Некоторые аспекты преподавания курса "История кадетского образования в России" в 6–7-х классах кадетского корпуса

Разделы: История и обществознание


История России неразрывно связана с историей русских кадетских корпусов. На протяжении почти 300-летней истории воспитанники кадетских корпусов являлись цветом нации, составляли не только славу гордость русского народа, дали не только России, но и всему миру выдающихся полководцев, государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры. [Приложение 1 – 2] Кадетские корпуса доказали на практике свою жизнеспособность и на долгое время стали основным центром воспитания и обучения и обучения дворянских юношей.

Сегодня в нашу жизнь вернулись учебные заведения такого типа как кадетские корпуса. В ходе четырехлетнего преподавания курса “ История кадетского образования в России” в 6 – 7-х классах кадетского корпуса мне пришлось столкнуться с определенными трудностями. Исходя из современных требований гуманитарного образования, содержания учебной программы, формулируются цели формирования гражданского облика молодежи, воспитание творческой, самостоятельной личности. Показателем освоения учебного материала, помимо знаний и умений воспитанников характеризовать и объяснять основные понятия, факты, события, явления в содержательном плане, “являются умения постигать, анализировать, оценивать духовно-нравственные категории, руководствоваться ими в собственной жизни, в организации отношений с окружающими людьми. [12 с.186]

Серьезной проблемой преподавания данного предмета является отсутствие необходимого уровня знаний учащихся по отечественной истории и изучение ими основного исторического материала позже, чем на уроках по “ Истории кадетского образования в России”, поэтому возникают трудности в осознании учащимися отдельных исторических фактов как составных частей исторических событий. В этом я вижу одну из главных проблем преподавания курса.

Так же трудности заключаются в отсутствии методического и дидактического материала для учителя, учебного пособия для учащихся, содержащего определенный хронологический и терминологический инструментарий, вопросы и задания. Необходимость учета уровня познавательной активности и развития навыков учащихся требует особенно тщательной разработки системы вопросов и заданий к текстам, документам, тематики докладов, творческих заданий. Своеобразие имеющейся литературы, ее крайне ограниченное количество влияют на выбор типов и форм проведения уроков. Это может быть групповая работа, уроки-конференции, составление плана рассказа, подготовка ответов на поставленные к тексту вопросы, инсценировка отдельных отрывков, составление и работа с кроссвордами, написание и выступления учащихся с сочинениями.

Огромен воспитательный потенциал предмета, именно этим определяется выбор иллюстративного материала, его соотнесение с текстом. Иллюстрации должны быть объектом целенаправленного рассмотрения, анализа. Это могут быть фотографии, портреты, рисунки. [Приложение 1 – 2] Следует отметить большие возможности интеграции с предметами других образовательных областей. [Приложение 4, Приложение 5]

На вводном уроке проводится выразительное чтение стихотворения “Кадет”, написанного князем Сумбатовым. Используется стихотворение Б.Д. Приходкина, всю жизнь в изгнании посвятившего собиранию Российских кадет, рассеянных по миру в одну семью, “На смерть Кадета”. Помогает анализировать события 1918–1920 годов стихотворение “ Знамя”.

Преобладающая часть творцов великой русской культуры были выпускниками кадетских корпусов, продуктом русской целостной системы обучения и воспитания. К урокам “ Первые кадеты”, “Кадетские имена в истории” учащиеся готовят сообщения и доклады о прославленных адмиралах П.Нахимове и Ф. Ушакове, знаменитых композиторах С. Рахманинове и А. Скрябине, филологе В. Дале.

При рассмотрении недостатков военного образования в России в XV–XVII веках, отмечается важность для России связи с морем, о чем К. Маркс писал, что ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении.

Работая с текстом рассказа “Навигацкая школа”, в котором речь идет об открытии Петром I новых учебных заведений в России, учащимся можно предложить следующие вопросы:

  • Каковы попытки Ивана Грозного пробиться к старым морским рубежам страны? [2, c.13–27.]
  • При каких условиях можно было добиться выхода к морю?
  • Какие науки в военно-морском деле являются главными и почему?
  • Кого отправляли на учебу за границу и каковы условия их обучения?
  • Проанализируйте отрывок из указа Петра I об основании первой светской школы в России.
  • Какие предметы изучали в русской мореходной школе и кем были составлены первые учебники?
  • Что именно нравится вам в Петровской системе подготовки морских и артиллерийских офицеров?
  • Назовите победы русского флота в XVIII веке.

На уроке по теме “Творцы русской морской славы. Ф.Ф.Ушаков – создатель черноморского флота” возможно прослушивание доклада учащегося о русском флотоводце, затем составление кратких записей по предложенным и записанным на доске вопросам: (2, с.361–368)

  • Назовите первые победы Ф.Ф. Ушакова.
  • Каково было соотношение сил черноморской эскадры и турецкого флота?
  • Почему в ходе сражения турецкий флот охватило смятение?
  • Какую тактику применил адмирал в морском сражении у мыса Калиакрия?
  • Каковы были условия мира, означавшие утверждение России на черноморских берегах?
  • После завершения самостоятельной работы класс обсуждает вопрос: Каковы заслуги адмирала Ф.Ф. Ушакова перед отечеством?

Делается следующий вывод: Новаторство, вопреки господствовавшей на море английской системе, требующей строгого соблюдения в бою линейного построения флота отрицающей маневр отдельных кораблей, сводящий морские бои к артиллерийским дуэлям флотов противника. Ушаков делает ставку на свободный маневр, стремительную атаку неприятельского флота при полном взаимодействии всех своих кораблей. Орденом Ф.Ф. Ушакова в годы Великой Отечественной Войны награждались за выдающиеся воинские подвиги советские флотоводцы и офицеры флота.

При изучении темы “Кутузов М.И. – выпускник и директор кадетского корпуса. Преобразования М.И. Кутузова в Сухопутном кадетском корпусе” учащиеся организуются в группы. Им предлагаются следующие задания:

  • I группа. Проанализируйте приказы М.И. Кутузова. С какой целью они были изданы? Сделайте вывод о значении этих приказов.
    [Приложение 7]
  • II группа. Какие выводы вы можете сделать на основании отрывка о бое у Семеновских флешей? О каких боевых качествах русских солдат и их командиров свидетельствует этот бой? [5, c. 11 – 12]
  • III группа. Проанализируйте донесение М.И. Кутузова Александру I о сражении при Бородино, выделите главное в документе. Какую цель ставил перед собой Кутузов? Каковы результаты сражения? [20 c.25 – 28]

Обращается внимание на качества М.И. Кутузова, который, обращаясь к кадетам, сказал: “Я получил и чины, и ленты, и раны, но лучшею наградою почитаю то, когда обо мне говорят: он настоящий русский солдат” [2 с. 342]. События 1812 года подтвердили правильность выбранного М.И. Кутузовым направления воспитания и образования в кадетском корпусе.

В 1863 году Александр II преобразовал кадетские корпуса военные гимназии. Практика вскоре показала, что разрушение уклада закрытого учебного заведения, вырабатывавшего десятилетиями свои правила и ценности, сказалось негативно на воспитании, недостаточной оказалась и подготовка учащихся к переходу в военные училища.

Император Александр III, понимавший огромную роль воинского уклада в военном образовании и воспитании юношества, указом 1882 года восстановил кадетские корпуса и преобразовал в них открытые за период военные гимназии, а также сформировал новые.

Николай II олицетворял новую эпоху в развитии кадетских корпусов. С 1900 – 1915 годы главным начальником военно-учебных заведений становится Великий князь Константин Константинович, внесший огромный вклад в развитие кадетских корпусов в России [Приложение 3]

Характеризуя сущность эпохи Великого князя Константина Константиновича в истории кадетского образования, его личные качества, участие в судьбе многих кадет необходима характеристика деятельности большевиков в России. Работая над содержанием воспоминаний княжны Веры Константиновны “ Мой отец”, которая отмечает трагические страницы жизни своей семьи (гибель ее братьев, бывших кадет Иоанна, Константина и Игоря, сброшенных живыми в шахту под (г. Алапаевском), раскрываются лучшие качества Константина Константиновича. Его главная заслуга в том, что он как главный педагог России правильно воспитал не только ряд поколений русской военной молодежи, но и дал пример воспитанием своих собственных сыновей. Обращается внимание учащихся на следующие ее слова: “В своем горе мы тогда не знали, как милостиво было Провидение, призвав отца в иной, лучший мир. К великому нашему счастью, он не увидел революции со всеми ее ужасами, так трагически коснувшимися именно нашей семьи” [2 с. 71]. Целесообразно поставить следующие вопросы:

  • О каких событиях говорит Вера Константиновна?
  • Что вы знаете о событиях Октября 1917 года в России?
  • Что вам известно о судьбе Николая II и его семьи?

В кадетских корпусах сформировалась своеобразная духовная атмосфера внутренней жизни, воспитывалось чувство товарищества и братства. Долга и чести. Благородства и верности своему Отечеству. [ Приложение 6] Целью жизни многих кадет стал девиз: “ Жизнь Родине, честь никому!” [13, c.] Гражданская война1918 – 1920 г.г. подтвердила это, отчетливо выявила все добрые качества кадетского характера: преданность Богу, Царю и Отечеству, верность товариществу, по-русски рыцарское отношение к жизни и смерти. Наша российская история знает немало примеров, когда кадеты в юном возрасте выполняли суровый воинский долг и отдавали свои жизни за Россию. Многие из старых кадет, покидая Родину, взяли с собой в “изгнание среди немногих вещей, напоминающих им дорогое прошлое” маленький сборник с текстом Евангелия, где были помещены, написанные Великим Князем стихи [Приложение 3]. Религиозное воспитание, достигая глубины кадетских сердец, прививало не только любовь к Богу, но и любовь к великой России.

Кадеты не приняли нового строя и, спасая свою честь, они спасали от него прежде всего, свои Знамена.[2, c.218 – 226] Потеряв свою Родину, и пройдя сквозь огонь “ Гражданской войны, через огонь и холод, аресты близких, надругательства, тысячи смертей вокруг, кадеты стали относится к своим традициям, как к священному завету, соединявшему их, кадет с далекой порабощенной Родиной” [4, c.122]

Обсуждаются следующие вопросы:

  • Что есть знамя для воинской части, для кадетского корпуса?
  • Какие нравственные качества проявились в кадетах Симбирского корпуса при спасении знамен?
  • Опиши знамя так, как ты его себе представляешь.

Сложными для изучения и восприятия являются вопросы, содержащиеся в теме “Кадетские корпуса за рубежом”, т.к. необходимо понимание смысла происходящих событий в России 1917 – 1918 годов, которые привели к изгнанию кадетских корпусов

Белые воины, проигравшие Гражданскую войну, ушли за рубежи России. Бывшие кадеты отмечают, что в эмиграции их “поколение было воспитано в семьях, церквах и корпусах в духе любви к России и к русскому народу и полного неприятия и осуждения коммунизма как незаконного режима, основанного на организованной правительством системе насилия и обмана”. [7, c. 50] Следует отметить, что именно такими идеями пронизана практически вся современная литература о кадетских корпусах, их выпускниках, о кадетском движении настоящего времени.

Задача учителя при этом, опираясь на имеющиеся знания учащихся объяснить доступно причины установления Советской власти и содержание политики большевиков, которая привела к нарастанию противостояния в обществе и началу Гражданской войны 1918 – 1920 годов. Большую роль играет выбор материала для изложения на уроке, который состоит из воспоминаний кадет, офицеров Белой Армии, стихотворений. Но в то же время записи в рабочих тетрадях должны помочь учащимся повторить пройденный материал, подготовиться к следующему занятию.

Тема “Страдный путь кадетских корпусов” дает большие возможности для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого целесообразно организовать работу детей в группах. Каждая группа, получив задание, использует рекомендованную литературу, составляет краткие записи необходимые для успешного выступления. При чем подготовка может проходить как коллективно, парами, так и индивидуально. На уроках, во время выступления каждой группы класс делает краткие записи в тетрадях, учитель в случае необходимости дополняет, уточняет.

  • 1 группа. Донской Императора Александра III кадетский корпус за рубежом.
  • 2 группа. Первый русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус.
  • 3 группа. Пажеский корпус (Лицей Императора Николая II)
  • 4 группа. Морской кадетский корпус [6]

В Красноярском крае возрождение кадетского образования происходило по инициативе и при непосредственном участии губернатора края А.И. Лебедя. Результатом начавшегося в 1998 году возрождения кадетского образования в крае, стало создание системы кадетского образования.

На традиционном Губернаторском смотре кадетскому казачьему корпусу г. Лесосибирска было присвоено имя Николая II. Символика и традиции ЛККК являются подтверждением преемственности в развитии кадетских корпусов современной России. Символика – это цепь из прошлого в будующее.12 ноября 1913 года благодаря ходатайству Великого Князя перед Государем были возвращены корпусам прежние знамена и пожалованы тем корпусам, которые их не имели.

Несмотря на особенности процесса обучения и образования в корпусах XXI века, своеобразие традиций в современных кадетских корпусах России, возрождение происходит на традициях русских кадетских корпусов.

У кадетского образования большое будущее, поскольку оно выполняет функции духовного наставника и нравственного воспитателя. Именно героические страницы истории России дают широкие возможности в деле патриотического воспитания молодежи.

Курс “История кадетского образования в России” призван воспитывать граждан, готовых отдать все свои силы и знания на гражданском или военном поприще во имя будущей России.

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10