Медиа-урок по русскому языку в 8-м классе по теме: "Изложение с элементами сочинения по тексту В. Пескова "Чувство Родины"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ УРОКА:

  • подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения;
  • продолжить работу над особенностями публицистического стиля;
  • воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • развивать умение работать над изложением с элементами сочинения;
  • повторить лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля;
  • закрепить умение анализировать текст;
  • совершенствовать навыки правописания.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, медиа-проектор.

ХОД УРОКА:

I. Вступительное слово учителя. Звучит мелодия Баснера «С чего начинается Родина».

(Слайд 1. Приложение).

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, я слышу птичий щебет и чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало жизни. Оно сулит погожий день, и ко мне возвращается ощущение полноты жизни.

Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра!

Итак, как вы уже поняли, наш урок посвящен теме Родины. Сегодня мы готовимся к написанию изложения с элементами сочинения по тексту В. Пескова «Чувство Родины».

Откройте тетради и запишите тему урока. (Слайд 2. Приложение).

II. Беседа.

– Что для вас понятие Родина?

Спасибо! Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в словарь Ожегова.

Родина, -ы, ж. 
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н..: Москва – его родина. Индия – родина шахмат.

(Слайд 3. Приложение).

– Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом Родина.

– Родина? Что может быть дороже?

Подберите однокоренные слова к слову Родина.

Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род.

(Слайд 4. Приложение).

– Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.

Задания:

1. Запишите данные слова и произведите их морфемный разбор.

2. Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)

Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.

Проведем небольшую экскурсию по местам, близким нашему сердцу. (Слайды 5–19. Приложение).

И все это Родина!

Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.

Послушайте стихотворение К. Симонова «Родина».

III. Чтение стихотворения.

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты объездил и узнал,
Ты вспомнишь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

– О какой Родине говорит поэт?

Конечно, о малой Родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства. Мы много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь.

IV. Чтение текста учителем.

Итак, обратимся к тексту. (Поурочное планирование: К учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5–9 кл. / А.Ю. Купалова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 384 с. – (Библиотека учителя. Русский язык), стр. 268.)

Давайте попытаемся увидеть изображаемое, пережить с автором все то, что его волнует. (Слайд 20. Приложение).

…Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трем березам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Песчаный берег «украшают» автомобильное колесо или какие–то ящики.

Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.

Вспомним песни «Среди долины ровныя…», «При долине куст калины…», «Во поле березонька стояла…». В основе их человеческое волнение, вызванное родным пейзажем, изюминкой в нем – кустом калины, березой, одиноко стоящим дубом. Восстановите в памяти полотно Шишкина «Среди долины ровныя…» (писалось тоже с натуры!). А теперь мысленно уберите дуб из долины, и вы увидите, как она немедленно поскучнеет, поблекнет.

Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

V. Работа с текстом.

Сформулируйте основную мысль текста. (Необходимо заботиться об облике нашей земли, начиная со своей малой Родины.)

К какому стилю речи относится этот текст? ( К публицистическому стилю.)

Почему вы считаете, что текст относится к публицистическому стилю? (Задача публицистического стиля – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли; в данном тексте автор призывает нас, читателей, заботиться об облике нашей земли, чтобы наша Родина оставалась прекрасной во всех ее уголках – и в моем доме, и на моей улице, и в моем городе, и в моей стране.)

– Как же автору удается достигнуть живости, яркости, которые обязательно присущи публицистическому стилю? (В тексте можно выделить языковые средства, которые воздействуют на читателя – это употребление глаголов в повелительном наклонении, употребление побудительных предложений. Например, вспомните песни…, восстановите в памяти…, обратите внимание… . В тексте есть предложения с однородными членами с многосоюзием: частенько видишь кучу или бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Также автор использует назывные предложения, например: ...(2-ой абзац ).

– Выделите те места, в которых особенно выразительно раскрывается любовь автора к своей родине.

– Для публицистического стиля характерна страстность, четкая авторская позиция, выраженная с помощью эмоционально-оценочных прилагательных и наречий. Назовите их. (Облик земли, чувство к Отчизне, должен оставаться прекрасным, неистово хлопают, непременно беречь.)

– Укажите способ связи предложений в тексте. (Используется параллельная связь. В первом предложении говорится, что чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Следующие предложения по смыслу и грамматически связаны с первым.)

Правильно, для публицистического стиля речи характерен параллельный способ связи, который усиливает впечатление от высказывания, придает речи торжественность.

Итак, мы доказали, что стиль текста – публицистический. Публицистический стиль помогает нам почувствовать нравственное содержание текста Пескова, его особую злободневность в настоящее время.

– К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение.)

– Перескажите текст по абзацам.

– Как вы понимаете смысл высказывания: «Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем»?

– Что, по-вашему, надо делать, чтобы восстановить и сохранить красоту облика нашей земли.

Ребята, этот вопрос и будет вашим творческим заданием. (Слайд 21. Приложение).

VI. Повторение орфографии и пунктуации.

Ребята, а сейчас давайте повторим орфограммы и пунктограммы, которые чаще всего встречаются в тексте. А поможет нам электронный учебник – тренажер по русскому языку. (Беляев М.И. (методика, тексты) Медиа Хауз, 2001, Com Media, 2001.) Первая группа работает с заданием с помощью электронного учебника, а вторая группа – на местах с раздаточным материалом.

1) Но прежде давайте познакомимся с алгоритмом работы с электронным учебником… (Знакомство с алгоритмом. У каждого на рабочем столе – алгоритм работы с электронным репетитором-тренажером, которым он будет пользоваться при выполнении задания.)

Алгоритм работы с электронным учебником-тренажером № 1.

  1. Выберите «Уровень 1».
  2. Выберите «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова».
  3. Выберите «Зарядка для ума».
  4. Выполните задание.
  5. Выберите «Проверить».
  6. Выберите «Выбор темы». (Вы увидите, какую оценку вам поставил компьютер.)

2) Работа с первой группой.

– Зачитайте задание.

Определите вид орфограммы – гласных в корне. Заполните таблицу примерами, графически объяснив выбор гласной в корне. Надписать вид орфограмм в таблице.

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением! ? ? ? ? ?
Образец:

Колосья – колос

директор собирать желтый цифра чаша

Укр…щать зверя, вызывать раздр…жение, расст…латься по д…лине, сост…влять пр…токол, разж…гать страсти, ц…рковое предст…вление, ч…порный, отр…сль пр…мышленности, загр…мождать ж…лище, ч…гунная реш…тка, подж…г с…рая.

– Выполните задание самостоятельно.

Проверим, правильно ли выполнено задание. (Назовите виды орфограмм – гласных в корне, а затем зачитайте примеры, соответствующие каждому виду орфограммы.)

Чтобы проверить, правильно ли вы выполнено задание с помощью электронного учебника, нажмите на клавишу «Проверить» или на «F12» и увидите, какую оценку вам поставил компьютер. (Записать выставленные оценки в листок учета.)

3) А теперь поменяйтесь группами, и повторим постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Но прежде обратитесь за помощью к алгоритму работы с электронным репетитором-тренажером, чтобы выполнить задание.

Алгоритм работы с электронным учебником-тренажером № 2.

  1. Выберите «Уровень II».
  2. Выберите «Однородные члены предложения».
  3. Выберите «Задание с комментарием».
  4. Выполните задание.
  5. Выберите «Проверить».
  6. Выберите «Выбор темы». (Вы увидите, какую оценку поставил компьютер.)

4) Работа со второй группой.

– Зачитайте задание.

Спишите текст, вставляя недостающие знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы предложений первого абзаца.

В полях та…т и на лугу по…та…ло а в лесу еще снег лежит (не) тронутый и (с,з)бился плотными подушками на земле и на ветках деревьев. Тонкие ствол…ки с осени пр…гнулись к земле и пр…мерзли и теперь ждут (с) часу (на) час освоб…ждения.

Вот и пр…ход…т жаркий час и (не)подвижным деревьям несет радость и изб…вление а лесным зверям и птицам – сомнение и страхи. Пр…ш…л жаркий час и снег (не)заметно подта…ва…т и (от) этого в полной лесной тишине сама собой ш…вельне(т,ть)ся еловая веточ…ка избави(т,ть)ся от тяж…сти и вздрогн…т и зак…чае(т,ть)ся.

– Самостоятельно выполните его.

– А теперь проверьте, правильно ли вы вставили недостающие знаки препинания, пропущенные буквы. (Слайд 22. Приложение).

Итак, мы повторили орфограммы и пунктограммы, которые часто встречаются в тексте.

VII. Повторное чтение текста.

VIII. Итоги урока. Слово учителя.

Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молнии, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живет,
Там только жизнью наслаждаться!

Ребята, а на втором уроке мы будем писать изложение.

IX. Оценки за урок. (Слайд 23. Приложение).