Урок письма в 1-м классе (1–4) по системе Л.В. Занкова. Тема: "Письмо прописной буквы В. Письмо слов с изученными буквами"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование графических навыков письма букв В, в и их соединений;
  • развивать образную память, координацию движений;
  • выработка навыка фонетического разбора слова;
  • учиться списыванию с печатного и письменного текстов;
  • развитие речи и мышления учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы урока.

УЧИТЕЛЬ. Ребята, сегодня мы на уроке письма мы будем учиться писать прописную букву В, выясним, в каких случаях слова, начинающиеся со звуков [в] и [в’], пишутся с прописной буквы. Будем отрабатывать навыки каллиграфии, учиться составлять и записывать предложения.

Начнем же урок с гимнастики для глаз. Внимание на кончик моей указки. Не сводя с него глаз и не поворачивая головы, проследим за движением указки.

Введение в тему.

(На доске карточки с буквами).

р м б в у

УЧИТЕЛЬ. Внимательно посмотрите на доску, назовите данные буквы. Чем они примечательны? Какую букву можно назвать лишней? Обоснуйте ответ.

ДЕТИ. Буква у обозначает гласный звук. Буквы р м б в обозначают согласные звуки.

УЧИТЕЛЬ. Что объединяет оставшиеся буквы?

ДЕТИ. Все они обозначают звонкие согласные звуки.

УЧИТЕЛЬ. На какие две группы их можно разделить. Ответ обоснуйте.

ДЕТИ. Буквы р и м обозначают сонорные согласные звуки, а буквы б и в обозначают звонкие согласные звуки, которые имеют парный глухой согласный звук.

УЧИТЕЛЬ. Назовите парный глухой звук звонкому согласному [б] , …[в].

УЧИТЕЛЬ. А что объединяло все эти буквы?

ДЕТИ. Все они печатные.

УЧИТЕЛЬ. Как вы справедливо заметили, все данные буквы печатные. Но на уроках письма мы учимся писать письменные буквы. Запишем строчные буквы р, м, б, в, у в прописях. Внимательно посмотрите на строчные буквы. Найдите лишнюю букву по начертанию.

ДЕТИ. Строчная буква м лишняя, т.к. не имеет элементов, выходящих за пределы рабочей строки.

УЧИТЕЛЬ. А теперь найдите соответствующие строчным прописные буквы и расположите их на наборном полотне. Какая строчная буква осталась одна?

ДЕТИ. Это строчная буква в.

УЧИТЕЛЬ. На уроке мы научимся писать красивую прописную букву В. А кто мне скажет, для чего нужны прописные буквы?

ДЕТИ. 1. Чтобы выделять начало предложения.
2. Чтобы выделять слова, обозначающие И. О. Ф. людей, клички животных.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрим в “Пропись”. На этой странице живут дети. Догадайтесь, как их зовут. Какие буквы пропущены в их именах? Соедините линией каждую букву на карточке с соответствующим ей местом в именах. Итак, какую букву вы вставили в начале слов? Какая из букв оказалась в середине слов? Как зовут этих детей? Чем отличаются эти имена? Как звучит полное имя Вовы? Владимир. Краткое от Варвары? Варя.

 

Физкультминутка.

Выполним гимнастику для пальчиков.

2 аккорда
2 октавы: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
2 этюда мы сыграли,
Наши пальцы крепче стали,
Мы немного подросли.

II. Письмо буквы В

Графический анализ прописной буквы В.

Внимание на доску. Вглядимся в правильное написание прописной буквы В.

Начинаем письмо буквы с середины межстрочного пространства. Сначала пишем прямую черту на себя. У нижней линии рабочей строки чуть закругляем влево и ведем вверх, петлю плавно ее сужаем и, не доводя до высоты заглавной буквы, закругляем вправо и пишем верхнее закругление, которое касается верхней линии рабочей строки, и затем нижнее закругление. Буква В пишется безотрывно.

Письмо по образцу буквы В.

  • а) обведем карандашом увеличенную лупой прописную букву В. Хором проговариваем правила письма;
  • б) обведем ручкой пунктирное написание буквы В на первой строчке;
  • в) а теперь самостоятельно напишите заглавную В на второй строчке. Подчеркните самые красивые буквы.

Письмо буквы В и дальнейшие соединения.

Ребята, а как в дальнейшем буква В соединяется со строчными буквами?

Письмо буквы В – безотрывное, и дальнейшее соединение ее с другими буквами происходит безотрывно. Для этого нужно вернуться по нижнему закруглению и провести соединительный элемент.

Рассмотрим имеющиеся соединения.

  • а) В первом случае – среднее соединение. Этим соединением мы соединяем прописную и строчную буквы Вв. Обведем пунктирный образец и напишем подобное сочетание букв еще раз самостоятельно.
  • б) Во втором случае – нижнее соединение. Какие буквы могут писаться в этом случае? Запишем ту букву, которая писалась бы в полном имени мальчика Вовы.
  • в) Следующий случай – верхнее соединение (с буквами и, р, н, у). Запишите В с буквой, которая покажет на мягкость согласного звука. Какой слог написали и почему?

Физкультминутка.

III. Работа по развитию речи, составлению и записи предложений

ловил варил вил

УЧИТЕЛЬ. Прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом. Поставьте к каждому их них вопрос. Что вы заметили?

ДЕТИ. Эти слова показывают на действия одушевленных предметов.

УЧИТЕЛЬ. Перечитайте слова. Подчеркните букву В в тех словах, в которых она обозначает согласный звук [в’]. Назовите эти слова. Что показывает на мягкость согласного звука [в’]?

ДЕТИ. Гласная второго ряда и показывает на мягкость согласного звука.

УЧИТЕЛЬ. Назовите слово, которое пишется не так как, произносится. Поставьте ударение. Отметьте безударную гласную и подберите проверочное слово.

ДЕТИ. Ловил, проверочное слово ловит, ловля.

Пантомима.

УЧИТЕЛЬ. Ребята, Иван подготовил нам пантомиму. Давайте посмотрим.

Кто догадался, что изобразил Ваня? Где происходит это действие?

ДЕТИ. Действие происходит на берегу реки.

УЧИТЕЛЬ. Давайте создадим устную живописную картину для происходящего действия, используя пантомиму и пейзаж местности. (Дети составляют рассказ). Выделим из нашего рассказа основную мысль.

Что делал Иван?

ДЕТИ. Иван ловил рыбу.

Давайте конкретизируем, какую рыбу ловил Иван. (Дети предлагают свои варианты).

УЧИТЕЛЬ. Все варианты хороши, но у нас есть ребус. Разгадаем его.

Б А В Л О
3 5 1 4 2

Прочитаем получившиеся предложение.

Иван ловил воблу.

Запишем на чистой строке в “Прописи” с комментированием и разберем по членам предложения.

IV. Подведение итогов урока