Урок риторики по теме «"Простое слово "Извините"» (2-й класс, Школа-2100)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Система: образовательная программа “Школа-2100”.

Класс: 2 (1-4).

Оборудование:

  • призовые жетоны;
  • два круга (желтый и зеленый) для определения групп;
  • опорные карточки со словами (для составления алгоритма слов прощения):
    • прости (те)
    • извини (те)
    • простите, пожалуйста
    • извините, пожалуйста
    • я не хотел тебя (вас) обидеть
    • виноват, прости (те)
    • мне стыдно
    • не сердись (тесь)
    • прошу извинения
    • приношу вам свои извинения;
  • кружки разных размеров из белой бумаги для игры “Снежный ком”;
  • таблицы – рисунки со скороговорками.

Цель:

  • научить детей употреблять различные формы выражения извинения; совершенствовать навыки правильного употребления речевых клише в типичных ситуациях этикетного общения: приветствия, прощания, благодарности;
  • через игры развивать ассоциативное мышление, наблюдательность, воображение, учить рассуждать, повышать познавательную и воспитательную роль учащихся (через синонимичные речевые клише и т.д.);
  • воспитывать культуру общения.

 Ход занятия

1. Организационный момент (готовность, посадка, создание мотивации на предстоящую деятельность).

Учитель:

Здравствуйте, ребята.

Я вас поприветствовала словами.

А как можно поприветствовать без слов? (Ответы детей: с помощью жестов и мимики).

Посмотрите, у нас сегодня гости на уроке. Поприветствуйте их без слов (дети кивком, с улыбкой приветствуют гостей).

2. Речевая разминка. Учитель (о риторике).

Чему учимся на занятиях по риторике? (Ответы детей: говорить разборчиво, внимательно слушать, не перебивать)

“Риторика – наука красиво говорить” (высказывание написано на доске). Учитель обращается к данным словам.

Проговорим это высказывание чисто, внятно, четко, разборчиво.

Работа с чистоговорками.

Чистоговорки:

  • Ри – ри – ри – на собеседника смотри!
  • Зя – зя – зя перебивать нельзя!
  • Да – да – да – будь внимателен всегда!

(Чистоговорки написаны на доске. Идет хоровое четкое проговаривание чистоговорок).

Работа со скороговорками (на доску прикрепляются таблицы-рисунки):

(Дети самостоятельно читают сначала медленно, потом быстрее, определяют каким тоном нужно проговорить, выбирают темп, окраску голоса. Затем отдельные учащиеся проговаривают скороговорки).

3. Актуализация знаний (повторение).

Я предлагаю провести занятие в виде путешествия в страну “Вежливости”. Вы, конечно, уже знаете много вежливых, волшебных слов. Для чего нужны вежливые слова? (Ответы детей: они помогают общаться, мы учимся слушать друг друга, чтобы радостней и приятней было людям, эти слова учат хорошим манерам, хорошему поведению, чтобы не обижать других, не огорчать, быть добрыми, уважительно относиться друг другу).

Как можно назвать человека, который в жизни пользуются этими словами? (Дети называют слова: культурный, воспитанный, уважительный, доброжелательный, вежливый, тактичный и др.).

Задания группам.

Игра “Снежный ком” (на карточках даются задания каждой группе отдельно).

Назовите слова – приветствия.

Назовите слова – прощания (Две – три минуты ученики, советуясь друг с другом, готовятся к ответам).

Для, того, чтобы людям было приятнее слушать слова – приветствия (прощания), добавляйте и те, которые делают нашу речь более теплой и доброжелательной, используйте, мимику и жесты. Посмотрим, у кого ком снега получится больше. При правильном ответе группам даются кружки, начиная с самого маленького. В конце игры группе, у которой “снежный ком” оказался больше, выдается призовой жетон.

4. Физминутка.

А с братьями нашими меньшими вы здороваетесь, прощаетесь? Как? Давайте попробуем придумать необычные слова приветствия и прощания, которые бы вы сказали им.

Как ходит из знакомого стихотворения К.Чуковского “Цыпленок”? (Важно).

Жил на свете цыпленок,
Он был крошечный.
Вот такой.
Но он думал, что очень большой,
Важничал и задирал кверху голову
Вот так.

Дети стоя проговаривают стихотворение, показывают движениями, мимикой и жестами.

Чтобы вы ему пожелали? (Ответы детей: здравствуй, маленький! Расти быстрей и т.д.)

Молодцы! Каждая группа за сообразительность, за внимание получает призовой жетон.

5. Знакомство с новым.

Введение.

Ребята для чего мы говорим “здравствуйте, до свидания”? (Выслушиваются ответы детей).

Да, если вдуматься в их значения – мы желаем здоровья (здравия), поэтому людям приятно слышать это приветствие. А если мы говорим “до встречи, до свидания”, мы надеемся еще раз увидеть этого человека.

Постановка проблемы. Разыгрывание ситуации “Как не надо делать”. (Заранее, по просьбе учителя, ученик готовится к разыгрыванию ситуации. Выбегает ученик и сталкивается с учителе. Смотрит на него без слов.

Андрей, что нужно сказать? (Ответ ученика: Здравствуйте!).

На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла!
И представьте – зря ждала,
Я слово очень дорогое!
А какое? Слово дорогое? (Дети отвечают: Извините!)

(Вместе с детьми идет обсуждение данной ситуации, дети приходят к выводу, что необходимо пользоваться вежливыми словами).

Да, ребята, часто приходится видеть такое. Но пока редко слышим это дорогое слово.

Какие слова мы сегодня узнаем? (Дети сами называют тему урока).

(На доску – прикрепляю заготовку темы урока: “Извините”).

Сегодня мы будем говорить о словах – прощения.

Очень буду рада, если после сегодняшнего занятия чаще буду слышать эти слова.

Работа со словами – прощения (коллективная работа)

“Извините”. Когда мы пользуемся этим словом? (Ответы детей: когда причинили неприятность человеку, случайно (нечаянно) обидели его, поняли, что поступили неправильно, надо обязательно извиниться, чтобы ему стало легче после ваших слов).

Какие слова – прощения вам приходилось говорить? Когда? В каких случаях? Что почувствовали, когда извинились? (Идет беседа, в ходе которой на доску один за другим вывешиваю опорные карточки со словами: простите; прошу прощения; приношу вам свои извинения; извините; я не хотел, виноват; не сердитесь; мне стыдно и т.д.).

Когда мы говорим извини? извините? и т.д. ….

А вот, что случилось в одном дворе.

(Ученик читает стихотворение А.Барто “В одном дворе”).

Попал я в дедушку мячом
И закричал: – А я причем? –
Но, досчитав до 30,
Сказал: – Ну, дедушка, прости.

(Идет обсуждение ситуации).

Вежливо ли мальчик попросил прощения у дедушки?

А вы бы так же извинились перед дедушкой? (Выслушиваются ответы детей).

Да, даже если вы случайно причинили боль другому человеку, надо обязательно так извиниться, что ему стало легче после ваших слов.

Каким тоном произнести слова прощения? (C сожалением, раскаянием и т.д.)

6. Закрепление знаний. Работа в группах.

Учитель предлагает детям разрешить следующие ситуации с помощью слов – извинения, прощения.

Предлагаемые ситуации.

  • Прозвенел звонок, начинается урок. Ты торопишься в классе. На пороге класса ты сталкиваешься: с учителем, с одноклассницей. Как бы вы поступили?
  • Идет урок, ученик опоздал. Как ему войти в класс?
  • Играя на перемене, нечаянно толкнул одноклассника. Что необходимо сделать?
  • Мама спит. Она устала. Ты громко включил телевизор, и мама проснулась. Как поступить в этой ситуации?
  • Тебе нужно выходить из автобуса. Но впереди много народу. Тебе приходится идти вперед, причиняя пассажирам неудобства. Дайте правильный ответ.

(За правильные ответы даются призовые жетоны).

7. Итог урока.

Спасибо ребята. С помощью вежливых слов вы подарили друг другу радость общения. Вы показали, что много знаете. По количеству призовых жетонов обе группы дали одинаково правильные ответы. Молодцы!

А что же самое главное, полезное взяли с урока?

(Дети отвечают, что в жизни чаще нужно пользоваться этими волшебными словами).

Повторение алгоритма – слов – прощения.

Не стесняйтесь чаще говорить добрые слова. Дарите друг другу улыбки. Давайте поблагодарим друг друга за сотрудничество на уроке (дети жестами, улыбками, рукопожатиями благодарят друг друга и учителя).