это дополнительная нагрузка;
  • во-вторых, таким учителям доплачиваем % из фонда доплат.

3. Убедившись, что работать в профильных классах есть кому, берёмся за учебный план, где используем для профилизации факультативные часы и часы технологии.

4. После составления проекта плана информируем родителей и учащихся о новых профилях и отличиях одного профильного класса от другого.

В итоге достигаем оптимального соответствия между потребностями рынка труда, социальным заказом и потенциалом образовательного учреждения.

И, конечно же, мы заключаем договора с ВУЗами. Потому что профиль, не подтверждённый договором, рано или поздно станет неконкурентоспособным.

Одарённые учащиеся – гордость и надежда каждой школы. И чем их меньше, тем больше они требуют внимания.

В этом вопросе мы тоже столкнулись с проблемой:

  • нет системы работы с одарёнными учащимися;
  • учителя часто выдают отличников за одарённых детей.

Для себя наметили следующие пути решения проблемы:

  • провести мониторинг одарённости по направлениям: интеллектуальная, творческая, физическая одарённость;
  • создать систему психолого-педагогического сопровождения одарённых учащихся;
  • развивать систему дополнительного образования;
  • продолжить работу по индивидуализации образовательного процесса;
  • на межшкольном уровне проводить олимпиады, предметные декады, творческие вечера, научно-практические конференции (открыто научное общество учащихся «Discovery», малое научное общество учащихся «НОУтBOOK», состоялось совместное открытие научного сезона).

Предполагаемый результат: максимальная реализация творческого потенциала учащегося.

Работа в опытно-экспериментальном, инновационном режиме в рамках межшкольной корпорации ведётся в следующих направлениях:

  • создание электронного документооборота в управленческой деятельности в рамках межшкольной корпорации;
  • музейно-образовательные проекты в локальной истории;
  • медико-социо-психологическая служба;
  • МКО (кафедра межшкольного корпоративного общения). Думается, что эта кафедра – прообраз Управляющего Совета.

В настоящее время:

  1. Открыта Академия «Умники и умницы»;
  2. Разрабатываются элективные курсы;
  3. Открыта опытно-экспериментальная лаборатория по проблеме «Создание здоровьесберегающего пространства для ребёнка в начальной школе»;
  4. Открыта кафедра дистанционного образования;
  5. Ведётся работа по открытию межшкольного методического центра.

Главная цель воспитательной работы в корпорации – формирование полноценной, всесторонне развитой, самодостаточной личности через создание корпоративной воспитательной системы.

Направления:

  • единый печатный орган (корпоративный альманах);
  • корпоративный ученический актив;
  • воспитательные программы и их реализация («Человек! Гражданин! Патриот!») с подпрограммами:
    «Я гражданин России»
    «Лидер»
    «Подросток»
    «Мы вместе».

Если говорить о повышении профессионального уровня педагогических работников, то следует отметить три основных направления:

повышение квалификации и аттестация, которые включают в себя:

  • разработку личной методической темы,
  • работу в экспериментальном режиме,
  • научно-исследовательскую деятельность совместно с учащимися,
  • самообразование,
  • обобщение опыта педагога,
  • апробацию новых программ.

В школе:

  • участие в предметных декадах и проведение открытых уроков;
  • посещение межшкольных семинаров,
  • проведение педагогических мастерских и мастер-классов,
  • участие в работе педагогических советов, методических объединений и кафедр.

Вне школы:

  • посещение семинаров Методического отдела управления образования, Центра информационных технологий,
  • участие в городских методических объединениях,
  • Курсы Межотраслевого института повышения квалификации и профессиональной подготовки,
  • участие в выездных курсах повышения квалификации.

В заключении наметим основные перспективы развития наших образовательных учреждений:

  1. Межшкольное корпоративное сотрудничество, которое позволит наиболее оперативно и рационально решать управленческие и педагогические задачи, направленные на создание благоприятных условий обучения и работы.
  2. Открытие федеральной экспериментальной площадки по тематике нашего сотрудничества.
  3. Создание единого информационного пространства в рамках межшкольной корпорации, что позволит повысить оперативность управленческих решений.
  4. Открытие межшкольного методического центра, работа которого будет направлена на повышение квалификации педагогов Большого Норильска по педагогическим и новым информационным технологиям.
  5. Продуктивное сотрудничество с вузами, что позволит подкрепить выбранный профиль школьника, целенаправленной подготовкой для поступления в конкретное учебное заведение.