Об изучении темы "Решение тригонометрических уравнений"

Разделы: Математика


Данная тема разрабатывалась на основе следующего опыта:

а) решение уравнений в базовых классах по учебнику А.Н.Колмогорова;

б) решение уравнений в базовом классе по учебнику А.Г.Мордковича;

в) решение уравнений в классе-ВУЗе по методике А.Г.Мордковича.

Работа по учебнику А.Н.Колмогорова “Алгебра и начала анализа” при решении тригонометрических уравнений показалась мне не очень удачной по нескольким причинам – это и недостаточный практический материал, и слишком краткое теоретическое обоснование; приходилось много добавлять из других источников.

УМК А.Г.Мордковича выгодно отличается по нескольким причинам – это и обилие практического материала разных уровней, что даёт возможность осуществлять дифференцированный подход, это и подробное изложение теоретического материала живым языком, это и реализация развивающей концепции математического моделирования и математического языка.

В учебнике А.Г.Мордковича “Алгебра и начала анализа” построение всего курса осуществляется на основе приоритетности функционально-графической линии.

Изучение раздела “Тригонометрия”, как и любого класса функций, уравнений, выражений, осуществляется по жесткой схеме:

функция – уравнение – преобразование.

Некоторый опыт работы по этому УМК позволяет сделать для себя следующие выводы.

Большое внимание следует уделить числовой окружности.

Учащийся, хорошо овладевший понятием “числовая окружность”, свободно работающий с ней, достаточно уверенно обращается и с тригонометрическими функциями, и с простыми тригонометрическими уравнениями, и с простыми тригонометрическими неравенствами.

Необходимо в первую очередь отработать соответствие между действительными числами и точками окружности.

Для наиболее используемых точек прорабатываются два макета числовой окружности: а) окружность поделена на 8 частей, около каждой из восьми точек записаны их “имена”; б) окружность поделена на 12 частей, около каждой из двенадцати точек записаны их “имена”.

Далее отрабатывается связь между числовой окружностью и декартовой прямоугольной системой координат, на макетах, кроме “имён точек”, появляются их декартовы координаты – опыт показывает, что это даёт лучшие результаты, чем заучивание таблиц; в практических заданиях уже идет подготовка к решению простейших тригонометрических уравнений.

По теме “Введение и отработка понятий синуса и косинуса” приведу примерную разработку первого урока:

Тема урока: Синус и косинус.

Цель урока: Ввести определение синуса и косинуса, опираясь на отработанную связь числовой окружности и координатной плоскости.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сообщить тему урока, сформулировать цели.

2. Проверка домашнего задания.

Выборочно проверить решение заданий из домашней работы (№ 29-49), при проверке особое внимание обратить на проговаривание сочетаний

“абсцисса точки числовой окружности, ордината точки числовой окружности”.

Сделать вывод: можем найти декартовы координаты у нескольких точек, а как быть с остальными?

Создаём проблему, которую надо разрешить.

3. Изучение нового материала.

а) Мы путешествуем по единичной окружности и потерпели аварию в какой-то точке. Мы знаем свою координату в радианах, а у спасателей карта только с декартовыми координатами. Как быть?

Возникает потребность любой точке единичной окружности поставить в соответствие пару чисел, t —> (x,y).

Математики (как люди ленивые) придумали короткие обозначения для такого соответствия. Вводятся определения синуса и косинуса, работа с рисунками задачника.

б) Устная работа с макетами (на макетах нанесены абсциссы и ординаты точек); устно находим sint и cost в заданиях № 50-54 (в, г) и t из заданного отрезка при известных sint и cost в заданиях №65, 66 (б, г).

в) Самостоятельно: № 55 (в, г), 56 (в, г), двое работают за доской.

г) Вспоминаем знаки координат в четвертях координатной плоскости. Переходим к знакам синуса и косинуса. Делаем № 69-71 (в, г) у доски с “путешествием” по единичной окружности.

д) Самостоятельно: № 69-71 (а, б), двое работают за доской.

Итог урока:

а) Ввели определение синуса и косинуса (вспомнить!);

б) Знаем знаки синуса и косинуса в каждой четверти (вспомнить!).

Записываем домашнее задание.

И уже на следующем уроке мы решаем простейшие уравнения типа sin t =0,5, cost=-0,5 и т.д., опираясь на определения и на связь числовой окружности с координатной плоскостью.

Введение функций y = sin x, y = cos x целесообразно. В частности, опираясь на построенные графики функций, решаем уравнения вида sin x = x+, cos x = x2+1 и т.д. И при доказательстве свойств функции мы опять используем числовую окружность!

Переходим к решению тригонометрических уравнений в общем виде. Для “хороших” углов решение находили, но решить уравнение sin x = 0,3 пока не можем.

Возникает проблемная ситуация, возникает потребность введения понятий арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс.

Вводим понятия и делаем общий вывод о решении уравнений, не забывая частные случаи ( sin x = 0 и т.д.).

Здесь же разбираем основные методы решений тригонометрических уравнений:

а) введение новой переменной;

б) разложение на множители;

как один из примеров применения этих методов – решение однородных уравнений первой и второй степени.

При решении уравнений в “сильных” классах необходимо остановиться на объединении множеств решений при применении способа разложения на множители.

Придерживаясь основной схемы: функция – уравнение – преобразование, используя область значений функций, решаем уравнения вида sinmx+cosnx=2 (или –2), sinmxcosnx=1 (или –1).

Последовательно идет введение новых формул и применение их при решении уравнений:

а) синус и косинус суммы, разности аргументов;

б) тангенс суммы и разности аргументов;

в) формулы двойного аргумента;

г) формулы понижения степени;

д) преобразование сумм в произведение;

е) преобразование произведений в суммы;

ж) преобразование выражения Asinx+Bcosx в Csin(x+t);

6. В “сильных” классах целесообразно рассмотреть следующие случаи способа подстановки:

а) универсальная подстановка (t = tgx/2 );

б) в уравнениях вида R(sinx+cosx, sinxcosx) = 0,

t = sinx+cosx, тогда sinxcosx = (t2 – 1)/2;

7. Решение уравнений на ограниченном промежутке.

Следует подчеркнуть, что решения уравнений sinx=a или cosx=a в данном случае удобнее расписывать в виде двух серий, а не в виде общей формулы.

8. В “сильных” классах целесообразно рассмотреть комбинированные уравнения, типа x+sin x/3=1, 2cos x/6+3=2x (график, подбор корня, обоснование единственности).

При изучении тригонометрических уравнений можно применять различные формы деятельности; проверка знаний осуществляется с помощью самостоятельных работ, зачетов, контрольных работ. Богатый материал для этого есть в УМК А.Г.Мордковича.

Одна из форм проверки знаний – игра Брейн-ринг.

По приведённому ниже сценарию можно провести итоговый урок по теме “Тригонометрические функции и тригонометрические уравнения”.

Сценарий игры “Брейн-ринг”

В классе 4 команды по 6 человек.

Игра проходит в два тура, игроки по жребию определяют соперников в первом туре.

Ведущий (возможно, сам учитель), двое наблюдающих за столами.

“Зелёный” и “красный” столы определяются цветом воздушного шарика и цветом карточки, которая поднимается при готовом ответе.

За верный ответ даётся одно очко, если нет ответа, за следующий ответ даётся два очка.

Победители и активные участники получают хорошие и отличные оценки.

Предлагаемые вопросы:

  1. Найдите длины дуг единичной окружности (по данным карточкам).
  2. Сравнить и обосновать результат: sin3 и sin4, cos1 и cos2, sin5 и sin6, cos2 и cos3, sin1 и sin2, sin2 и cos5, sec1/2 и sec1 и т.д.
  3. Определить наибольшее и наименьшее значение функции: y=3-4cosx, y=2-5cosx, y=3-cos2x.
  4. Решить уравнения: sinx=-x, sinx=-2x, sinx+3x=0, cosx+(x-) +1=0, sinx+|x+ /2| +1=0.
  5. Решить уравнения: sin7x+sinx=0, sin15x+sin5x=0, sinx+sin2x+sin3x =0.
  6. Решить уравнения: sinx-cosx=1, cosx-sinx=1; sin2x+cosx3=2, sin2xcos3x=1.
  7. Может ли уравнение cosx=|kx| иметь 2005 решений?
  8. Сколько корней у уравнения cosx=x/13?
  9. Найдите arccoscos2, arcsinsin3/2, cos(arcsin4/5), tg(arcsin(-4/5)) и т.д.

Опыт показывает, что несмотря на “солидный” возраст, ребята играют с большим азартом и удовольствием, добираясь таки до верных ответов.

В итоге, опираясь на результаты экзаменов разных уровней, можно сделать вывод о более результативном обучении по комплекту А.Г. Мордковича.