Экологический аспект в содержании курса немецкого языка для учащихся 5—11 классов. Материалы в помощь учителю

Разделы: Иностранные языки


Сложность современных взаимоотношений между человеком и природой вызывают огромную озабоченность всего человечества. Важность решения экологических проблем очевидна. Экологическое воспитание школьников занимает большое место в учебном процессе. Уже несколько лет учителя нашей школы участвуют в эксперименте “Экологическое образование как фактор социализации участников педагогического процесса в условиях Крайнего севера”. Перед школой стоит задача формирования качеств личности, которые бы обеспечили использование творческих потенций в интересах решения глобальных проблем человечества. Разработка новых технологий в промышленности, в сельском хозяйстве будет осуществляться теми, кто сегодня сидит за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества. В связи с этим в настоящее время за рубежом и в определённой степени у нас в стране наблюдается экологизация учебных предметов, что способствует развитию экологических знаний и экологической культуры школьников как составляющих экологического воспитания. Хорошо известно, сколь огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык как учебный предмет. Как действенный фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества и как средство общения иностранный язык обладает и определёнными возможностями в плане экологического воспитания. Человек понял, что недостаточно беречь и сохранять только тот участок земли, на котором он живёт. Планета - наш общий дом, и для предотвращения экологической катастрофы и решения общечеловеческих проблем требуется консолидация сил всего человечества в рамках движения за мир, охрану окружающей среды, сотрудничество по выработке чистых технологий. И в этих условиях роль школы в решении этих проблем и каждого отдельного учебного предмета, в том числе и иностранного языка, возрастает. УМК для средней школы по немецкому языку показывает, что их содержание в определённой мере способствует воспитанию у учащихся гуманного отношения ко всему живому и к природе в целом. Уровень разработки экологической проблематики зависит от этапа обучения.

На начальном этапе это отдельные элементы, на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большом объёме, что позволяет решать практические, образовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне. На начальном этапе начинается знакомство с соответствующей лексикой, т. е. начинает формироваться базовый словарь (название времён года, животных, явлений природы и др.), например: der Wald, der Baum, das Blatt, der Fluss, das Wasser, das Tier, der Wolf, der Hase, der Fuchs, der Bar, gross, klein, schon, grun, sauber, schmutzig, reif, kalt, warm, gut, schlecht, frisch, im Hof, arbeiten, pfanzen, pflucken, lieben, futtern, frieren, sorgen, и. т. д.

Ввиду ограниченного словаря содержание текстов и бесед на экологическую тему носит упрощённый характер. Однако уже с первых лет изучения иностранного языка ставится задача прививать детям любовь к природе, стремление помогать животным и маленьким пернатым друзьям.

Лексический материал, обслуживающий экологическую проблему, увеличивается из года в год, расширяется его сочетаемость, например: sich mit gesellschaftlich nutzlicher Arbeit beschaftigen, am Ufer des Flusses, am Fusse eines Berges, die Landschaft, das Klima, die malerische Gegend, beschutzen и.т.д. Этот словарь обслуживает более сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем на среднем и старшем в русле следующей тематики.

Wir sprechen uber unsere Sommerferien. Wir sprechen uber unsere gesellschaftlich nutzliche Arbeit. Wir erwarten Gaste aus der BRD. Was wir unseren Gasten zeigen nnd erzahlenwollen. An der Landkarte Russlands. An der Landkarte der Welt. Wir bereiten uns auf eine BRD-Reise vor. Unsere Reise beginnt. Die Natur um uns herum.

Материал учебников об общественно-полезном труде школьников способствует не только выроботке навыков наблюдения за природой, но и умений разумной деятельности по её преобразованию, по уходу за животными. Информация страноведческого характера способствует развитию у учащихся любви к родному краю, к Родине, а также любознательности, интереса к стране изучаемого языка, воспитанию чувствства патриотизма и интернациализма. Задачам экологического воспитания уделяется в школе определённое внимание уже много лет. Однако материалы УМК не дают возможности широкого обсуждения проблем, связанных с экологией, ввиду ограниченного объёма языкового и речевого материала, который со значимостью данной темы можно было бы и увеличить, особенно в средних классах, это соответствовало бы интересам детей, их любви к животным, желанию выращивать зелёные насаждения, благоустраивать школьные дворы, включаться во всевозможные акции по охране природы.

Возможности комплексного воспитания экологической культуры школьников средствами иностранного языка во внеурочное время (кружках, факультативах, клубах) показаны автороми УМК по немецкому языку в разделах “Bunte Ecke” Бим И.Л., А.А.Голотина, учебное пособие для восьмого класса, в книгах для чтения автор О.А.Розов для 5-7 классов. Они позволяют учащимся повысить уровень практического владения Ин.Яз., развить навыки работы над языком, более полно реализовать функции Ин.Яз. как средства общения. Однако данные разделы затрагивают вопросы экологического образования лишь в определённой мере, а актуальность этй проблемы всё увеличивается, и не учитывать это сегодня нельзя.

С этой целью мною собран большой материал по экологической тематике на немецком языке, состоящий из 88 текстов, взятых из журналов, учебных пособий, книг, газет. Пособие включает 7 разделов и может дополнить любой школьный учебник немецкого языка.

1. Первый раздел. Состоит из 20 текстов.

Natur. Umwelt. Umweltschutz. (Природа. Окружающая среда. Охрана окружающей среды.)

Например, такие тексты:

1.”Denkt einmal an Wasser” aus der Zeitschrift. “Wasserwelten”, Goethe Institut.

2. ”Jahreszeiten” - времена года //Практикум по немецкому языку//. Н.Е.Морохова.

3. “Umweltprobleme"  -  проблемы окружающей среды.

4. “Unser Beitrag zum Umweltschutz”  -  наш вклад в охрану окружающей среды.

5. “Die Natur im Schaffen der russischen Maler”  -  природа в изображении русских художников.

6. “Umweltschutz geht jeden an”  -  охрана окр. среды касается каждого и др.

Ребяты читают тексты с помощью словаря, обсуждают проблему и высказывают своё отношение к ней. Составляют диалоги и сообщения.

2. Второй раздел.

“Umweltschutz in der Bundesrepublik” -  охрана окружающей среды в ФРГ включает 13 текстов, взятых из журнала "Ин. Яз. в школе", из газеты “Neues Leben”, а также из материалов школьных олимпиад. Эти тексты рассказывают о проблемах и защите окр. среды в Германии и используются как дополнительный материал в старших классах по теме “Okologe”.

3.  Третий раздел. “Die Natur in der Poesie der deutschen Dichter” -  природа в поэзии немецких писателей. Здесь мы находим стихи Г.Гейне, В.Гёте, Ф. Шиллера. Природа вдохновляла поэтов, давала силы, побуждала к творчеству. Внимательно изучая явления природы и наблюдая за изменениями, происходящими в ней, Гёте воспринимал природу во всём её многообразии. В этот раздел вошли 13 стихов, некототые с переводами М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Меримского, А. Глобы, Б. Пастернака и др. авторов. Например, такие стихи: H. Heine “Fichtenbaum” - сосна, J.W.Goethe “Mailied” - майская песня, “Heidenrosslein” - степная розочка, “Mignons Lied” - песня Миньоны, Fr. Schiller “Jagerliedchen” - песня охотника. Стихи имеют большое воспитательное значение. Изображая красоту природы, её яркие краски и нежные звуки, Гёте дарил своим читателям радость от общения с ней и хорошее настроение. Поэт учил современников восхищаться природой, оберегать и любить её.

4. Четвёртый раздел.

“Deutsche Gedichte fur die Kinder” -  немецкие стихи для детей.

Это стихи о природе, лесе, птицах. Сюда вошли 12 стихов, такие, как ”Maler Fruhling” -  Весна-художник, “der Baum” -  дерево, “die drei Spatzen”   -     три воробья, “Ein grunes Blatt” -  зелёный листок, “Apfeltraume” -  мечты о яблоках.

Ребята читают стихи, переводят, пользуясь словарём и стараются выучить понравившееся стихотворение

5. Пятый раздел.

“Okologie und Umweltschutz im Autonomen Kreis der Nenzen” -  экология и охрана окружающей среды в Ненецком автономном округе (НАО).

В этот радел вошли тексты о климате, растительном и животном мире, о факторах, влияющих отрицательно на окр. среду, об охране окр. среды. В разделе 10 текстов. Чтение текстов о своём округе повышает интерес учащихся обучению, их мотивацию в овладении знаниями на немецком языке, ребята делают сообщения по прочитанному, составляют небольшие диологи, рассказывают о своих домашних животных, о растениях и цветах. Всё это способствует формированию личностного отношения к знаниям о окружающей их действитеьности. Ребятом интересно говорить о том, что им близко, что их волнует.

6. Шестой раздел.

“Lieder. Spiele. Gedichte.” -  Песни. Игры. Стихи.

Этот раздел особенно нравится школьникам, он состоит из 20 текстов. Мы читаем стихи, разучиваем песни, инсценируем игры. Например, народная немецкая песня “O Tannenbaum!” -  ёлка. “Ein Vogel wollte Hochzeit machen” -  Птица хотела сыграть свадьбу. Из этой песни ребята узнают о названии десятка птиц, делают рисунки каждой птицы, и исполнение песни сопровождается инсценировкой. Птицы: der Drossel, die Amsel, die Ganse, die Anten, der Pfau, die Puten, die Eule, der Hahn, der Uhu. При исполнении песни “Kleine Meise” -  маленькая синица - ребята делятся на 2 группы. Одна спрашивает синицу, зачем она прелетела, другая отвечает за неё, что я ищу корм, но всё напрасно. Ребята дают ей зёрнышки, и она улетает в своё гнездо. Такие песни имеют большое зничение для нравственного воспитания учащихся, любви к окружающей природе, нашим пернатым друзьям. Ребята знакомятся с песней “Heidenrosslein” von J.W.Goethe - степная розочка, песня разыгрывается ребятами и заставляет задуматься, что нельзя просто так срывать цветы. Такое же по содержанию и стихотворение W. Goethe “Gefunden” -  Нашёл. Автор олицетворяет цветок. Нравится им и песня “das Wandern ist des Mullers Lust” - весёльный мельник, и особенно слова в ”Nichts Schoures gibt es auf der Welt als durchs Gebirg, durch Wald und Feld zu waudern” -  нет ничего прекраснее в мире, чем путешествовать по горам, лесам и полям.

7. Седьмой раздел – это лексика, слова, выражения по темам природа, времена года, охрана окружающей среды, домашние животные и др. В раздел вошло более 320 слов.

Постоянная работа над лексикой способствует расширению рецептивного и активного словарного запаса школьников, большей его сочетаемости, позволяет более полно излагать свои мысли, обсуждать проблемы, а также за счет больших возможностей использования грамматики. Главной задачей пособия является развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся, а также расширение содержательной основы обеспечения Ин. Яз. за счёт овладения учащимися определённым объёмом экологических знаний. Перед учителем стоят задачи: 1. Познакомить учащихся с фактическим экологическим материалом. 2. Познакомить учащихся с тем языковым материалом, который необходим для коммуникации в рамках предлогаемой тематики. 3. Практическое использование знаний (подготовка докладов, выступлений на школьную конференцию по экологии).

Экологический материал помогает отработать с учащимися все виды чтения, поскольку основную информацию учащиеся получают из текстов. На этих уроках есть и просмотровое, и поисковое, и ознакомительное, и изучающее чтение. Совершенствуется развитие устной речи, аудирования - восприятие на слух сообщений. Тексты способствуют закреплению и грамматических структур.

Таким образом, использование дополнительных текстов с экологическим содержанием, выполнение заданий при работе с ними, составление диалогов дают возможность школьникам научиться излагать свои мысли по этой теме.