Химический вечер "Ее величество – вода"

Разделы: Химия


Оформление

Плакаты: “Н2О - удивительное вещество жизни”, “ Мы не знаем в природе ни одного твердого тела, которое в своем составе не заключало воду” - В.И.Вернадский. На стенах выпуски специальных газет, красочная схема, отражающая строение молекулы воды.

Действующие лица

Ведущий

Волька - ученик

Хоттабыч

Учитель

Ученики- докладчики

Ведущий. Вода! Что можно найти более знакомое и более обычное! Ее, как и другие минералы породила земля на заре своей жизни, когда была раскалена как огонь.

С водой, которая то жидкая течет в реках и озерах, то паром стремится в облака, то льдами застывает на морозе, человек встречается с первых дней своей жизни.

Попробуйте себе представить, как бы выглядела наша планета, исчезни с нее внезапно вода. Мрачные зияющие “глазницы” морских и океанских впадин, покрытых толстым слоем солей, некогда растворимых в воде. Пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные породы рассыпались в прах: ведь в их состав входило большое количество воды. Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой Земле.

Давайте разберемся: что же собой представляет вода? Чем она замечательна? Почему вода играет такую важную роль во всем на Земле?

На сцене Волька, в руках у него учебник химии. Он читает текст учебника про воду. Недовольно откладывает учебник в сторону и говори: “Что здесь интересного? Скучно рассказывать про воду. Вода она и есть вода. Может Хоттабыч поможет?”. Завет волшебника.

Хоттабыч. О, отрок души моей Волька, про воду я знаю все, иди смело в школу и слушай меня (Волька и Хоттабыч уходят)

На сцене декорации класса. На столе стоят приборы необходимые для проведения опытов. За партами сидят ученики. За первой партой - Волька. За столом учителя прячется Хоттабыч. Входит учитель.

Учитель. Сегодня мы поведем разговор о воде. Востриков, что вам известно по этому вопросу?

Волька выходит отвечать, Хоттабыч начинает подсказывать.

Волька. Вода, о высокопочтенный учитель, самое нужное вещество на земле. Арабская пословица гласит “Где вода иссякла, там и страна приходит в упадок”.

Учитель: Как-то странно ты Волька отвечаешь. Построй свой ответ по плану: состав вещества, физические и химические свойства воды, ее значение.

Волька. (повторяет за Хоттабычем) Да простит меня высокопочтенный учитель за ошибки, я постараюсь исправиться. Ещё в XVII веке монах Кирхер, тот, что изобрел зажигательное стекло, объяснил, что вся вода проходит через Землю в большом канале. На Северном полюсе морская вода втекает в этот канал, а у Южного полюса, вытекает и по подземным каналам она потокам попадает в колодцы.

Учитель. По- твоему, Волька, мы каждый день умываемся морской водой, которая течет по каналу с Северного полюса?

Волька. (повторяет за Хоттабычем) А разве ты умываешься каждый день, о, высокопочтенный учитель? Ведь даже испанская королева и французский король Людовик не умываются каждый день.

Учитель. Откуда у тебя такие устаревшие сведения о воде?

Волька. (повторяет за Хоттабычем) Потому что я старый

Волька (Хоттабычу) Вылезай, Хоттабыч! Я совсем запутался!

Учитель. А, Хоттабыч! Так вот кто рассказал нам о взглядах древних людей на воду. Приглашаем тебя, мудрый Хоттабыч, присоединиться к нам и послушать, что юные химики расскажут про воду.

Ведущий. Вода, самое обычное вещество на первый взгляд. Но, сколько тайн она хранит, какая мощь заключена в ней?

На сцену по очереди выходят ученики с сообщениями о воде, между выступлениями демонстрируются опыты.

1-й ученик. Самое обычное вещество - вода в то же время имеет ряд аномальных свойств, которые мы сейчас рассмотрим.

Аномалия первая. Вода согласно классу веществ, к которому она принадлежит, должна кипеть при температуре -800 и плавиться при температуре -1000. Если бы вода вела себя нормально, то существовала на Земле лишь в виде пара.

Аномалия вторая. Вода обладает высокой теплоемкостью. Для нагревания 1л воды на 10 требуется в 3300 раз больше тепла, чем для нагревания 1л воздуха на 10

Опыт 1. “Кипение воды в пакетике (в виде стакана) из пергаментной бумаги”

2-й ученик. Вода имеет высокую теплоту плавления. Замерзая, она выделяет большое количество теплоты. 1л воды, превращаясь в лед, подогревает на 10 250 000 л воздуха. У воды очень высокая температура испарения, поэтому реки и озера не пересыхают.

Опыт 2 “Несгораемый платок”. Носовой платок смачивают водой. Затем платочек слегка отжимают от воды и вторично смачивают спиртом или ацетоном, слегка отжимают. Взяв платочек за уголок железными щипцами, поджигают его.

3-й ученик. Вода самое распространенное вещество на Земле, и в тоже время мы вправе сказать, что на Земле нет чистой воды. Потому что все, называем водой, - растворы тех или иных веществ в воде. Вода - один из лучших растворителей. Посмотрите, как быстро идут процессы, если вещества находятся в растворе.

Опыт 3. “ Превращение воды в “молоко” или “кровь” Внутренние стены одного стакана смачивают 5-процентным раствором роданида аммония, а второго - 5-процентным раствором хлорида бария. В каждый стакан наливают 20 - 25 мл воды. Затем в каждый из них добавляют 5-процентный раствор сульфата железа. Присутствующие наблюдают: в одном из стаканов образовалось “вино”, в другом - “молоко”.

4-й ученик. Самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах - вода. Её содержание в клетках разного типа колеблется в широких приделах: в клетках эмали зубов воды около 10%, а в клетках развивающегося зародыша - более 90%. Но в среднем многоклеточном организме вода составляет около 80 % массы тела.

Важная роль воды в клетке обусловлена ее химической природой. Дипольный характер строения молекул воды объясняет их способность активно вступать во взаимодействие с различными веществами.

Вода - хороший растворитель для огромного количества органических и неорганических веществ. Большинство химических реакций в клетке происходит между растворенными в воде веществами. Проникновение веществ в клетку и выведение из нее продуктов жизнедеятельности также возможно только в растворенном виде. Вода принимает участие в явлении осмоса, играющего важную роль в поддержании постоянства химического состава клетки.

У растений пустынь, сухих степей вода составляет 30 - 65 % от общей массы, в лесостепных дубравах эта величина возрастает до 70 - 85%, в ельниках достигает 90 %.

Тело животных, как правило, не менее чем на 50% состоит из воды. У амбарного долгоносика, питающегося сухим кормом - зерном, воды в теле еще меньше 46 %. Гусеницы, поедающие сочные листья, содержат 85 - 90 % воды. В целом у животных, обитающих на суше, меньше воды в организме, чем у водных. Так, тело домашнего скота содержит 59 % влаги, тело человека - 64 %, утки кряквы - 70 %. У рыб содержание воды в организме достигает 75 %, а у медузы - более чем 99 %.

Опыт 4. “Получение золота”. Приготовить растворы нитрата свинца и иодида калия из расчета 10 г вещества на 100 мл воды. Слить растворы. Иодид свинца плохо растворим в воде, поэтому он выпадает в осадок. К последнему добавить 100 мл воды и нагреть при помешивании до полного растворения. Образовавшийся раствор иодида свинца охладить, поставив стакан в чашку со снегом. При охлаждении выпадает “золото” - кристаллы иодида свинца золотистого цвета.

5-ученик. Вода Земли находится в непрерывном движении. Круговорот воды связывает воедино все части гидросферы, образуя единую систему: океан - атмосфера - суша.

Основная причина загрязнения водных бассейнов - сброс в водоемы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленными или коммунальными предприятиями. К традиционным минеральным, органическим и бактериальным загрязнителям в последнее время добавились все возрастающие количества поверхностно-активных синтетических веществ, входящих в состав моющих средств и нефтепродуктов.

Загрязнение служит причиной ухудшения качества питьевой воды и причиной гибели нерестилищ ценной промысловой рыбы.

Возрастает уровень загрязнения вод Мирового океана. Это приводит к гибели многих организмов, особенно в прибрежной зоне и в районах традиционных маршрутов морских судов. Особенно вредное воздействие на морских обитателей оказывает нефть.

На сцену выходят: учитель, Волька, Хоттабыч.

Учитель. Уважаемый Хоттабыч, надеюсь, вам понравились выступления юных химиков? А ты, Волька, больше не будешь говорить, что про воду скучно рассказывать, потому что это самое простое вещество.

Хоттабыч. Высокопочтенный учитель! Я поражен глубиной знаний юных отроков и горько сожалею о том, что мои знания так устарели.

Волька. Действительно, вода не простое вещество. Сколько еще своих тайн она не открыла людям!? Нам остается изучать воду и охранять ее.

Опыт 5. “Вода вызывает окраску веществ” 1. в стакан с 50 мл этилового спирта добавляют несколько капель 25-процентного раствора аммиака и 2-3 капли раствора фенолфталеина. Образующаяся смесь не имеет окраски. Если добавить к ней воду, то появляется слабая малиновая окраска, которая усиливается при дальнейшем добавлении воды. 2. На дно сухого химического стакана помещают белый порошок сульфата меди. Обращают внимание на его цвет. Затем вливают в стакан воду, которая сразу же окрашивается в голубой цвет. 3. Показывают присутствующим порошок синего цвета и высыпают его в сухой стакан. Затем до половины стакана вливается вода. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, получают раствор красного цвета. Для демонстрации этого опыта надо прокалить темно-красные кристаллы хлорида кобальта, которые при этом превращаются в аморфный порошок ярко-синего цвета.

Ведущей. Сегодняшний наш рассказ был посвящен ее Величеству - Воде, такой знакомой и такой таинственной. А закончим мы нашу встречу викториной, победителей которой ждет приз.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.

  1. Какое греческое название воды( (Гидро)
  2. Какое латинское название воды? (Аква)
  3. При какой температуре плотность воды наибольшая? (40 С)
  4. Какой химический минерал самый распространенный на Земле? (Вода)
  5. Какое “масло” нагревает воду? (Купоросное масло, так иногда называют концентрированную серную кислоту)
  6. Сколько процентов от массы человеческого тела составляет вода? (Около 64)
  7. Какие растворенные газы присутствуют в природных водах? (Азот, кислород, углекислый газ, меньше сероводорода, углеводороды)