Методическая разработка урока изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • познакомить с основными геометрическими формами,
  • развивать творческое воображение, фантазию, эмоциональную отзывчивость на восприятия сказочных образов,
  • учить общаться друг с другом и учителем.

Оборудование для учителя:

  • рисунки предметов различной геометрической формы,
  • карточки с изображением круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника;

для учащихся: альбом, карандаш, краски.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

II. Сообщение учебного материала

Учитель: Все предметы, которые окружают нас очень разные, не похожие друг на друга цветом, размером, формой. Что же делать художнику? Как быстро и легко нарисовать любой предмет? А вот как! Художник в каждом предмете пытается увидеть основную форму и сначала рисует ее, а потом прорисовывает остальные детали.

III. Этап усвоения новых знаний

Учитель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Назови форму предмета”. Я буду называть предметы, а вы будете говорить, какую геометрическую форму они вам напоминают.

Учитель обращает внимание детей на предметы, находящиеся в кабинете (часы, стол, стул и др.) и на рисунки с изображением предметов (лимон, батон, мяч, и т.д.). Дети называют предметы, указывают их форму, прикрепляют рисунки предметов на доску в соответствии с классификацией. Обобщая работу детей, учитель строит таблицу “Основные формы”, прикрепляя над рисунками предметов изображения геометрических фигур: овала, круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.

Учитель: Подумайте, посмотрите внимательно вокруг себя может быть в предметах, которые вас окружают, вы увидите еще какие-нибудь геометрические формы.

Рассуждения детей. Учащиеся могут назвать следующие геометрические формы: ромб, пятиугольник, шестиугольник и т.д.

Учитель: Да, вы правы, но запомните, что треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал – это основные формы, которые используются при изображении различных предметов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с основными формами предметов для того, чтобы в последующем овладеть искусством рисования. А сейчас я хочу поведать вам одну историю, которую я однажды услышала летним дождливым деньком.

Пошел дождь. Дети собрались на веранде дома, в котором жила Настя. Дождь шел мелкий и ленивый. Стало как-то скучно.

– Давайте рисовать! – предложила девочка Настя. Она принесла бумагу и полную коробку карандашей. Ребята с шумом разобрали карандаши. Один захотел рисовать дом, другой – цветок, третий – ракету.

– Посмотрите, что я нарисовала! – закричала Аня.

Аня была самая маленькая, и ребята удивились: неужели она что-то нарисовала, да еще раньше всех. А Аня показала листок бумаги, на котором черным карандашом было нарисовано вот что.

Учитель рисует на доске овал. Колесо – не колесо, а если колесо, то его будто кто-то помял – нарочно или нечаянно. Аня говорит:

– Отгадайте что это?

– Это золотое яйцо, – сказал Саша, который был самым догадливым из ребят.

Учитель рисует яйцо.

– Есть такая сказка про курочку Рябу, которая снесла золотое яйцо вместо простого. Хотите расскажу?

– Нет, – говорит Аня – не отгадал. А сказку про курочку Рябу я сама знаю.

– Я знаю, – говорит Настя, – что это за предмет. Настя начертила сплюснутый кружок, как у Ани, подрисовав к нему хвостик и листочки.

Учитель рисует репку, обращаясь к детям: Что получилось? В какой сказке говорится о репке? Кто ее автор? Кто вытащил репку?

Ответы детей.

Учитель:

– Нет, – покачала головой Аня, – не отгадала ты Настя.

– Ну, конечно, не репка, а вот что! – воскликнул Сережа и нарисовал….

Учитель рисует на доске рыбку.

Дети рассказывают, в какой сказке говорится о рыбке.

Учитель:

Ане рыбка понравилась. Она долго смотрела на нее, глаз не могла отвести.

– Угадал, Сережа, угадал! – закричали ребята. Но Аня вздохнула и сказала:

– Нет, я не рыбку рисовала. Не отгадал.

– Не рыбку? – Сережа хмуро посмотрел на Аню.

– Нет, не рыбку!

Сережа снова взялся за карандаш, и получилось вот что…

Учитель рисует Жар-птицу, обращаясь к учащимся: Кто это? Из какой сказки эта птица?

Ответы детей.

Аня опять вздохнула:

– Не отгадал.

Света в это время нарисовала вот что…

Учитель рисует кота. В каких русских народных сказках вы встречались с котом? (Ответы детей).

Учитель: Вот и Света, когда рисовала кота, подумала, что это Котофей Иванович. И сказала:

– Если маме некогда читать мне, она включает видеокассету с мультфильмом: как Котофей спас петуха от хитрой лисы.

– Ты тоже не отгадала,– говорит Аня. И стали тогда ребята отгадывать, что нарисовала Аня. Все что-нибудь рисовали. Леша нарисовал…

Учитель рисует кита. Кто это?

Дети: Чудо-Юдо рыба кит из сказки “Конек-Горбунок” П. Ершова или Кит из стихотворения “Кот и кит” С. Маршака.

Учитель: Да, это кит. Леша живых китов никогда еще не видел, но у него про конька-Горбунка книжка есть. Там кит нарисован.

Аня только плечами пожимала.

– А я все-таки отгадаю! – сказал Леша. Подумал-подумал и нарисовал…

Учитель рисует колобка.

Дети: Это Колобок из русской народной сказки “Колобок”. Его баба испекла, а лиса съела.

– Опять не отгадали, – сказала Аня.

На Петином рисунке была…

Учитель рисует лягушку.

Дети: Лягушка, о ней говорится в русской сказке “Царевна-лягушка”.

Учитель: Вот и Пете все хотелось рассказать сказку про Царевну-лягушку, но его никто не слушал – все шумели, все о чем-то говорили, все рисовали. Лена сделала сразу 2 рисунка.

Учитель рисует самовар и черепаху.

Дети: Знаем-знаем, в каких сказках о них говорится. О самоваре пишет К. Чуковский в сказках “Муха-Цокотуха” и “Федорино горе”, а черепаху зовут Тортила, она из сказки А. Толстого “Золотой ключик”.

Учитель предлагает детям прочитать отрывки из этих хорошо им знакомых произведений.

Учитель: Все думали, что уж Лена-то, разгадала Анин рисунок. Но Аня посмотрела на черепашку, на самовар, на Сережину рыбку и сказала:

– Эх вы! Я же просто кружок нарисовала. Вот и все. Обыкновенный кружок. Хотела совсем круглый, а он не получился.

– Нет, – сказал Саша, который был самый догадливый из ребят, – это необыкновенный кружок. Смотрите, сколько из него можно сделать рисунков.

Вот такая история произошла с ребятами.

IV. Самостоятельная работа учащихся

Учитель: А вы хотите пофантазировать? Давайте, используя данные формы (учитель вновь обращается к таблице), нарисуем различные предметы.

Физкультминутка

Дети делятся на несколько групп (число групп зависит от количества учащихся). Ученики держат друг друга за руки. Учитель называет основные формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), дети выстраиваются в фигуры.

V. Итог урока

Учитель: Перечислите предметы, которые вы нарисовали? (Ответы детей).

Какие геометрические формы положены в их основу? (Ответы детей).

Что нового для себя открыли на уроке? (Ответы детей).

Учитель благодарит детей за работу.

VI. Выставка работ

Учитель убирает рисунки предметов, которые были помещены на доску в начале урока; дети прикрепляют свои рисунки под геометрической формой, являющейся основой изображенного ими предмета.