Внеклассное мероприятие для 8-го класса по теме: "Посвящение в химики"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: повышение познавательного интереса к предмету химии.

Оформление:

1. Плакат “Посвящение в химики”.
2. Периодическая таблица Д.И. Менделеева.
3. Трафареты химической посуды.
4. Формулы различных соединений.
5. Модели кристаллической решетки.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1: Дорогие ребята! Во все времена наука требовала к себе очень серьезного отношения, и ее друзьями становились те, кто проходил жесткие испытания. Поэтому я вас приглашаю их пройти.

Учащиеся проходят через темный коридор:

  1. “Пройти, пролезть через все преграды!” (пролезть под партой);
  2. “Попробуй и скажи! Что это?” (сделать по одному глотку растворов NaCI, C6H12O6);
  3. “Чтобы знания остались в голове” (прикоснуться головой к учебнику);
  4. “Святая вода” (побрызгать на учащихся водой).

Ведущий 2: Итак, ребята, вы прошли посвящение, т.е. путь темного коридора. Но вы еще должны дать клятву перед Д.И. Менделеевым, встав на одно колено.

Клятва юного химика (шуточная):

“ Я, Ф.И, вступая в ряды юных химиков, торжественно клянусь:
любить химию, слушать учителя и следовать его советам! Никогда не употреблять в пищу химические препараты, никогда не использовать свои знания по химии в плохих целях. А если я нарушу свою клятву, то пусть меня разъест серная кислота! Клянусь! -3р”.

Ведущий 1:

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах,
Все: от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых!

Ведущий 2: Химия – это наука, умеющая творить чудеса. В этом чудесном определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно усвоить, что химия – это наука. И как всякая наука требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.

Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.

Ведущий 1: Теперь ребята, когда вы дали клятву юного химика и узнали о химии, как науке, вам засветился первый луч света! Великие ученые дали нам возможность познать истину. О таком ученом мы с вами сегодня узнаем. А сейчас проведем викторину.

Викторина:

  1. Что видно, когда ничего не видно? (Туман)
  2. Один из важнейших элементов жизни. Он входит в состав крови и именно он определяет цвет крови, а также ее основное свойство – способность связывать и отдавать кислород. (Железо)
  3. Химический элемент 1 группы периодической системы Д.И. Менделеева: редкий элемент, в природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках, песках и т.д. Мягкий, по своим свойствам, применяется для изготовления ювелирных и технических изделий. О каком элементе идет речь? (Золото)
  4. Название элемента происходит от латинского слова “кальке”, которым обозначали не только известняк, мел, мрамор, но и др. минералы. (Кальций)
  5. Самый распространенный элемент на Земле. Он повсюду и везде. Даже в нашем организме в среднем содержится 70%. Роль его велика: окисляет, соединяет, участвует в процессах дыхания, поддерживает горение. (Кислород)
  6. Самостоятельный химический элемент, входит в состав графита (стержень в карандаше), алмаза, топлива, растительного и животного мира, газа выдыхаемого нами. (Углерод)
  7. Химический элемент – сосед натрия. (Калий)
  8. Какой элемент носит название части света? (Европий)
  9. Какой газ утверждает, что он не он? (Неон)
  10. Какой неметалл является лесом? (Бор)

На каждый правильный ответ участникам выдается жетон (красных-5, оранжевых-5).

Ведущий 2: Да вы молодцы! Хорошо знаете химические элементы, которые находятся в периодической системе, созданной Д.И.Менделеевым. А что мы о нем знаем? И о периодической системе? Слово предоставляется ученику 11 класса.

Доклад “Д.И. Менделеев. Его жизнь и творчество”.

Ведущий 1: Спасибо! Я, смотрю, уже второй лучик света засветился у нас празднике. А значит, вы готовы к серьезным испытаниям. Сейчас проведем игру. Прошу выйти ребят с красными жетонами – это первая команда, - с оранжевыми жетонами, - вторая команда. Назовите свои команды и ее девиз. А пока представляем вам жюри (Ф.И.О.), и хотим вам пожелать:

Пусть ваша совесть будет чиста
Как в этой колбе вода!

(Подносят жюри колбу с водой)

Приступаем к Великим Испытаниям:

  1. Сейчас Вас встретит Петя Верхоглядкин – ученик, который очень любит химию, но из-за своей невнимательности часто допускает ошибки. И он просит помочь ему перейти через реку по очень узкому мосту. Каждый шаг по этому мосту можно сделать, выполнив мини-задания (см. Приложение 1). (Мост нарисован на полу мелом, задания для команд расположены по краю моста, на листочках). Выполненные задания сдаются жюри.
  2. Пантомима: 1 - реакция выпадения в осадок, 2 - реакция с выделением газа (оценивается жюри).
  3. Химическая ходьба (на каждый шаг называются химические элементы, не повторяясь и не останавливаясь, по 2 человека от команды) – шаги подсчитывает жюри.
  4. Составьте химические слова из букв, имеющихся в слове “нейтрализация”. (Листок со словами сдается жюри).

Ведущий 2: Пока команды проходят первое испытание, блиц опрос для зрителей:

О, сколько знаешь ты воды
Во всех ее обличьях:
Вода – туман,
Вода – как льды
И как вода обычная.

Вопрос: О каких свойствах воды идет речь в этом стихотворении?

  1. Химический элемент, входящий в состав сложных веществ, применяемых в санобработках помещений, почв и т.д. (Хлор)
  2. Что обозначает химическая формула?
  3. Чем отличаются химические явления от физических?
  4. Что входит в состав атома?
  5. Ионная связь – это связь?
  6. Металл, обладающий бактерицидными свойствами? (Серебро)
  7. Элементарная частица, не имеющая заряда? (Нейтрон)

Ведущий 1: Пока ребята из команд составляют слова, мы с Вами проведем небольшой фокус (выполняет 11 класс). На доске записан заранее ряд элементов, 1-й ведущий показывает на элемент, 2-й ведущий – угадывает химический элемент, стоя спиной к доске. Помощник (один из зрителей) незаметно, естественно, показывает визуальный сигнал второму ведущему (золото – затылок, водород – волосы, литий – лоб, барий – бровь, гелий – глаз, натрий – нос, магний – мочка уха, висмут – висок, радий – рот, платина – подбородок, железо – живот, калий – кулак). 2-й ведущий в это время старается отвлечь внимание от помощника, призывая соблюдать полнейшую тишину для точного восприятия “телепатического” сигнала.

Ведущий 2: Сейчас жюри работает и подсчитывает очки. А мы посмотрим несколько химических тайн в исполнении 11 класса (проводятся опыты “Вулкан на столе”, “Облако из колбы”, “Горящая надпись”, “Фараоновы змеи”).

Ведущий 1: Спасибо за зрелищное представление! А теперь итоги испытаний, которые прошли наши команды, огласит жюри. Поздравляем команды! Победителям – орден Мага I степени, второй команде – знак Волшебника. На этом вечер посвященный “Юным химикам” заканчивается. Всем, большое спасибо! Отличной учебы, друзья! До свидания!