Урок литературы в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист""Pet aspera ad Astra"

Разделы: Литература


Тип урока: Урок-размышление (проблемный).

Цели урока:

  • Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности (разрешение проблемы, настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды);
  • Воспитать субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга;

Задачи:

  • Выявить позицию учащихся к проблеме судьбы и синонимичных ей понятий.
  • На примере повести “Фаталист” М. Ю. Лермонтова ввести категории диалектики (необходимость, случайность), обогатить терминологический запас слов.
  • Создать условия для переосмысление прежних понятий на основе художественной литературы и жизненного опыта.
  • Через творческое задание попытаться привести детей к долговременному планированию и созданию “образа Я”.

Оборудование урока:

  • аудиозапись Бетховен “Лунная соната”;
  • понятие, связанные и нет судьбой;
  • видеозапись кинофильма “Фаталист”.

Ход урока

Быть или не быть
Вот в чем вопрос
Достойно ли смериться под
ударами судьбы
Иль стоит оказать сопротивленье.

(У. Шекспир.)

На доске заранее развешаны понятия: удача, счастье, фортуна, предопределение, провидение, судьба, фатализм, случайность.

Написана тема урока и эпиграф.

Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня у нас очень необычный день– мы уже второй раз встречаемся с вами в этом кабинете, хотя должны были о литературе говорить всего 40 минут.

– Вам не кажется это странным? (Ответы учащихся)

– А как вы думаете, почему так произошло? (Ответы)

– А может быть это судьба? Кстати, вы верите в судьбу? (Ответы)

– Вот сегодня мы как раз и поговорим об этом очень неоднозначном понятии, попытаемся выяснить ваши позиции, связав их с философским разделом “диалектика” и еще раз поучимся отстаивать свою точку зрения, а урок наш называется “Pet aspera ad Astra” (пер. с лат. – Через тернии к звездам”, эпиграфом к которому послужат слова Гамлета из одноименного произведения У.Шекспира. (Зачитывается эпиграф).

– Слова эпиграфа вас не натолкнули случайно на другие произведения художественной литературы, связанные с этой же проблемой? (М.Ю. Лермонтов. “Фаталист”)

– Что это за фаталист? Кто это? Какого человека называют фаталистом? (Ответы учащихся)

Проверим по толковому словарю.

– Тогда о чем же спорят герои повести? На чем основан их спор?

(На столкновении двух точек зрения на судьбу: христианской, когда от человека ничего не зависит, все предопределено заранее и противоположной – человек сам создает себе судьбу.)

– Мы уже сказали так много слов, связанных с судьбой. Давайте же выберем более близкие и уберем лишнее. (С доски снимаются лишние понятия, не связанные с судьбой, с объяснением своей точки зрения и лексического значения слова.)

Итак, сегодня речь у нас пойдет о предопределении, случайности, судьбе, роке, фатальности, провидении, фортуне. А что им можно противопоставить? (Волю человека)

Как вы думаете, спор в начале главы может хоть как-то характеризовать человека, может быть раскрыть какую-то черту характера? (Ответы учащихся)

– Вы, изучая это произведение в 9 классе, обратили внимание на то, что критики называют роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – романом, раскрывающим “диалектику души человеческой”? А задумывались ли вы или, может быть, знаете, что значит понятие диалектика? (Ответы учащихся)

Диалектика, (греч. dialegomai– веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теории и методов познания явлений действительности в их развитии, самодвижении.

– Как это связанно с нашим текстом?...

У диалектики есть свои законы:

1) единства и борьбы противоположностей;

2) переход количественных изменений в качественные и обратно;

3) закон отрицания, категории которого мы сегодня рассмотрим более подробно.

Конечно, если рассмотреть любое явление, то можно его соотнести с несколькими категориями, раскрывающими эту связь причины и следствия, возможности и действительности, но нас сегодня будет волновать все же категории необходимости и случайности, которые более тесно связаны с кругом наших терминов. (Понятий)

Исходя из этих категории любое явление одновременно есть и случайность, и необходимость, а пересечение двух необходимостей порождает случайность, вытекающую из внешних свойств, в то время как внутренние (главные) свойства, т. е. причины являются рождением необходимости.

Давайте посмотрим фрагмент видеозаписи спора Вулича и Печерина и разберемся на конкретном примере с этой категорией.

(Просмотр видеозаписи).

– Кто же принимает участие в споре? (Печерин и Вулич).

– А если рассмотреть более конкретно, то ....... (Вулич и судьба)

– Кто в этом споре является действующими “лицами”? (Вулич, пистолет)

– Были ли у них какие-нибудь внутренние причины необходимости осуществления этого спора ? (Учащиеся приходят к выводу, что Вуличу необходимо было удостовериться: есть ли все-таки предопределение, или нет ?. Здесь он бросает вызов судьбе, который, возможно, только сейчас ему представился, да еще и, и может быть, чтобы доказать и подсказать другим, результат эксперимента).

Так ..., причины Вулича мы рассмотрелиим... а пистолет... Были “у него” какие-нибудь внутренние причины осечься в самый “нужный” момент?

(Учащиеся цитируют слова Максима Максимовича о том, что “ ... эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижмешь пальцем.”), т.е. это внешние, механические свойства, т.е. случайность.

– Так что же это было – судьба ?, рок? или что-то другое?

У нас в повести есть еще случай когда герой спорит с судьбой. Это...

– Вулич и пьяный казак.

– Казак и Печерин.

Учащиеся делятся на три группы, две из которых разбирают примеры из текста с точки зрения категории диалектики, а третья группа подбирает случаи из жизни.

Поработав в группах, учащиеся приходят к выводу, что в первом случае (Вулич и казак) это была случайность, но рожденная необходимостями, исходя из которых смерть Вулича – единственный выход, т. е. как бы даже закономерно, что это произошло, т. к. Вулич был расслаблен, горд и не осознавал, что он один, ночью, в темном месте спрашивает что-то у незнакомого человека, а казак был пьян и просто испытывал потребность “натворить”, т. к. его же близкие знакомые подтверждают это: “как напьется чихиря, так и пошел крошить все, что попадется”, т. е. это его внутренняя потребность.

Во втором случае (Печерин и казак) учащиеся приходят к выводу, что итог должен был получиться именно таким, т. к. Печерин очень точно проанализировал ситуацию, предпринял кое какие действия и лишь потом полез в окно, а казак, лежа на полу, тоже имел свою необходимость.

– Таким образом, мы приходим к выводу, какому ? Кто-нибудь уже пришел к нему ? Что еще все-таки у нас утверждает М. Ю. Лермонтов своим произведением и повестью “Фаталист” в частности ?

(Вывод учащихся: наша судьба – это наш анализ, расчет и воля. И только от нас она зависит. Рассудок и желание видеть что-то в будущем– вот основные категории так называемой “судьбы”).

Работа с третьей группой.

– А какую “судьбу” вы себе хотите ?

Создайте себе рекламу: “Я через 30 лет”

– От чего она будет зависеть ?

– Что необходимо для этого сделать ? И кто это будет делать ? судьба, Бог или ......

Ваше домашнее задание будет как раз связано с вами.

Дело в том, что каждого из нас есть такие черты характера, которые нужно совершенствовать, улучшать, а есть такие, которых нет, но очень бы хотелось, чтобы были. Поэтому вы дома составите план работы над своим “образом – Я”, чтобы добиться той судьбы, о которой вы мечтаете. В него войдут три столбца.

Самовоспитание Самосовершенствование Самостроительство
     

– Тогда как же мы поймем теперь название нашего урока ? (Ответы учащихся)

– Мы хотим достичь этих звезд?

– Мы будем стремиться?

– Мы будем сами “строить” свою “судьбу”?

– Что нужно для этого сейчас?

– Молодцы, я действительно верю, я надеюсь, что с сегодняшнего дня слова В.Соловьева станут для вас еще ближе и понятней: “Источник всех действий человека есть его воля”.

Вам понравилось на уроке ? Изобразите свое эмоциональное состояние на мордашках, лежащих на парте, чтобы у нас все же была оконченная часть тела, которую используют, начиная с сегодняшнего дня, мы будем строить свою судьбу.

Благодарю всех за работу на уроке.

Выставление оценок.