Теория и практика раздельного обучения и воспитания

Разделы: Начальная школа


Они очень разные – девочки и мальчики. Играют в разные игры, имеют различные интересы и потребности. Неодинаково реагируют на одни и те же события, по-разному выражают свое отношение к учебе, к сверстникам и взрослым, к предметам быта, к дружбе и лучшему из чувств – любви…

Все у них по-разному. Как – будто это два разных мира. Но… в нашей современной школе сидят они за одной партой, решают одни и те же задачи, поют одни и те же песни…

Еще несколько лет назад идея раздельного обучения и воспитания, казалось, была прочно и глубоко забыта. Ни в умах тех, кто делает образовательную политику, ни в умах педагогов не возникало мысли о том, что такое обучение сегодня возможно и реально. Но время не стоит на месте, и то, что еще недавно казалось обоснованно забытым. Начинает заявлять о себе информацией о научных исследованиях, об опыте подобной работы в разных регионах страны. Раздельное обучение.

Серьезные научные исследования по этому вопросу ведутся в научной лаборатории нейропсихологии и нейрофизиологии ребенка РАО в Санкт – Петербурге; в научном центре психофизиологических и здравоохранительных проблем образования РАО (Сергиев - Посад, руководитель доктор медицинских наук В.Ф. Базарный)

В чем суть методики Базарного?

  • Сохранение и укрепление здоровья детей.

1) обучение стоя(телесная вертикаль)
2) ростомерная мебель
3) красивый почерк (перьевые ручки)
4) развитие речи

  • Мощное трудовое и музыкальное образование.
  • Раздельное обучение мальчиков и девочек.

В нашей стране уже несколько лет созданы и работают экспериментальные площадки, где на практике проверяется и изучается концепция раздельного обучения. Это ряд детских садов и школ Москвы (ДОУ № 2098, Спец ОУ № 1257…), Санкт – Петербурга, Сыктывкара, Сургута, Великого Новгорода и др.

Несмотря на отсутствие доступной широкой информации в педагогической и психологической теории и практике по дифференцированному обучению и воспитанию с учетом пола коллектив учителей начальных классов МОУ лицей п. Васильково Гурьевского района заинтересовался проблемой гендерной (полоролевой) социализации школьников. В 2002/2003 учебном году на основании решения кафедры педагогов начальной школы, с согласия родителей в лицее были открыты два первых класса – класс мальчиков (1А) и класс девочек (1Б).Опрос родителей проводился при помощи анкетирования в компьютерном классе . Анкета составленная средствами MS Excel включала в себя 20 вопросов . Ввиду ограничения объема приложения представляем лишь первые семь вопросов Вашему вниманию в Приложении 1.

“Гендер” - от английского слова, может быть раскрыто в двух значениях:

  • Как пол;
  • Как выражение, объединяющее слова в соответствии с их принадлежностью к мужским и женским проявлениям.

Первым представителем ролевой (гендерной) теории может считаться Шекспир, написавший:

Весь мир-театр,
В нем женщины, мужчины-все актеры.
У них свои есть выходы, уходы;
И каждый не одну играет роль.

Идею полоролевого воспитания историки образования обнаруживают еще в X веке, когда она реализовывалась через создание дифференцированных учебных заведений по половому признаку.

Генезис идеи полоролевого обучения и воспитания.

В нашей стране раздельное обучение стало директивно отменяться с конца 50-х годов. Общественность в какой-то момент легко согласилась на совместное обучение мальчиков и девочек. Было приведено множество доводов, почему раздельное обучение тормозит развитие общества. А оказалось, что подобное вмешательство в воспитательные процессы вызывают больше изменения не только в поведенческом плане, но в здоровье. Происходит массовая феминизация мужчин и мускулизация женщин. Это стало очевидно в современном мире. Ученые обнаружили, что мужская хромосома, которая обуславливает мужской облик, имеет ныне склонность к уменьшению. А феминизация мужчин приводит к нивелировке полов, сближению мужчин и женщин, к появлению существа, в котором нет четкого разделения женского и мужского начала. Отсюда ученые сделали вывод, что женское и мужское начало в каждом человеке требует строгих воспитательных, традиционных приемов.

В настоящее время психологическая теория и практика обратилась к изучению проблем и особенностей развития девочек и мальчиков, расширила диапазон своих методов, разработала новые подходы в обучении и воспитании полов.

Современные исследователи считают, что различия в способностях мужчин и женщин значительно глубоки.

Женщины лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений, отличаются чувствительностью, добросовестностью, уверенностью в себе. У женщин лучше развита тонкая моторика, вербальные способности; они проявляют интерес к вещам, к общению с людьми.

Мужчины, как ни странно, от природы более ранимы, больше запрограммированы на зрительно-пространственное восприятие мира, проявляют способности при решении задач высокого уровня сложности и в математике склонны к лидерству и риску, энергичны, активны. Но среди мальчиков больше как одаренных, так и умственно отсталых.

Результаты девочек более стабильны. Вне школы девочки имеют музыкально-артистические интересы, мальчики научные и технические.

Основные различия можно обобщить в такие группы:

  • Биологические, анатомические, физиологические и психо-физиологические особенности строения организма.
  • Социальные (подготовка к жизненным позициям мужчины и женщины в обществе)
  • Исторически сложившиеся традиции, обычаи, нравы…
  • Психолого-педагогические (индивидуальность).

Исследования ученых показали, что мальчики отстают в развитии от девочек генетически, биологически, умственно на 1,5-2 года. Но мозг мальчиков более избирателен и изобретателен. Мальчики более ориентированы на действия, а девочки на общение.

Третий год в МОУ лицей п. Васильково мальчики и девочки учатся раздельно. Это вызвало широкий отклик общественности. Да и в педагогической среде наблюдается вопрос: “Зачем вам это нужно?” Средства массовой информации неоднократно освещали проблему обучения и воспитания по гендерному принципу с критической точки зрения. Московские журналисты выразили особую заинтересованность. Ребят из лицея показывали по НТВ, телеканалу “Россия”, местному каналу “Каскад”. Газетные издания: “Страна Калининград”, “Собеседник” предложили читателям обсудить все “за” и “против” раздельного обучения.

Только у ребят и их родителей свое мнение и представление о необычном процессе обучения.

“Без девочек мы тупеем”.

Миша Булаев

“Хорошо, что у нас класс девочек! Никто не обзывается и не дергает за косички!”

Яна Широких

“Мне нравится без девочек.
Никто не пищит и не плачет, не верещит и не кривляется
”.

Паша Петрушин

“По поводу раздельного обучения ничего не могу сказать: ни плохого, ни хорошего. Еще не поняла”.

мама Александра Левченкова

“Устраивает раздельное обучение; начальная школа без девочек очень даже подходит для мальчиков. А дальше будет видно”.

мама Сергея Коваленко

“За раздельное обучение - просто за!”

мама Дениса Ким

Интересно, что, отвечая на вопросы анкеты, кого можно назвать настоящей женщиной и настоящим мужчиной, ученики 2 класса мыслили как американский психолог Сандра Бем, которая создала систему под названием “Реестр сексуальных ролей” (половых ролей) и подобрали самые точные определяющие характеристики для мужчин и женщин.

Итак, третий год в лицее эксперимент, если это так можно назвать, т.к. мы решились на этот шаг самостоятельно.

Основная гипотеза

Дифференцированное обучение мальчиков и девочек с учетом их психофизических и личностных особенностей способствует наиболее полному интеллектуальному и личностному развитию учащихся.

Таким образом, в более узком плане тема эксперимента кафедры учителей начальных классов МОУ лицей п. Васильково может быть обозначена следующим образом: “Пути и условия реализации специальной педагогической технологии дифференцированного обучения мальчиков и девочек в начальной школе”.

Цель эксперимента.

Обеспечить качество учебного процесса в начальных классах с помощью специальной педагогической технологии дифференцированного обучения мальчиков и девочек. Повысить мотивацию к учебному процессу.

Объект исследования: учебный и воспитательный процесс в классах раздельного обучения мальчиков и девочек.

Задачи эксперимента

  • Создание и апробирование технологии дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек в начальной школе с учетом психофизиологических и личностных особенностей;
  • Выработка соответствующих форм и методов работы; экспериментальная их проверка;
  • Создание психологически комфортной обучающей и воспитательной среды с учетом гендерных аспектов формирования личности учащихся;
  • Экспериментальная проверка гипотезы о целесообразности введения технологии раздельного обучения в начальной школе.

Основные этапы реализации эксперимента

1 этап. Создание классов раздельного обучения и организация их работы.

2002/2003 учебный год. 1 “А” класс мальчиков (30 человек)
учитель Корицина С.М.

1 “Б” класс девочек (17 человек)
учитель Овсянникова Л.Л.

  • Раздельное обучение по программам

- мальчики “Начальная школа 21 век.” Н.Ф.Виноградовой
- девочки “Развивающая программа.” Л.В.Занкова

  • Совместное обучение на уроках хореографии, музыки.
  • Единая воспитательная программа
  • Дополнительное образование:

Спорт

- мальчики: (скалолазание, плавание, шахматы)

Краеведение

( углубление в изучении истории, географии края)

Технология

- девочки: (домоводство, шитье, вязание)

Музыка

(хор, танец)

2 этап. Создание творческой группы учителей, психологов, работающих в рамках эксперимента с целью выработки и соблюдения единой концепции в работе. Организация просвещения педколлектива и родителей.

(1 класс) 2002/2003 учебный год (введение должности воспитателя в классе мальчиков)

(2 класс) 2003/2004 учебный год (тенденция к уменьшению учащихся в классе мальчиков 24 человека)

Параллельное участие в эксперименте по безотметочному обучению.

3 этап. Выработка приемов и методов преподавания в классах раздельного обучения и их экспериментальная проверка, (дополнение программы изучением логики, иностранного языка, информатики). Учебно – воспитательный процесс в классе мальчиков выглядит следующим образом. См.< Рисунок 1>.

2002/2003 учебный год. Учитель класса девочек Овсянникова Л.Л. участвует в районном конкурсе “Учитель года”. Философия работы учителя “Здоровьесберегающие технологии”.

Лауреат конкурса.

2003/2004 учебный год. Учитель класса мальчиков Корицина С.М. участвует в районном конкурсе “Учитель года”. Философия работы учителя “Духовно-нравственное воспитание личности”.

Лауреат конкурса.

Участие в конкурсе “Интернет-урок”, тема “Интернет-технологии в начальной школе”.

Лауреат конкурса.

4 этап. Накопление экспериментальных данных.

(3 класс) 2004/2005 учебный год. Осуществление творческого обмена опытом со школами и центрами, работающими в данной проблематике.

(Переписка с Московской научной лабораторией В.Ф.Базарного, женской гимназией г. Красноярска.) Курирование профессором Т.Б. Гребенюк (КГУ).

Учет показателей учебной деятельности, уровня умственного развития, уровня развития эмоционально-волевой сферы.

Тесная связь с родителями по поддержке эксперимента.

5 этап. Анализ полученных в ходе эксперимента данных, определение направления дальнейшей работы с учетом полученных результатов.

(4 класс) 2005/2006 учебный год.

  • Экспериментальная проверка возможности продолжения раздельного обучения в средней школе;
  • Предпрофильность и профильность в раздельных классах;
  • Возможность повтора эксперимента в начальной школе.

Предварительные (промежуточные) результаты работы в эксперименте по раздельному обучению.

+ Учет половых психофизиологических особенностей и различий в одной школе в рамках единого образовательного и воспитательного процесса.

+ Тенденция к развитию личностных характеристик учащихся (самооценка, мотивация, коммуникативные качества).

- Недостаточная информированность и компетентность педагогов и родителей в данной проблеме.

- Недостаточно сформированная и организованная материально-техническая и методическая база эксперимента;

- Отсутствие возможности специального отбора детей при комплектации классов;

+ Накопление информации теоретического и практического характера для выработки новых подходов и методов обучения;

- Школе не хватает преподавателей-мужчин;

+ Департамент образования США меняет законодательство Америки в отношении раздельного обучения. А чем мы хуже!

+ Очень интересно!
Попробуйте!