Урок-пролог к курсу литературы в 9-м классе

Разделы: Литература


Цель урока:

  • ввести учащихся в мир литературы, изучаемый по курсу 9 кл.;
  • наметить ведущие проблемы русской и советской литературы и некоторые возможности их разрешения, представляя книги русских и советских писателей;
  • вызвать у школьников интерес к программным и внепрограммным произведениям и потребность в чтении их;
  • развивать логическое мышление уч-ся, их речь, умение отбирать главное, анализировать.

Оборудование:

Портреты: Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Ломоносова, Радищева, Фонвизина.

Выставка:

  • иллюстраций уч-ся к произведениям русских писателей;
  • книги русских писателей.

“Эй, люди!
Подумаем
    очень серьезно,
как
   жить
      на земле!”

Р.Рождественский
“Минута молчания

Ход урока

Организационный момент.

Словарная работа (без объявления темы и эпиграфа – закрыть).

Пролог – вступительная часть литературного или музыкального произведения (на закрытой доске).

Вступление.

Из всех учебных предметов мы, взрослея, постепенно вырастаем, если они не становятся нашей специальностью. Но есть предмет особенный, который “впору” нам всегда, который мы изучаем постоянно, независимо от возраста. Название ему – жизнь. Постигая этот предмет, мы ищем ответы на многие вопросы: начиная от математического “сколько” и кончая нравственным “как”.

“Двести лет кукушечка
Мне жить накуковала.
Что меня обрадует –
Знала наперед…
Но 200 лет, кукушечка,
Ах, как же это мало…”

Только ли количественную сторону учитываем мы, говоря “много” или “мало”?

Может важнее все же не СКОЛЬКО, а КАК?

Сколько жить – может “прокуковать” даже птица, а кто “прокукует” нам, “как жить на земле”?

(Открываются записанные на доске тема и эпиграф)

На этот вопрос обращает внимание поэт Роберт Рождественский (зачитывается эпиграф к уроку).

А нужно ли думать над тем, “как жить на земле?” Разве это не все равно – кто как живет?

Самые разные ответы на вопрос “Как жить на земле” мы найдем в тех книгах, которые будем читать на протяжении года, начиная от написанных давно и кончая произведениями, написанными нашими современниками. Читать и обсуждать мы будем, как и раньше, на обычных уроках и беседах по советской литературе.

А сегодня мы осуществим лишь короткое знакомство с некоторыми из этих книг, послушаем разных авторов и разных литературных героев, выскажемся сами по главному вопросу нашего урока: “Как жить на земле?”

Беседа с чтением отрывков из книг и обсуждением прочитанного.

Героиня повести Анатолия Алексина “В тылу как в тылу” часто повторяла: “С добром надо спешить, иначе оно может остаться без адресата”. Как вы понимаете эту мысль?

—Добро и зло постоянно “живут” рядом на страницах произведений русских писателей. Вчитаемся и вдумаемся в некоторые ситуации.

В одной из них оказывается на своей службе герой повести Н.В.Гоголя “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин: “Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же перед ним разные составленным про него истории… сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним, это не имело даже влияния на занятия его: среди всех докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только уж слишком невыносима была шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”

А в самом деле, зачем они его обижают? Гоголь продолжает: “Как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной образованности светскости, и, боже! Даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…”

А вот еще одна сценка из жизни, увиденная уже глазами поэта и запечатленная М.Ю.Лермонтовым в стихотворении “Нищий”:

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Давайте, повторяя вопрос гоголевского героя, опять спросим: “А зачем “кто-то” так поступил?”. Может быть, вы думаете, что подобные сцены были запечатлены писателями и поэтами давным-давно, а в нашей сегодняшней жизни ничего похожего не происходит. Тогда давайте послушаем стихотворение современного поэта Василия Федорова “Слепой”:

Людей не видя пред собой,
Не замечая в сквере лавочки,
По улице идет слепой.
Потрагивая землю палочкой.

Его толкнут,
Пройдут вперед,
И тотчас, торопясь вмешаться,
Какой-то зрячий призовет
Быть чуткими
И не толкаться.

Но слышу голос я его,
Негромкий в человечьем гуде:
— Толкайтесь…Это ничего…
Я буду знать,
Что рядом люди.”

Как вы понимаете последние строчки стихотворения? Только ли таким способом можно дать человеку почувствовать, что рядом с ним – люди? Как вы считаете, содержится ли в услышанных предложениях и отрывках совет “Как жить на земле?”.

ВЫВОД № 1. Жить на земле – это строить свою жизнь на основах человеколюбия, упражняя в доброте душу и сердце.

Как это сделать – подскажут многие книги, которые вам предстоит прочитать в 9 классе. А пока запомните совет одного из писателей XVIII века Д.И.Фонвизина: “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”. Множество таких советов, “Как жить на земле?”, вы найдете, читая пьесу Фонвизина – “Недоросль”, откуда взяты эти строки. (Кто читал летом пьесу, можете еще советы назвать).

- А как вы думаете, без чего не может прожить человек? Что требуется ему не просто ежедневно, но и регулярно, да еще желательно в разнообразных видах?

—Человеку для жизни нужны не только хлеб и молоко, мясо и сладости, но что-то еще более существенное, необходимое не только для настоящего, но и для будущего, нужное как в молодости, так и в старости. Что я имею в виду?

Ответ дает небольшой отрывок из стихотворного произведения М.В.Ломоносова, написанного еще в XVIII веке. Попробуйте его понять:

“Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…”

(“Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны” 1747 год.)

Как вы понимаете мысль Ломоносова? Почему науки и радуют, и украшают жизнь, и берегут от несчастий?

А. С. Пушкин, позже, уже в XIX веке делится своими мыслями об обучении и воспитании, рассказывая о детстве и юности своего героя Евгения Онегина:

Судьба Евгения хранила;
Сперва madame за ним ходила,
Потом monsieur её сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Мonsieur l’Abbe француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…

“Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас не мудрено блеснуть”

Что вы можете сказать о таком обучении и воспитании, которое в этих словах запечатлел А.С.Пушкин?

— О том, как учили и воспитывали детей в совсем иное время, в первые послереволюционные годы, мы побеседуем на уроках по советской литературе, где нас ждет встреча с повестью Ч. Айтматова “Первый учитель”. Но уже сейчас прислушаемся к голосам его героев:

“— Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры, - говорил Дюйшен. — Буду учить вас всему, что знаю сам…”

И действительно, он учил нас всему, что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение. Думаю сейчас об этом и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника, даже самого обыкновенного букваря, как он отважился на такое поистине великое дело. Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были не грамотны. Дюйшен учил нас так, как умел, как мог, как казалось ему нужным… Но я больше чем убеждена, что его чистосердечный энтузиазм, с которым он взялся за дело, не пропало даром. Сам того не ведая, он совершил подвиг. В те дни люди по темноте своей не придавали значения учебе, а Дюйшена считали в лучшем случае чудаком, который возился с ребятишками от нечего делать. А все-таки следовало, конечно, нашему народу призадуматься: ради чего этот молодой парень, который ни чем не хуже и не глупее других, ради чего он, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, учит их детей, да еще с таким необыкновенным упорством, с такой нечеловеческой настойчивостью?”

В чем, по-вашему, состоял подвиг учителя Дюйшена? Имел ли он, вообще, право учить детей? Ради чего этот человек с такой настойчивостью делал свое дело? Что вы можете сказать о том, “Как жить на земле?”, вдумываясь в ситуации и размышления разных поэтов и писателей?

ВЫВОД № 2. Жить на земле – значит постоянно питать не только свое тело, но и ум, наращивать не только силу мускулов, но и силу знаний.

Многие книги, программные и внепрограммные, помогут вам в этом. А пока, “на память”, обращение Пушкина: “Учись, мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни”. Трагедия А.С.Пушкина “Борис Годунов”, откуда взяты эти строчки, дает нам в свое время и много иных мудрых советов.

По-разному живут люди, на земле различный смысл вкладывают в слово “жить”, в разных вещах находят жизненные удовольствия. В сказке А.С.Пушкина, которую вы все, наверное, читали в детстве, Золотой петушок советует царю: “Царствуй, лежа на боку”.

Как вы считаете, много удовольствия для себя и пользы для других в таком царствовании?

— Жизнь деятельную и бездеятельную, разное отношение людей к своим обязанностям мы увидим, читая книги русских писателей. Вот одна из них – поэма Н.В.Гоголя “Мертвые души”, в которой знакомимся с помещиком Маниловым:

“От него не дождешься никакого …живого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснёшься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор… но у Манилова ничего не было. Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался… Хозяйство шло как- то само собою. Когда приказчик говорил: “Хорошо бы , барин, то и то сделать”, — Да, недурно”, - отвечал он обыкновенно… до слов: “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже 2 года.”

Что вы можете сказать об этом человеке и его образе жизни? Не напоминает ли он вам царя из “Сказки о Золотом петушке” А.С. Пушкина?

А вот кусочек жизни другого, уже знакомого нам пушкинского героя Евгения Онегина:

“Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…”

В чем же причина того, что не выходит из-под пера его, Онегина, что его труд оказывается бесплодным?

Труд, работа, дело – так или иначе, обо всем этом думают, этим живут разные герои книг, в том числе написанных и советскими писателями.

Труд превращает живое в неживое, возвышает человеческую душу. Писатель Андрей Платонов показывает это на примере маленького рассказа “Никита”.

“Днем отец строгал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе, а Никитине он тоже дал работу – выпрямлять молотком кривые гвоздики. Никита с охотой, как большой, начал работать молотком. Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки. Он показал его отцу и сказал ему:

— А отчего другие злые были - и лопух злой, и пень-голова, и водяные люди. А этот добрый человек?

Отец погладил светлые волосы сына и ответил ему: — Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый. Никита задумался.

— Давай все трудом работать, и все живые будут.

-Что же делает все и всех живыми, помогает людям “жить на земле”? Без чего невозможно жить полноценно и счастливо?

ВЫВОД № 3. Жить на земле – это заполнять свою жизнь ежедневным трудом, делать свое дело с полной отдачей.

Свое слово еще скажут книги русских и советских писателей, которые вы прочтете. А пока маленькое пожелание писателя XVIII века А.Н.Радищева, которое в книге “Путешествие из Петербурга в Москву” выражает надежду: “Если бы так должность исполняли, как о ней твердят, всякое состояние людей…было бы совершенно счастливо”. Как видим, у Радищева сказано о труде и счастье, а также еще о многом другом, что входит в понятие “жить на земле”.

Плохо человеку, когда он один, - писал В.В.Маяковский. А почему – плохо, если человек силен и смел, умен и здоров?

Из глубины веков, из XII столетия, дошел до нас голос безымянного автора, нарисовавшего картину отъединенности, отчужденности людей друг от друга, вражды между ними.

В древнерусской поэме “Слово о полку Игореве”, которую вы после урока попробуете дома прочитать самостоятельно, мы видим мрачную действительность:

От усобиц княжьих – гибель Руси!
Братья спорят: то моё и это!
Зол раздор из малых слов заводят,
На себя куют крамолу сами,
А на Русь с победами приходят
Отовсюду вороги лихие!

- Как вы поняли, почему же враги одерживали легкие победы над Русью? Кто способствовал им в этом?

Восемь с лишним веков назад безымянный автор возвысил свой голос против братоубийственной вражды, за единение народов. Этот голос дошел до нас “сквозь столетия и дали”, перелетел через хребты веков”, и его подхватили, усилили голоса советских поэтов и писателей.

Драматическая ситуация встает со страниц повести нашего современника – писателя Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая”. Маленький герой повести, 10-летний Колька, один из братьев-близнецов Кузьменышей, теряет брата Сашку, которого чеченцы, мстя русским за приход на их исконные земли, жестоко растерзали. Везя своего мертвого брата, Колька рассуждает, как бы мысленно разговаривает с братом: “Едут чеченцев убивать. И того, кто тебя распял, тоже убьют. А вот если бы он мне попался, я знаешь, Сашка, не стал бы его губить. Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нем живого чего? А если бы я живое увидел, то спросил бы его, зачем он разбойничает? Зачем всех кругом убивает? Разве мы ему чего сделали? Я бы ему сказал: “Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь видишь, как выходит … Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют. А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты – погибните. А разве не лучше было бы то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили? Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?”

-Как же нужно “жить на земле” всем, чтобы право на жизнь имел каждый?

ВЫВОД № 4. Жить на земле – это значит строить свою жизнь на основе единения с другими людьми и народами, уважая не только свою нацию, но и другие национальности.

Книги русских писателей расскажут вам о взаимоотношениях разных народов, а сейчас прислушаемся к прямолинейному суждению дагестанского поэта Расула Гамзатова в стихотворении “Проклятие”:

Мне все народы очень нравятся,
И трижды будет проклят тот,
Кто вздумает, кто попытается
Чернить какой-нибудь народ”.

Можете ли вы сейчас вспомнить, как чаще всего подписываете праздничные открытки своим родным, друзьям? Обычно мы все пишем: “Желаю здоровья, счастья и долгих лет жизни”. А если взглянуть на эту привычную церемонию в свете нашей сегодняшней темы, то, наверное, надо бы ещё желать близким нам людям жизни осмысленной, содержательной, полезной, чтобы человек жил, конечно, как можно дольше, но понимал, зачем он живёт, и не мучился от сознания бесцельно прожитой жизни. С мучительными раздумьями Печорина мы встречаемся в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Накануне дуэли он записывает в дневнике: “Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные: но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагородных…

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, собственного удовольствия.

И, может быть, я завтра умру!.. И не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть в самом деле…

Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое можно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… смешно и досадно!”

Считаете ли вы, подобно лермонтовскому герою, что это естественно для человека – жить только “из любопытства”? Что более всего “смешно и досадно” Печорину?

— Можно сказать, что вопросы о том, зачем жил и что сделал в жизни нужного, какой след оставляешь после себя и во имя чего умираешь, - вечные вопросы. Писатели ставят их перед героями своих произведений в разных ситуациях, порой в самых критических.

Одна из них предстает в повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…”, когда между смертельно раненной немцами Ритой Осяниной и старшиной Васюковым происходит такой разговор:

“—Здесь у меня болит! – он ткнул себя в грудь. – Здесь свербит, Рита!.. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

—Ну, зачем так… Все ж понятно, война…

—Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят? Что ж вы мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Дорогу Кировскую да Беломорский канал имени товарища Сталина? Да ведь там тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом!

—Не надо, - тихо сказала она. – Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом – канал.”

Как же нам сегодня ответить на вопрос, заданный старшиной Рите: “Будет понятно, почему вам умирать приходилось”?

ВЫВОД № 5. Жить на земле надо ежедневно так, чтобы не было стыдно за жизнь, прожитую без цели и смысла, ничем не заполненную и никому не послужившую.

-Жизнь осмысленная и бесцельная, смерть славная и позорная нам еще не раз встретится на страницах книг русских писателей.

А пока вслушайтесь в слова поэта Г.Р.Державина, который писал: “А слава тех не умирает, кто за отечество умрет…” (ода “На взятие Измаила” 1791).

ОБЩИЙ ВЫВОД. К каким же советам писателей мы должны прислушаться. Пять выводов записать.

Те произведения, которые мы будем читать по программе к нашим урокам, наверное, частично подсказали вам возможные ответы на вопрос “Как жить на земле?”

Конечно, не только этот, но и многие другие вопросы поможет осмыслить русская литература. Поможет потому, что она всегда связана с жизнью, является отражением её, проникая в прошлое, воссоздавая настоящее, заглядывал в будущее.

Сочинение-миниатюра.

Вступительное эмоциональное слово к курсу литературы 9 класса или пояснения к иллюстрации (дифференцированное задание по силам – возможность выбора).

Домашнее задание.

Самостоятельно попробуйте прочитать “Слово о полку Игореве”, читая, постарайтесь отыскать эту связь литературы с жизнью, приведите хотя бы 1-2 примера из поэмы, которые доказывали бы что это произведение о жизни прошлой, но и отвечает на некоторые вопросы нашей сегодняшней жизни.

Обратить внимание

На иллюстрации к прочитанным произведениям в курсе 9 классе.

Выставку книг, которые будем изучать на уроках литературы.