Урок истории по теме: "Первая мировая война 1914—1918 гг.", 9 класс

Разделы: История и обществознание


Урок - изучения нового материала, поискового характера с компьютерной поддержкой

Изучение событий Первой мировой войны должно дать целостное, интегрированное представление о новейшей истории зарубежных стран и истории России XX века. Данный урок является вторым уроком в разделе “Первая мировая война и её итоги” т. е. учащиеся уже знакомы: с военно-политическими союзами (Антанта, Центральные державы), с международными конфликтами 1900-1914гг., внешней политикой России накануне Первой мировой войны, с планами германского командования, с причинами и поводом возникновения мировой войны.

Задачи урока:

обучающие – проследить основные события первой мировой войны на Восточном и Западном фронтах; подчеркнуть роль Восточного фронта в войне;

развивающие - формировать умения:

  • практической работы с компьютером;
  • находить необходимый материал в БЭКМ;
  • работать со справочной литературой, с документами;
  • составлять хронологический и синхронический конспекты

воспитательные – воспитывать чувства патриотизма, формировать самостоятельность, собранность, организованность.

Оборудование:

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001 (2СD) – (БЭКМ, пятое издание)
  • ПК с установленной программой БЭКМ (можно работать парами);
  • карта “Первая мировая война 1914-1918гг.”;
  • карты и схемы учебника (Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран XX век. Учебник для 9 класса.-Москва. “Русское слово”.-2004.);
  • словари, справочники;

Вступительное слово учителя

Войны бывают разные: большие и малые, справедливые и захватнические, освободительные и колониальные, народные и антинародные, холодные и горячие, продолжительные и скоротечные. Бывают ещё и абсурдные. Именно такой кровавой и жестокой бойней, унесшей миллионы жизней, в огне которой сгорели великие старые монархии Романовых, Габсбургов и Гогенцоллеров, стала та, которая началась в 1914 г. По характеру решаемых задач и достигнутых военно-политических результатов события Первой мировой войны можно разделить на пять кампаний, каждая из которой включала несколько операций, проведенных на различных театрах военных действий.

Сегодня на уроке события этой войны вы будете изучать по материалам Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (БЭКМ).

Учитель формулирует сначала развивающие задачи урока (1,2,3), потом обучающие.

Затем называет тему урока.

Учитель обращает внимание учащихся на термин “хроника” и просит объяснить его с помощью “Словаря” БЭКМ.

Ученики находят разъяснения в Толковом словаре иностранных слов Л.П.Крылова БЭКМ.

Учитель объясняет, что по ходу работы с материалами энциклопедии учащиеся должны составить конспект (хронологический – оценка “4”, cинхронический – оценка “5”)

Хронологический конспект “Главные события первой мировой войны 1914-1918гг.”

Ход военных действий, главные сражения

Западный фронт Восточный фронт Другие фронты

Синхронический конспект “Главные события первой мировой войны 1914-1918гг.”

Ход военных действий, главные сражения

Даты Западный фронт Восточный фронт Другие фронты

Консультация учителя:

  • Содержание материала в конспекте должно быть обязательно скомпановано по кампаниям (1914г., 1915г., 1916г., 1917г., 1918г.)
  • Каждая компания должна завершаться выводом (результаты кампании)
  • Конспект завершается общим выводом (итоги войны)
  • Объяснить термин “фронт”
  • Обязательное задание (составление конспекта) и индивидуальные задания можно выполнять последовательно, можно параллельно.
  • Индивидуальные задания оцениваются дополнительно
  • Индивидуальные задания можно выполнить по БЭКМ (на уроке) и по другим источникам (домашнее задание)

Индивидуальные задания

Словарь

Персоналии

Военные операции

Документы

Объяснение терминов (по выбору ученика) с указанием источника Участники событий (краткая историческая справка) Подробное описание или составление художественно-графического конспекта Внутренняя характеристика документа

На уроке учащиеся работают в индивидуальном режиме. Учитель выполняет роль консультанта, направляет, корректирует учебную деятельность учащихся. В качестве консультанта можно использовать ребят.

Если учащиеся не успели завершить работу на уроке, можно закончить составление конспекта дома по учебникам.