Урок-путешествие "Русь моя, краса моя", 6 класс

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Оборудование урока :

1) репродукции к теме “Культура Киевской Руси”.
2) рисунки учеников с изображением деревянной избы, булатного меча .
3) костюмы для ведущих и участников театрализованных фрагментов, необходимые атрибуты.
4) памятка путешественника.

Ход работы:

Вступительное слово учителя: “О, светло-светлая и давно украшенная Русь! Всем ты преисполнена, Земля Русская…” - так в далеком XII веке восторгался Русью неведомый нам летописец.

И действительно Киевская Русь богата была талантливыми умельцами, творившими красоту и величие своей родины.

Давно ушли в вечность те времена, но наследие далеких предков стало достоянием потомков. И невозможно не восхищаться мастерством древних зодчих и оружейников, ювелиров и художников. И невольно возникает желание хоть на день оказаться там, в далекой Киевской Руси, пройти по улицам Суздаля или Киева, пообщаться с мастером и, может быть, он поделится секретами своего ремесла; зайти внутрь Софийского собора, чтобы убедиться, что прав был летописец, утверждавший, что нет на свете ничего более чудного.

Давайте же и мы с вами отправимся в заочное путешествие в Русь древнюю и далекую. А помогут нам в этом жительницы Киева. Одна из них Наталья, а другая Светлана(2 ведущих).

1 ведущий – Добрый день и мир дому вашему, девицы прекрасные, да соколы ясные.

2 ведущий – Отрадно нам, что старину не забываете, что Русь нашу любите и предков почитаете.

1 ведущий – Сказывают, что отроки вы дюже любознательные, что не боитесь вы волны озорной, да дороги ухабистой. Верно ли это? И впрямь не боитесь?

2 ведущий – А коли так, то что же медлить-то. Давай-ка, Светлана, этих отроков отправим в Киев к оружейникам, а этих молодцев да девиц на ладье в Чернигов, где лучшие ювелиры живут, а вам, детушки, плыть в Новгород в Плотницкий район.

1 ведущий – А чтобы не заблудились вы в дебрях страны нашей вот вам памятка путешественника.

Памятка путешественника

- С каким ремеслом познакомились?

- Какие качества требовались от мастера?

- Покажите, что мастерам было присуще желание трудиться для людей.

- Были ли у русских ремесленников стремление к новым, лучшим результатам своего труда? Докажите свое мнение.

2 ведущий – О Новгороде Великом во всех концах слышали, во все времена славили. Поведайте-ка нам, молодцы, как ваш поэт о городе нашем древнем сказывал.

Ученики выходят к доске и поочередно читают четверостишия:

А под радугой многоцветной
Прямо в небо крестами вколот,
Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город.

Словно волны, толпятся кровли,
И, как птиц красноперых стан,
Цвета яркой и буйной крови
Рвутся в небо червленые стяги.

А по стенам ходит дозором
Больше сотни сильных и рослых
Иноземец пытливым взором
Не сочтет их кафтанов пестрых.

Иглы сосен зимой полыхают,
А когда зеленеть березе,
Парни суженым посылают
Письма, писанные на бересте.

Горд торговый город рядами
Ой, богато живут новгородцы!
Завалили лавки дарами
Иноверцы да иногородцы.

1 ведущий – Ну, что ж, благодарствуйте, ребятушки. Теперь и в город войти не страшно, коли по стенам дозоры стоят.

2 ведущий – А вот и плотник знатный, Дмитрием его кличут. Покажись-ка Дмитрий девицам и молодцам нашим и поведай несмышленышам о ремесле своем, да городе родном.

Плотник

- Плотниками Новгород стоит и славится. Из чего мостовая сделана? Из цельных дубовых плах. А пригнаны-то как плотно! Мелкая монета в расщелину между плахами не проскочит. Это плотники-мостовщики постарались.

- Избы наши новгородские ладно срублены. Бревнышки ровные, без сучка, без задоринки. Концы бревен между собой как пальцы сплетены. А на наличниках рисунок – вечно зеленое дерево жизни, а на его ветках райские птицы поют; деревянные коньки-горбунки на крышу взлетели. Наши плотники-огородники город дважды окружили великой стеной, высотой в пять человеческих ростов. Сколько бревен для тех стен понадобилось, камней да песку, которые между их рядами засыпаны!

По берестяным трубам подземным мы из города воды отводим. Их тоже не так-то просто сделать, чтобы по всей длине одинаковы были, и вода нигде не проткала!

А деревянные столы, скамейки, бадейки, коромысла, тарелки, чашки, ложки- вся домашняя утварь и посуда кем сделаны? То-то и оно – тоже плотниками!

Кто ладью построил? Плотники- ладейщики, а колоду – днище ладьи – они из ствола сделали. Нелегка эта работа! Тут самое главное- терпение. Железные клинья в ствол вбивать, крепкую как камень древесину долотами выбить, каленым железом выжигать…Сорок коней на больших ладьях помещается.

Теперь военное время возьмем. Кто князю Олегу Царьград помог взять? Новгородские плотники. Когда греки цепями затворили гавань Золотой Рог, новгородцы за день две тысячи ладей на колеса поставили. По суше под парусами до Царьграда они добежали!…”

1 ведущий – Ну что ж, спасибо новгородскому плотнику да поклон низкий. А теперь, молодцы и девицы, посмотрим как вы плотника нашего уважили, хорошо ли вы его слушали?

2 ведущий – Ну, молодцы вы, ребятушки; теперь и дом срубить и крыльцо птицами райскими украсить, вы поди и сами уже можете. А теперь снова в путь!

1 ведущий – Под солнцем теплым
Под небом ясным
Киев – батюшка стоит
И нет на свете города прекрасней
К себе он манит, красотой пленит!

2 ведущий – Как ладья у берега причалит
Выходи, честный народ,
Видишь, там огонь пылает
Мастер там мечи кует.

1 ведущий – Ну вот, мы и прибыли на место. Слышали мы, что слава твоя до хазар, до арабов дошла. Мастер ты великий оружие ковать. Не расскажешь ли молодцам и девицам красным о ремесле своем?

Оружейник

Мастер-оружейник: Отчего же не поведать. В кузнице моей стоит кузнечный горн – это печь для металла. Бывает так жарко, что рубаха мокрая становится, хоть выжимай. Сыновья – во всем мне помощники, с малолетства от кузницы их не отогнать. Вот и младший мой, Милонег, все секреты уж знает. Ну-ка, сынок, расскажи, как мы мечи справные куем.

Сын мастера: Сначала отец загружает в почву руду, что с болота мы носим. Потом огромными клещами он вытаскивает раскаленные полосы металла и опускает в большой горшок с холодной водой. Я уже знаю, что полосы, закаленные таким образом один раз – железо, несколько раз – сталь.

Отец с братьями скручивают железные и стальные полосы, как будто косы заплетают, а потом сваривают и вытягивают. И только тогда начинают ковать меч, ударяя его молотками. Еще несколько минут – и меч готов.

Вот так он выглядит. А скажите-ка мне, ребята, отчего цветом меч местами темный, а местами – светлый?… (Обращается к классу).

Никогда меч такой не сломается в бою. Ведь сталь дает крепость, а железо гибкость.

Но это еще не все. Отец велит мне седлать коня и подает мне пышущий жаром меч с рукояткой, обмотанный мокрой овчиной. Хлестнет коня посильнее, чтоб мчался конь во весь дух галопом. Можете догадаться, зачем это нужно? (Обращается к классу).

Мастер-оружейник: Приезжают к нам в Киев купцы заморские, чтобы купить мечей наших побольше да разузнать, как мы делаем их. А мы молчок, да зубы – на крючок. Но вам секрет открыли, ведь вы потомки наши, может сгодится вам это, чтобы Русь защищать, да славу ее приумножить.

1 ведущий – Благодарствуйте, батюшка, за дело ваше ратное. Мечами вашими недругов били, детей малых да стариков оберегали. За это Русь вас всегда помнить будет.

2 ведущий – Ну что, ребятушки, хороши мастера наши – оружейники? Сказывай, девица(молодец) отчего это оружейник наш по всей земле славится да всегда от людей слово доброе слышит? А тебе, что нравится? (Обращается к классу).

1 ведущий – Ну а нас уж в Чернигове давно ждут не дождутся. Живет там кузнец, да не простой, а “золотой”. Из злата – серебра такую красоту сделает, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

2 ведущий – Глянь-ка на руки мои – колечки какие делает да браслеты!

1 ведущий – А сережки мои каковы?

2 ведущий – Ну просто глаз не оторвать.

1 ведущий – Да полно уж болтать, вот и кузница уж рядом.

2 ведущий – А давайте мы мешать не будем, притворим дверь, да поглядим, что там делается.

Златокузнец

Мастер-златокузнец: Так, Ерошка… Давай-ка мы с тобой сегодня браслетом займемся. Уж два года учу я тебя украшенья делать. Ты много уж сам знаешь да умеешь не хуже моего. Расскажи-ка мне, как запястье изготовить?

Ученик: Формочку для запястья делаем сначала из воска. Обмазываем ее глиной и ставим в раскаленную печь. Как глина высохнет – выплавим воск. Застынет – разобьем глину молотком, а неровности снимем маленьким напильником.

Мастер: В нашем деле, Ерошка, главное глаз иметь острый. А как ты глаз оттачиваешь?

Ученик: Каждый день я стреляю из лука в кольцо.

Мастер: Ну и как? Попадаешь?

Ученик: Бывает, что и промахиваюсь.

Мастер: Ну ничего. А теперь возьми шильце и молоточек и попробуй по моим отметкам выбить рисунок… Эх, Ерошка, Ерошка! Неровно ты в одном месте ударил. То ли глаз тебя подвел, то ли рука дрогнула. А наш брат, златокузнец, ошибаться никак не может. Ты же знаешь, мы работаем для радости людей. В Чернигове ведь у нас ни одна молодка не выйдет на улицу без наших с тобой колтов – сережек, подвесок – ожерелий да запястий браслетов. Да ив других городах тоже.

Ученик: Обещаю тебе, что в другой раз уж я постараюсь на совесть. Не будет тебе стыдно перед людьми за учеников твоих.

Мастер: Так и надо, Ерофей. Ведь недаром народ говорит: “Дело мастера боится”. Стараться будешь, семь потов прольешь, - только тогда работу осилишь, мастером станешь.

1 ведущий – А вот скажи-ка, молодец (девица), наперечет, что первое делает мастер, что второе, за что потом берется, чтобы браслет сделать?… (Обращается к классу).

2 ведущий – Слышали, как Ерошку – то поучали? Отчего же мастер строг больно к нему?… (Обращается к классу).

1 ведущий – Теперь вы знаете секреты мастеров – умельцев. Но самая главная красота в Софии Киевской.

На высоком берегу Днепра
В шапку куполов одеты
Храм воздвигнут в честь победы
Над враждебным печенегом.

-А проводить вас в этот храм мы с низким поклоном упросили боярыню киевскую Ольгу-свет-Николаевну. Просьбу нашу уважила боярыня и проводить вас в святой храм согласилася.(в роли боярыни может выступить старшеклассница или учитель ИЗО. Она расскажет о внешнем и внутреннем убранстве Софийского собора, используя иллюстрации.)

1 ведущий – Ну вот и закончилось наше путешествие, ребятушки. Коли вам Русь наша древняя приглянулись, так мы рады-радешеньки. А коли что не так-за то не взыщите.

2 ведущий - Любите Русь нашу, матушку как мы ее любим. Берегите землю русскую, гордитесь подвигами ее славными.

1 ведущий - И мастерами, что красоту ее приумножают.

2 ведущий - На том дозвольте откланется.

1 ведущий - Живите в мире и согласии. Храните в сердце доброту.

Заключительное слово учителя.

Спасибо, милые сударыни, за то, что нам о старине да мастерстве умельцев киевских с любовью поведали.

Сегодня мы совершили удивительное путешествие в прошлое нашей Родины, услышали голоса персонажей далекой эпохи. Думаю, что это общение поможет нам понять, что история – это не только череда войн и революций, дворцовых переворотов, но и бесконечный путь человечества к совершенству и красоте.

Любить, творить и созидать вот истинное предназначение человека.