Урок литературного чтения во 2-м классе: С. Михалков "Аисты и лягушки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения;
    чтения по ролям; познакомить с басней-сказкой С. Михалкова “Аисты и лягушки”;
    расширить круг знаний о творчестве С.В. Михалкова; прививать любовь к книге;

  • развивать монологическую речь, творческие способности, воображение; умение работать парах, группах;

  • воспитывать нравственно-эстетические нормы.

Оборудование:

  • Учебник О.В. Кубасовой “Литературное чтение”, 2 класс.
  • Раздаточный материал; папки с алгоритмом урока чтения, таблицы для развития техники чтения; сигналы для оценивания.
  • Потрет С.В. Михалкова; выставка книг писателя.

Ход урока

I. Организационный момент:

Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

II. Постановка учебной задачи:

У: Для чего в школе необходим урок литературного чтения? Чему на этом уроке мы должны учиться?

* Выслушиваются ответы детей, если есть затруднения – обращаемся к алгоритму урока чтения, где расписаны цели каждого модуля.

У: Молодцы! Сегодня мы продолжаем совершенствовать и развивать эти навыки, и конечно же, познакомимся с новым произведением.

III. Звуковая разминка

У: Прежде чем перейти к реализации основных целей и задач урока, проведем звуковую разминку.

Какую цель она преследует?

Д: Научиться четко, произносить звуки, читать целыми словами, развивать зрительную память, внимание, речь, расширить словарный запас.

У: Выполняем упражнение № 1 (таблицы на доске).

При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос и ответный возглас

Упражнение № 2

Произнесите сочетание гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.

  У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ 

Упражнение № 3

Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухим звучанием, затем со звонким. Для удлинения выдоха постепенно увеличивайте количество слогов на выдохе.

У: Молодцы! Данная разминка поможет нам на следующем этапе урока – проверке домашнего задания.

IV. Проверка домашнего задания.

У: Что мы проверяем на данном этапе урока?

Д: Проверяем свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

У: Скажите, пожалуйста, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Д: Мы познакомились с произведением “Волшебные краски”.

У: Кто автор этого произведения?

Д: Это произведение написал Е. Пермяк.

У: Посмотрите на данную таблицу жанров литературных произведений и выберите тот, к которому относятся “Волшебные краски” и почему?

* Выслушиваются ответы детей и приходим к выводу, что это – сказка.

У: А сейчас проверим, как вы подготовились к чтению и пересказу данного произведения.

2. У: Приготовьтесь к работе в парах.

* Дети 1 варианта – читают отрывок 1/2 страницы, пересказывают, отвечают на вопрос по содержанию текста – товарищу по парте 2 варианта. Затем дети меняются ролями. Чтение вполголоса. По команде учителя “Начали!” дети начинают работу. По команде “Стоп! Закончили работу!” – заканчивают работу.

*Дети выполняют задание, работая в парах.

У: Выслушай замечание и оценку своего товарища, покажи её сигналом

* Учитель спрашивает несколько учеников о том, почему поставили товарищу ту или иную оценку (аргументирование оценок).

У: Спасибо!

3. Коллективная работа

У: Проводим “Экспресс-опрос”. Будьте очень внимательны.

1 вопрос – Найди и прочитай, что написано о волшебных красках;

2 вопрос – Прочитайте ту часть сказки, где описаны рисунки, которые сделал добрый мальчик;

3 вопрос – Почему так получилось, краски то ведь были волшебными?

4 вопрос – Как мальчик относился к людям? Это хорошо или плохо?

5 вопрос – А чтобы рисунки получались хорошими, что нужно для этого?

6 вопрос – Научился ли мальчик рисовать в будущем?

7 вопрос – Какими красками он рисовал всю оставшуюся жизнь?

8 вопрос – Почему у него стало получаться рисовать даже простыми красками?

9 вопрос – А что думали люди, глядя на эти рисунки?

У: Найдите и прочитайте самую важную на ваш взгляд часть сказки.

* Дети находят данную часть и читают.

У: Какой вывод вы сделали для себя из содержания данного произведения?

* Дети зачитывают выводы и показывают рисунки, приготовленные дома.

У: Какие пословицы о труде можно отнести к данному произведению?

– Молодцы! Возьмите сигналы и оцените свою подготовку к уроку.

* Дети оценивают свою подготовку; выслушиваются 3–4 ученика, которые аргументируют свои оценки.

У: Над чем ещё нужно поработать? Какие качества характера надо в себе воспитывать?

Физкультминутка: гимнастика для глаз.

V. Знакомство с новым произведением.

1. У: Сегодня мы познакомились с произведением известного детского поэта и писателя. А впрочем, послушайте отрывок из его стихотворения:

“На прививку!
Первый класс!
Вы слыхали?
Это нас … ”

Д: Написал это стихотворение С.В. Михалков.

* Учитель открывает портрет С.В. Михалкова.

У: Какие произведения С.В. Михалкова вам знакомы?

* Дети называют произведения, а учитель составляет выставку книг писателя; рассматриваются 2–3 книги, их год издания; называются издательство, художники-оформители и т.д.

У: Для кого Сергей Владимирович пишет свои произведения? О ком они?

Д: Он пишет свои произведения для нас, детей; они о детях, о животных.

У: Многие удивляются, как в таком преклонном возрасте С. Михалков продолжает писать произведения для детей.

– Как вы думаете? Почему?

*Выслушиваются мнения детей.

У: Да, действительно, С. Михалков до сих пор продолжает жить одновременно в двух возрастах –   в том возрастном и в детском. Он сам о себе говорит в стихотворении “Мой секрет” так:

“… Держава Детства далеко
Осталась позади.
“Хочу назад!” – сказать легко
Попробуй! Попади!
А я могу! Но свой секрет
Я не открою вам,
Как я уже десятки лет.

2. У: На прошлом уроке некоторые дети получили задание – найти материал о жизни С. Михалкова. Поделитесь с нами это информацией.

* 2–3 ученика рассказывают биографию поэта.

– Молодцы! Спасибо!

3. У: А теперь обратимся к нашему алгоритму (модуль № 2).

– Какую цель он ставит перед нами?

Д: Цель данного модуля – узнать, о чём говорится в новом произведении.

У: Прочитайте название этого произведения (с. 42).

– Можно ли по заглавию узнать, кто герои этого произведения?

– Но так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос после прочтения произведения.

Чтение-спринт (по команде учителя “Начали!” “Стоп!”)

У: Возьмите простой карандаш и при чтении подчеркните непонятные слова.

* Дети читают и выделяют непонятные слова.

У: А теперь, чтобы ещё лучше понять это произведение, я прочитаю его ещё раз.

* Читает учитель

– Какие слова вам были непонятны?

– Поделитесь своими впечатлениям о прочитанном (дети делятся своими впечатлениями)

У: Соответствует ли заголовок содержанию произведения? Почему?

– Сколько персонажей вы насчитали?

– А почему же тогда назвали “Аисты и лягушки”?

– Посоветуйтесь с товарищами и скажите, к какому из этих литературных жанров можно отнести это произведение?

Д: Мы считаем, что это басня или сказка.

У: Что такое басня?

– О чем же, если вы считаете это произведение басней, оно рассказывает?

Д: Басня рассказывает о взаимоотношении животных.

У: Взаимоотношения животных отчасти напоминают взаимоотношения кого?

Д: Такие взаимоотношения напоминают взаимоотношения людей.

У: А что же в этом произведение сказочного?

– Значит, текст “Аисты и лягушки” можно назвать сказкой о животных? Или нет?

Над этим вопросом мы ещё подумаем.

У: Совсем по-детски выглядит этот спор. Скажите, какие качества своих персонажей осуждает писатель, выставляя их напоказ?

Д: Автор осуждает неуступчивость, болтливость, назойливость, хвастовство героя этого произведения.

У: Какие чувства испытывают сами персонажи?

– Какой эпизод произведения соответствует иллюстрации в учебнике?

* Дети делятся своим мнением.

У: Итак, давайте попробуем доказать, сказка это или басня.

– Как вы думаете, это произведение писалось ради аиста или лягушки?

Д: Я думаю, что оно написано для людей.

У: Найдите слова в тексте, которые вы считаете главными?

* Дети находят и читают отрывок.

– Чему хочет нас научить автор?

Д: С. Михалков хочет нас научить быть скромными, не хвастаться, уметь дружить, не ссориться и т.д.

– Значит в этом произведении больше нравоучительности, чем занимательности и сказочности?

Д: Мы думаем, что здесь больше нравоучительности.

У: Тот главный отрывок текста, который вы прочитали, автор называет выводом, моралью.

А мораль бывает где?

Д: В басне.

У: Хотя аист и рассердился на лягушку по-человечески, а поступает он с ней, как настоящий живой аист.

Вот что получается, когда не умеют дружить. Сам автор считает это произведение поучительной сказкой, но во многих сборниках она отнесена к басням.

– Ну, а теперь обратимся к модулю № 4, который предлагает нам поработать над чем?

Д: Данный модуль предлагает нам поработать над выразительностью.

У: Можно ли это произведение (басню) прочитать по ролям? Почему?

– С какой интонацией вы должны произносить слова героев?

Работа в парах.

У: – Сейчас поработаем в парах. Прочитайте 1/2 текста товарищу выразительно, соблюдая все знаки препинания, передавая нужную интонацию голоса героев.

* Оцените, друг друга с помощью карточек-сигналов, обоснуйте свою оценку (3–4 ученика).

Чтение по ролям

Сначала читают и инсценируют басню “Аист и лягушка” подготовленные дети (2 ученика), а затем 2–3 раза прочитывается сказка по ролям учениками класса.

* Дается оценка чтения по ролям и её аргументирование.

У: Учитывая все замечания, дома вам необходимо закрепить умение читать по ролям.

Физминутка про лягушку.

VI. Знакомство с дополнительным произведением С.В. Михалкова.

1.У: Сейчас мы познакомимся ещё с одним произведением С.В. Михалкова, при этом будем работать в творческих группах (класс делится на 6 групп).

– На столах у вас лежат книги “Аисты и лягушки”, откройте произведение “Хочу бодаться” (раздается отпечатанный на листах текст всем членам групп).

Задание

  1. Бригадир читает вслух, вы следите и слушаете его чтение.
  2. Затем, поделитесь впечатлениями о прочитанном в своих группах.
  3. Ответьте на вопрос, который получила каждая группа.
  4. Сделайте вывод по данному произведению.

– Итак, готовы? Начали!

2. Проверка

У: С каким произведением вы познакомились? Кто его автор?  Всё ли вам было понятно? – Понравилась вам эта басня? Чем?  Ответьте на вопросы, которые получила каждая группа.

1 группа – Кто главные герои этого произведения?

2 группа – Почему басня названа “Хочу бодаться”?

3 группа – Кто из персонажей басни отказался играть с козлёнком?

4 группа – Кто с радостью согласился поиграть с маленьким козленком? Почему?

5 группа – Чем закончилась игра щенка с козлёнком?

6 группа – Почему так случилось, что козлёнок плачет, а щенок опять кусает?

Вывод: – Ребята, сделайте вывод по данной басне.

Д: Они не поняли друг друга. Ведь игра козлёнка закончилась в том, чтобы пободаться. А игра щенка – покусаться.

У: Молодцы! Ведь для щенка “хочу кусаться”, то же самое, что для козлёнка “хочу бодаться”.

– А у вас, дети, были такие ситуации, что вы не понимали друг друга?

VII. Домашнее задание

У: С. Михалков написал много таких смешных сказок, басен; посетите библиотеку и найдите другие басни; выберите ту, которая вам больше всего понравилась, прочитайте её. В тетрадях по чтению сделайте рисунок и вывод по данному произведению.

VIII. Итог урока.

Итак, урок подходит к завершению, обратимся к модулю № 6. Мне хочется поблагодарить вас за работу, оценить её и задать несколько вопросов:

– С каким произведением мы познакомились?

– Кто автор?

– Чему научила вас эта басня?

– Оцените свою работу за урок карточками-сигналами! Поблагодарите друг друга за совместную работу.