Журналистика в воспитательном пространстве общеобразовательной школы

Разделы: Внеклассная работа


1.

Сегодня журналистику чаще принято ругать. Если не опускаться до обывательского уровня, а посмотреть на неё глазами педагога, то можно увидеть, чем в современной школе может пригодиться это одно из самых древних занятий.

Первое (и главное) – это развитие творческих способностей наших подопечных воспитанников.

Следующее, что может заинтересовать воспитателей, это универсализм воздействия журналистики на разные слои ученического сообщества. Отличники и тихие троечники, на которых чаще всего делят учителя своих подопечных, столкнувшись с этой легендарной профессией, понимают, что попали в другое измерение. Правописание может проверить компьютер. Стиль поправит редактор. А вот найти сюжет, тему, свой подход к ним – это другое. И здесь даже самые амбициозные понимают, что раздел идёт по другому принципу: на одарённых и… не очень.

Развитие творческих способностей, конечно же, предполагает их наличие. Но не секрет, что это не всегда хорошо для школы, т. к. чаще всего такие дети бывают возмутителями спокойствия и нарушителями дисциплины. Так пусть они нарушают спокойствие на страницах газеты, и мы, наконец, во всех подробностях узнаем, чем же им не нравится наша суровая действительность. Это третье.

Те же, кто не обнаружил в себе талантов, никогда в этом не сознаются и будут всячески доказывать обратное. А значит, будут развиваться. Ну и пусть себе доказывают свою состоятельность письменно или другим аудио-, видеопродуктом. Только бы не кулаками, наркотиками или прочими асоциальными способами. Это четвёртое.

И пятое. Журналистика – это целый раздел в школьном самоуправлении. Это и всевозможные новомодные пресс-центры, пресс-клубы, группы компьютерной вёрстки и дизайна, и даже летописцы школы, и привычные как мир информационные комиссии и редколлегии. В них можно задействовать все вышеозначенные группы детей.

Только при назначении или распределении ролей надо помнить, что разница между талантами и бесталанными может состоять в производительности и продолжительности работы. Дольше работать в одном направлении могут одарённые интеллектуально. Те, у кого обнаружатся профессиональные способности, могут работать быстро, но могут и в творческий кризис впасть. И те, и другие не всегда трудятся с потрясающим результатом и по расписанию. Производительность (но не качество!) может оказаться выше у тех, кто со средними возможностями. Потому что им не будет хватать самокритичности. Зато, благодаря педантизму, то, чему научились, не забудут и смогут применить, не выйдя из графика. Те дети, которые в силу разных причин, не относятся ни к первым, ни ко вторым, замечательно справятся с видеокамерой, фотоаппаратом, радиоаппаратурой, т.е. будут приобретать навыки обслуживания техники.

2.

Обозначив круг интересов учителя, обратимся к детям.

Итак, нашим воспитанникам журналистика может помочь:

- расширить круг интересов - интервью, беседы с людьми разных профессий, увлечений – всё это, ранее исключённое из обычной жизни детей, помогает слушая и наблюдая других, найти себя, выбрать свой путь, создать собственный кодекс моральных принципов;

- приобрести исследовательские навыки (анализ, синтез, систематизация и пр.) - найти тему, варианты достижения цели, предложить способы решения проблемы, всё то, что позволяет выработать активную позицию с учётом собственных интеллектуальных и психологических особенностей;

- самоутвердиться – даже неуверенные в себе начинают чувствовать некоторое всемогущество и забывают о внутренних зажимах и комплексах, потому что сами управляют процессом;

- научиться доводить начатое до конца – журналистика предполагает производство конкретного продукта, который должен быть конкурентоспособен, а, следовательно, оригинально и качественно изготовлен.

Даже этого уже достаточно, чтобы привить ребёнку качества творца и созидателя, а ни в коем случае не сделать из него ещё одного журналиста. Мир, в котором формируются наши дети, очень сложен. Количество информации, падающее на пока ещё слабые головы, настолько велико, что превращается в единый шум. Он может только раздражать. А ведь информация – важна. Её надо видеть, слышать, добывать, запоминать, вовремя использовать, создавать на её основе нечто новое. Вместо этого исследования говорят, что память у учащихся плохая, интересы плоские, мышление неоригинальное. Всё это – следствие обилия информации (подсознательное «всё равно не запомню > раз не запомнил, то мне не интересно, не вижу связей > раз всё безразлично, то безразлично, чем заниматься - поэтому главное заработать деньги, а не найти призвание»). И хорошо, если этот внутренний монолог приводит к формуле «счастье в деньгах», а не к полному пессимизму и наркотикам).

Выход, предлагаемый журналистикой, прост: превратить ученика из пассивного обывателя в активного потребителя и создателя информации. Изменить угол зрения. Это-то и представляется обычно самым трудным. Почему прозаические уроки не приводят к ожидаемым результатам, а занятия в любой отрасли журналистики – успешны и благотворны?

Обратимся к выдающимся педагогам-практикам начала эпохи строительства светлого будущего и возьмём из их опыта только позитивное. Например, чтобы сделать из малолетних преступников новых людей, способных создавать новый мир, Макаренко А.С. привлекал их не просто к труду, а к труду социально значимому, и в тех исторических условиях – современному (новому). На сегодняшний день никакие школьные производственные комбинаты и кролиководческие фермы не могут дать ребёнку понятие о современных высоких технологиях. Научный прогресс в школе может быть представлен только компьютерной техникой. Следовательно, только привлекая учащихся не к изучению, а к практической деятельности, связанной с компьютерными технологиями, можно сделать образовательный процесс успешным и осознанно необходимым. Журналистика, используя современные технические возможности, даёт такую возможность - увидеть практический выход получаемых в школе знаний в современность.

3.

Итак, журналистика в школе может взять на себя функции многоцелевой сюжетно-ролевой игры (не игра в корреспондентов, а полноценная деятельность, терминология – только для понимания места в воспитательном процессе).

У «игры» есть свои правила:

- от успеха одного участника зависит успех всей редакции;

- соревновательность, предполагающая долю авантюризма в разумных пределах и в ограниченных объёмом выпуска рамках;

- выпуск средств массовой информации (СМИ) с использованием современных технических средств, компьютерных программ и прочего;

- наличие лидера (взрослого), способного «быть спичкой, которая зажигает массы»;

- программа обучения;

- разные формы работы;

- предметно-пространственная среда, способная трансформироваться.

На последних четырёх пунктах стоит остановиться подробнее.

4.

Наличие лидера.

Это может быть один человек или, что лучше, группа единомышленников. Например, статьи пишут под руководством словесников, производят видеосъёмку при помощи физиков, осуществляют вёрстку газет, работают со звуком и изображением с учителем информатики (изо, музыки?). Главное, чтобы старшие хорошо разбирались в своём деле.

Программа.

Её можно наполнить любым содержанием, любым количеством мероприятий, лекций, ток-шоу, тренингов, пресс-конференций. Причём участники будут всему этому только рады, потому что для них это не список школьных уроков, а факты, о которых можно написать. Даже так называемый «базовый компонент» (лекции о жанрах, по истории публицистики, по стилистике, по работе со статьёй, о том, как брать интервью, о некоторых методах социологических исследований, по политологии и искусствоведению, поэтике и критике, о правовых аспектах профессии и т.д) может выполнять не только образовательную функцию, но и служить информационным фактом. Тем более полезны встречи с интересными людьми разных профессий. То есть события для СМИ нужно создавать.

Итогом каждой встречи или лекции должен быть письменный материал. Иногда это могут быть работы всех участников, иногда - работа редакции (очередной выпуск СМИ).

Разные формы работы.

Во-первых, основной формой в большинстве случаев должно быть ежедневное неформальное общение, а уже потом еженедельные совещания, семинары, выездные редакции и т. д.

Во-вторых, это могут быть разновозрастные группы, где старшие и более опытные передают практические навыки младшим.

В-третьих, если есть возможность, очень удобно в качестве погружения в предмет использовать такие формы организации работы, как летние учебные площадки и выездные школы молодых журналистов. Эта методика опробована на десяти выездных школах молодых журналистов Молодёжной ассоциации новых журналистов, начиная с 1999 г.

Предметно-пространственная среда, способная трансформироваться.

Трансформация среды выступает как часть сюжетно-ролевой игры.

Самое простое понимание данного тезиса – это наличие помещения, которое при необходимости способно быть и учебной аудиторией, и концертным залом, и студией, и всем, чем придётся. Помещение, в котором можно двигать мебель или вообще её выносить. Это может быть не только одна комната, но и несколько комнат. А также местность вокруг.

Более сложную конструкцию расшифровки термина «трансформация среды» можно назвать невербальной трансформацией. Предмет остаётся неизменным, но наделяется свойствами, до сих пор в нём не проявленными. С чем-то похожим каждый из нас встречался в детстве, когда листья с деревьев наделялись функциями автобусных билетов, а цветные стёклышки – драгоценностей. Только теперь это фантазийное преобразование надо превратить в формирование основного качества журналиста (или человека с активной жизненной позицией): в обычном он должен видеть необычное, в обыденном – замечать неповторимое. Важно, поощряя ребят к использованию предметов или фактов не по их прямому назначению, не скатиться до уровня жёлтой прессы с её передёргиваниями. Надо показать будущим «акулам пера» способы такого невербального трансформирования окружающей среды (или изменения угла зрения), чтобы читатели увидели её скрытые стороны или захотели её преобразовать.

Для этого у нас есть своеобразное ноу-хау – так называемая зарядка.

5.

Это письменное задание, которое даётся с привязкой к местности и выполняется за сверх ограниченное время. Предполагает две формы проведения:

  1. Группа идёт к определённому руководителем привычному объекту, находящемуся на прилегающей территории. Предлагается всё вокруг хорошенько рассмотреть. А затем этот объект наделяется либо неизвестными, либо несвойственными качествами. То есть ломается стереотипное мышление и стандартный подход. А передвижение (пешком или даже бегом) всегда шло на пользу мыслительным процессам. Многие великие люди обдумывали свои творения и открытия, совершая длительные пешие прогулки.

Пример А. Группа идёт к мосту через реку. Осматривается. Затем руководителем сообщается исторический факт: в XII веке на этом месте уже жили люди, и недавно археологи нашли следы поселения. Задание: через 30 минут после сообщения данного факта сдать рекламную статью от имени человека, первым решившего здесь обосноваться. Дальше каждый участник поступает по-своему. Может побежать бегом к письменному столу. А может спокойно пуститься в обратный путь, на ходу обдумывая план работы и основные формулировки.

Пример Б. Поход в ближайший лес. Наблюдение под руководством ведущего каких-либо деталей, встречающихся в пути или в месте назначения. Причём руководство осуществляется не навязчиво, а как бы невзначай: «Надо же, солнце уже садится», или «А вон там гнездо!», или «Великое изобретение человека – ходжение на двух ногах! Повезло же нам!». Задание: через 30 минут – небольшой этюд на тему «О чём молчали деревья».

  1. Группа совершает определённое действие под руководством ведущего. Затем даётся тема, косвенным образом связанная с действием. Далее всё происходит как в п.1.

Пример А. Участники группы попарно попеременно выполняют роли «слепых» и «поводырей», делятся впечатлениями. Задание – через 15 (20) минут сдать работу на тему «Друг».

Пример Б. Участникам группы раздаются листья разных деревьев и цветов. Предлагается хорошенько рассмотреть. Можно вспомнить, что мы знаем из биологии о причине зелёного цвета листвы, о видовых особенностях, о временных рамках существования, о погодных воздействиях и т.д. Задание: этюд на тему «География зелёного листа».

Пример В. Если это занятие проходит в зимние каникулы, да ещё в зале, где стоит новогодняя ёлка, то, поговорив о том, кто как встретил праздник, чем он отличается от других, откуда пришёл и т.д., детям можно дать задание: «Мечты новогодней ёлки».

Первая форма заданий применима при наличии возможности выхода группы на прилегающую территорию, хорошей погоды и большого количества времени для работы. Вторая – когда передвижение группы ограничено погодными условиями или временем. Темы и задания зависят от ведущего (он же и проверяющий). Проверяются такие работы методом «зелёного карандаша» - подчёркиваются удачные предложения, абзацы, словосочетания, обороты речи и т. д. Через некоторое время можно зачитать лучшие работы последних дней.

Продолжением подобных занятий может быть вариант игры в ассоциации – хорошее средство для расширения угла зрения и для развития интереса к миру. Содержание очень простое: ведущим называется основное слово, а дальше по кругу каждый участник группы говорит своё слово-ассоциацию. Иногда можно попросить объяснения связи с основным образом. Иногда – прокомментировать. Вторым или третьим основным словом в этой игре называется «человек». И после высказанных ассоциаций, которые отражают многогранность человеческого существа, предлагается субъект, которому все будут задавать вопросы, а затем писать о нём материал. Субъектом может быть сначала ведущий взрослый, обладающий актёрскими способностями, создающий какой-либо образ и незаметно направляющий ход мыслей участников группы. А затем для этого уже можно приглашать постороннего человека - личность с выдающейся биографией или интересными взглядами. Это может быть и кто-то из группы.

6.

Каждый раз, придумывая новое задание или рецензируя выпуск СМИ, или приглашая очередного гостя в круг для беседы, надо помнить главное: мы создаём не бумагомарак, щелкопёров и борзописцев, а творцов. И более и вернее того: формируем жизненный принцип, позволяющий в любой отрасли человеческой деятельности создавать то, чего ещё не было. Давненько у нас не было массового движения первооткрывателей и землепроходцев, которыми всегда славилась наша земля.