Модель взаимодействия методиста и педагога-психолога по обеспечению профессионального выполнения развивающей функции воспитателя

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня принципиально по-другому оценивается деятельность ДОУ. Одни находятся в стадии функционирования, другие в стадии развития. Приоритетным является второе. Однако процессы развития и функционирование в реальной действительности неразделимы и могут различаться как некий принцип ориентации на стабильность.

Анализ литературы позволил определить нам, что развивающая функция – это деятельность педагога, направленная на научно обоснованное (психологически оправданное) стимулирование психического развития дошкольников, которое базируется на совокупности специальных условий, методов и средств (психодиагностических и развивающих), а также собственной позиции педагога-профессионала. Она нацелена не столько на развитие умственных способностей, познавательной активности и самостоятельности, сколько на всю личность ребёнка в целом.

В процессе самостоятельных поисков мы убедились, что эффективным является результат совместной деятельности методиста и педагога-психолога.

Для этого была изучена специальная (методическая и психологическая) литература, проведен количественный и качественный анализ педагогического коллектива детского сада и определена структура нашей профессиональной деятельности.

Для осуществления развивающей функции мы, прежде всего, определили структуру профессиональной функции педагога опираясь на профессиограмму предложенную А.К. Марковой.

Профессиограмма
(профессиональное выполнение развивающей функции)
Педагога дошкольного образовательного учреждения
(А.К. Маркова)

Знания Умения Профессионально-важные качества
Знание о предназначении профессии педагога, об ее ориентации на развитие личности другого человека.

Знание возрастной психологии.

Знание педагогической психологии.

Знание основ психодиагностики детей дошкольного возраста.

Знание основ организации развивающей работы с детьми дошкольного возраста

Умение изучать, диагностировать психическое состояния ребенка (актуальную и ближайшую зоны развития).

Умение составлять развивающие программы; организовывать, поэтапно осуществлять и оценивать ход и результаты данных программ.

Умение ставить коммуникативные, познавательные и любые другие педагогические задачи под углом зрения психического развития детей, реализации внутренних резервов и психологической безопасности участников взаимодействия.

Умение создавать условия, стимулирующие естественный ход психического развития дошкольников (умение организовывать предметно-развивающую среду в группе, умение организовывать эффективное общение и совместную деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками и т.д.).

Умение сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами в целях содействия психическому развитию детей.

Умение оценивать у себя ориентацию на развитие личности другого человека

Общие для всех функций:

Педагогическое мышление.

Педагогическая рефлексия.

Педагогическая наблюдательность.

Педагогическая эрудиция и пр.

Специальные:

Внимательность к инди-видуальным вариантам психического развития ребенка.

Педагогический оптимизм (подход к ребенку с оптимистической гипотезой, верой в резервы личности).

Эмпатия.

Стремление к саморазвитию

На начальном этапе эта деятельность представляла собой не связанные между собой мероприятия: то есть, педагог-психолог и методист работали параллельно. Однако, опыт работы убедил нас в том, что необходимо создать комплексную систему мероприятий для развития профессионально-личностных качеств у педагогов.

Модель взаимодействия
методиста и педагога-психолога МДОУ ЦРРДС “Ёлочка”

Этапы Цель Задачи Методы работы
Блок 1. Диагностическая деятельность Всестороннее изучение личности и деятельности воспитателя Изучение теоретических знаний воспитателя Опрос

Анкетирование

Самоанализ педагогических знаний

Изучение специальных умений и навыков воспитателя Наблюдение

Интервью с педагогом

Посещение и анализ занятий с детьми.

Самоанализ педагогической деятельности.

Психологический анализ педагогической деятельности.

Изучение личностных особенностей и профессионально значимых качеств воспитателя Психологическое тестирование: опрос, проективные методики, наблюдение (Фландерс), тесты.
Блок 2. Развивающая деятельность Обеспечить профессиональный рост и совершенствование мастерства воспитателя по всем показателям его деятельности Расширение знаний основ педагогики и психологии Лекции.

Консультации.

Семинары

Тренинги.

Сообщения

Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности педагога Информирование педагога о возможностях его профессионального роста.

Презентация педагогического опыта.

Курсы повышения квалификации.

Психолого-педагогические семинары.

Тренинги.

Консилиумы.

Методические объединения.

Видеотренинги профессионально-педагогического общения.

Посещение занятий психологом и методистом с последующим их обсуждением с педагогом

Создать условия, дающие воспитателю возможность проявить творчество, новаторство Мастер-класс.

Конкурсы профессионального мастерства.

Педагогические мастерские.

Творческие проектные группы.

Информирование о деятельности педагога в ДОУ

Развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога Тренинги личностного роста.

Индивидуальные консультации.

Формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями; администрацией и коллегами по работе Тренинги.

Индивидуально консультативная помощь.

Коммуникативные тренинги.

Групповые формы организации досугов по интересам.

Блок 3. Коррекционная деятельность Оказание помощи в преодолении профессиональных и личностных проблем Формирование у педагогов интереса к практической психологии Цикл лекций, консультаций, бесед о практической психологии, имеющих увлекательный характер.

Организация занятий, дающих практический опыт психологической самопомощи

Предотвращение стереотипизации профессиональной деятельности, формирование способности к восприятию нового Ролевая игра.

Психогимнастика.

Чтение литературы.

Педагогические игры

Профессиональная поддержка и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем Групповая дискуссия

Чтение литературы.

Разбор педагогических ситуаций

Мобилизация скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем Интимно-личностное консультирование.

Проективное рисование.

Домашняя работа (ведение дневниковых записей)

Коррекция нарушений личностных дисгармоний Психодрамма.

Проективное рисование.

Психогимнастика.

Психотехнические игры и упражнения.

Музыкотерапия.

Компьютерная программа “ИБИС” (игровое биоуправление и саморегуляция) авт. М.Б. Штарк