Конспект урока: "Фонетика. Повторение пройденного"

Разделы: Русский язык


Цель урока: систематизация и обобщение изученного по пройденному материалу.

Задачи урока:

  1. Выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу.
  2. Развивать мышление учащихся: формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.
  3. Воспитывать у пятиклассников коллективизм, гуманное отношение друг к другу: товарищество, дисциплинированность.

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.

Форма урока: путешествие в Страну Букв и Звуков.

Класс – 5.

Предмет – русский язык.

Организация урока.

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня у нас с вами урок необыкновенный: пу-те-шест-вие. Вы любите путешествовать? Куда вы совершали путешествие? А что такое путешествие?

Словарная работа:

Дети предлагают лексическое толкование слова путешествие, учитель корректирует их ответы, после чего оформляется запись в тетради: путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям; разбираем слово по составу, подбираем к нему синонимы, определяем соотношение звуков и букв в записанном слове, объясняем правописание слов поездка, местностям.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в Страну Букв и Звуков, в страну, которой вы не найдёте на обычной географической карте, но с которой, как мне думается, уже хорошо знакомы. Ориентироваться в пути мы будем вот по этой карте (в руках у учителя – красочная карта Страны Букв и Звуков с изображёнными на ней точками путешествия: см. Рисунок № 1; такая же карта – на каждой парте). Отправляясь в необычное путешествие, мы вспомним с вами всё, что узнали о буквах и звуках, ведь они будут сопровождать нас в пути. Заглянём в посёлок Фонема, отдохнём, сделав привал, у костра, попробуем проникнуть в город Алфавитск, поднимемся на самый высокий пик страны и после весёлого привала вернёмся. Итак, в путь!

Основная часть урока.

- Отправная точка путешествия – посёлок Фонема. Жители посёлка, согласные и гласные звуки, просят вспомнить изученные вами скороговорки, постараться как можно быстрее их произнести, назвать преобладающий в них звук, дать его полную характеристику. Дети называют следующие скороговорки:

На дворе – трава, на траве – дрова, не руби дрова: на дворе– трава.

Карл у Клары украл кораллы.

От топота копыт пыль по полю летит.

Архип осип, Осип охрип.

Стоит гора посреди двора.

Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да и не выболтала.

Подобная работа отнимает не более пяти минут и может быть организована по–разному, в зависимости от уровня подготовленности класса, например: опрашивается (выборочно) несколько человек или идёт работа в группах, при этом один из членов группы произносит скороговорку, другой быстро называет доминирующий в ней звук, третий даёт его характеристику, четвёртый дополняет ответ или, если ответ полный, произносит скороговорку ещё раз.

- Жителям посёлка понравились ваши дружные ответы и слаженная работа, и они просят ещё немного задержаться у них в гостях.

Следующее задание – загадки.

Учитель читает загадки, дети записывают отгадки в рабочие тетради и отвечают на вопрос: чем отгадки отличаются друг от друга?

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким – в нём же обитаем. (том – дом)

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню в раздолье. (колос – голос)

Когда я с Д, меня сорвут,

Когда я с Т, на мне плывут. (плод – плот)

С глухим траву она срезает,

Со звонким все листочки объедает. (коса – коза)

- Ребята, жители посёлка Фонема заставили вас изрядно потрудиться. Вы, наверное, устали, хотите отдохнуть. Сделать это можно будет у костра Привал. Но путь к нему ведёт через быструю речку Фонемку. Есть и мостик. Посмотрите на карту, найдите его и попробуйте сами догадаться, какое задание вас ждёт.

Дети без труда определяют, что это фонетический разбор.

Учитель предлагает учащимся выбрать в каждой группе самого хорошего «пловца», который сможет организовать «переправу». Пять человек, таким образом, разбирают слова у доски, остальные – в рабочих тетрадях.

Слова для разбора: юг, речка, костёр, пловец, пять.

После выполнения задания следует коллективная проверка.

- Спасибо нашим «пловцам». Давайте задержимся на мостике, посмотрим на быстрое течение и ответим на вопросы речки Фонемки:

  1. Подтвердите примерами, что одна буква может обозначать сразу два звука.
  2. Какие буквы и когда образуют два звука?
  3. В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать?

- Немалую часть пути мы уже прошли. А теперь привал у костра. Давайте немного поиграем, поразгадываем шарады:

Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(о – цен – к –а)

 

В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффиксы – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом - по мне на уроки пойдёте.

(рас–пис-ани-е)

 

Со звуком с я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С м берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

(соль – моль)

 

Я – сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.

(aтлас – атлaс)

- Отдохнули? Продолжаем путешествие. Впереди – необычный город. Хором прочитайте его название на карте. (Дети читают: «Алфавитск».) Но путь преграждают тесовые ворота и стражники. Они спорят. Один стражник, ребята, с твёрдым, неумолимым характером, ни за что не хочет пускать посторонних в город, а другой мягок и податлив, просит своего напарника задать вам несколько вопросов и таким образом освободить или закрыть вход в Алфавитск. Справимся?

Дети с удовольствием отвечают на вопросы:

Что такое алфавит? Почему он имеет такое название?

Каким другим словом можно заменить слово алфавит и почему?

- Спор разрешён, мы в городе. Будьте осторожны и внимательны: по Алфавитску передвигаемся только группами и с орфографическими словарями в руках. Орфографический словарь – это священная книга алфавитян, и поэтому они предлагают каждой группе поработать с ним. Капитаны, получите задание.

Учитель вручает конверты с заданиями:

1 группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных в алфавитном порядке;

2 группа – выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков больше, чем букв;

3 группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных с удвоенной согласной;

4 группа – выписать из орфографического словаря 10 существительных с непроизносимой согласной;

5 группа – выписать из орфографического словаря 5 слов, в которых звуков меньше, чем букв.

Коллективная проверка: каждая группа отчитывается о проделанной работе, остальные корректируют и дополняют ответы своих товарищей.

- Вы завершили увлекательную образовательную прогулку по городу, подружились с его жителями. Всех запомнили? Давайте проверим.

(Дети рассказывают алфавит.)

Если кто-то из ребят ошибётся, можно провести игру на развитие внимания. Суть её такова: на доске – плакат с расположенными на нём вразброс буквами алфавита; за одну минуту предлагается «собрать» весь алфавит, показывая и громко называя буквы алфавита по порядку. Перед началом игры учитель обращается к ученикам: «Ой, как вы плоховато знаете алфавит! Посмотрите на доску: все жители города, обидевшись на вас, разбежались. Давайте попробуем их собрать». Ребята с интересом относятся к подобному заданию, учатся концентрировать своё внимание, закрепляют ещё раз знание алфавита.

- А впереди вновь очень трудный и опасный путь: нас ждут горные вершины. Не боитесь? Тогда вперёд!

Учитель обращает внимание учащихся на отдельный фрагмент карты с изображением пика Ударения, на пути к его вершине расположены разные слова (см. Рисунок № 2; есть на каждой парте). Если вы правильно расставите ударение во всех словах, мы сможем достичь вершины пика и водрузить там свой флаг. Ученики записывают слова в тетради, расставляют ударение в них (идёт самостоятельная работа). В это время учитель может пройти по рядам и проверить грамотность и аккуратность ведения записей в рабочих тетрадях. Правильность выполненного задания по расстановке ударения в словах проверяется путём взаимоконтроля. Можно предложить ученикам (при наличии времени) определить лексическое значение выделенных слов.

- А теперь скажем последнее «Прощай!» городу с вершины пика Ударения и выполним последнее задание – пожелание алфавитян: «Запишите слова с пика Ударения в алфавитном порядке. Кто быстрей это сделает, тот первым примчится к Весёлому привалу.»

Коллективная проверка.

Физкультминутка:

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнём

И опять писать начнём.

- На Весёлом привале нас вновь ждёт игра. Называется она «Не пишите мягкий знак». На столе – кубик с надписями на гранях: РЩ, НЧ, НЩ, СТ, ЧК. Учитель приглашает по одному человеку от группы и объясняет правила игры: подбросить кубик и назвать слово с выпавшим сочетанием. В случае затруднения отвечающего ему может помочь группа.

- А сейчас другая игра: «Допиши словечко». Я читаю вам четверостишие, а вы должны записать в тетради отгадки – орфограммы «Непроверяемое написание».

Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется… (перрон)

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к,

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я … ( хоккей)

На большом расстоянии

Мчится он без опоздания,

Пишется в конце два с,

Называется… ( экспресс)

Во мне два к, не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом -… (аккуратный)

В конце двойное л пиши,

А как зовут меня – реши:

Без мастера гранёным стал

Блестящий, правильный… (кристалл)

Привал Оценка: подведение итогов урока.

- Мы совершили сегодня трудное, но весёлое путешествие в Страну Букв и Звуков. Давайте подведём итоги нашего путешествия: какие знания, умения, навыки по теме «Фонетика. Графика. Орфография» мы привели в систему и обобщили?

Учитель, завершая урок, «вручает» оценки (их можно изготовить из картона и раскрасить). Обязательно нахожу возможность для поощрения на подобных уроках каждого ученика: кто-то получает оценку за активную и грамотную работу, кто-то за быстроту реакции, кто-то за внимательность, за безошибочное и аккуратное письмо в течение всего урока и т. д.

4. В качестве домашнего задания ребятам предлагается комплексная работа со словом фонетика:

произвести его этимологический анализ;

выполнить фонетический анализ;

подобрать однокоренные слова;

к каждой букве, входящей в состав слова фонетика, дописать 1-2 слова – теоретических понятий, связанных с изучением темы «Фонетика. Графика. Орфография».

Вот один из вариантов последнего задания, выполненного детьми дома:

Ф - фонема, фонетический, фонетика

О – орфограмма, орфоэпия

Н – непроизносимый (согласный)

Е – единица (языка)

Т – твёрдый (звук), транскрипция

И – изучение (звуков и букв)

К – количество (звуков и букв)

А – алфавит, азбука, артикуляция

При разработке урока использованы грамматические игры из сборника Волиной В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.