Создание ситуации на уроках биологии

Разделы: Биология


Мы лишь в той мере можем
воспитать ребенка,
в какой знаем, что он чувствует.
к чему способен, что хочет.

И. Песталоцци

Представленный опыт не содержит открытий и изобретений. Он представляет собой индивидуально осмысленную и практически осуществленную систему личностно-ориентированного обучения, применяемого на уроках биологии. Сущность представленного опыта в том, что он дает конкретные примеры использования ЛОО.

В основе опыта лежат идеи ЛОО (Фридман Л.М., Кузнецова М.Е.) “всяк цветок со своим запахом”. Идея ЛОО не нова, многие выдающиеся педагоги, писатели, призывали, учитывая личный опыт ребенка, опираться на него в процессе обучения “у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассудней и желание заменить ее нашей”. (Ж.Ж. Руссо). Современный ученик стоит на ступень выше того, для которого педагогика строилась со времен Яна Амоса Коменского.

При ЛО подходе к образованию педагог не равняет всех под одну гребенку, а помогает сохранить и развить индивидуальность каждого. Новые жизненные условия, в которые мы поставлены, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и быть личностями, индивидуальностями. Признание ученика субъектом процесса обучения, признание его индивидуальности является основным принципом ЛО подхода в образовании.

На своих уроках стремлюсь развивать способности обучающихся, развивать природный дар растущего человека, для этого организую такую атмосферу на уроке, где каждый ученик мог бы самореализоваться в соответствии со своими способностями. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Основой работы по развитию познавательной активности является:

  • многократное повторение учениками изучаемого материала, постоянный возврат к нему, что является необходимым условием для полного усвоения и понимания изученного;
  • включение в каждый урок пусть небольшой, но самостоятельной работы обучающихся;
  • Ни одного урока без опроса или взаимоопроса, что является необходимым условием для развития речи, памяти;
  • учить не всех, а каждого, т.е. ЛО подход позволяет каждому ученику проявить себя с положительной стороны и утвердиться, как личность.

Так постепенно, из урока в урок рождается самостоятельность в творчестве обучающихся: от прослушивания материала до отработки его сначала на репродуктивном, а затем на творческом уровне.

Эффективность уроков биологии во многом зависит от умения учителя организовать познавательную деятельность обучающихся, от умения учеников выделять главное из огромного фактического материала и установление связей между различными понятиями, от усвоения системы знаний, а не отдельных их фрагментов, до понимания практической значимости биологической науки. Следовательно, необходимо развитие научного, творческого мышления школьников с первых этапов изучения науки. Этому способствует исследовательская, поисковая деятельность на уроках, когда, обобщая определенные фактические знания, ребята формулируют выводы, прогнозируют дальнейший ход событий, приобщаются к научной деятельности.

1. Успех урока во многом зависит от удачной формулировки проблемы урока и от умения учителя направить рассуждения ребят в нужное русло.

1.1. По теме: “Соцветие” читается сказка "Про облачко" по ролям, а затем вопросы:

Как на своем примере капелька успокоила подмаренник?

Ребята записывают в тетради свои версии. Затем рассматривается гербарий с одним цветком и соцветием.

Вопрос: Подумайте, какую гипотезу примем как основную? Далее читается конец сказки, т. е. сходится версия или нет.

1.2. Проблемные вопросы по теме: “Цветок плод”.

-Если наиболее заметная часть цветка венчик, то почему это не главная часть цветка?

-Если из цветка образуется плод, то почему он образуется не из каждого цветка?

-Если не будет пустоцветов у огурцов, то будет ли урожай?

-Если опыление – необходимое условие для образования плодов и семян, то почему не всегда образуются плоды?

-Мед бывает липовый, гречишный, а почему нет картофельного меда?

-Если соцветия приспособлены к опылению, то почему одни пахучие, яркие, а другие неяркие и непахучие?

2. Один из приемов, который я использую при формировании интереса — ознакомление уч-ся с историей биологических открытий.

Рассказывая историю любого открытия в биологии, заставляю детей мысленно перенестись в далекое прошлое, вникнуть в разрешение учеными проблемы и предлагаю, как бы повторить, если это возможно, научный поиск.

Например: Изучение материала по теме ”Лист”.

Дети с интересом слушают рассказ об опыте Пристли, открывшего свойство растений исправлять воздух. Какие опыты по изучению тайны листа провел К. А. Тимирязев, как эти опыты помогли выяснить значение зеленого листа для жизни растений, животных, людей.

3. В каждом уроке присутствует установка на успех.

Каждый ученик во время урока добивается пусть небольшого результата, делает шаг от предыдущего успеха к следующему.

Подобные уроки содержат много игровых моментов, таких желаемых для моих учеников.

Ведь не секрет, что молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра одной только своей формой переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они получают реальную возможность стать лидером, вести за собой других.

На уроках использую игры "Вертушка," "Третий лишний," "Составь трехзначное число", "Нумератник”, "Игра-упражнение”, "Текст", “Биологическое лото”, “Биологические лабиринты” и т. д.

4. Убеждение, что красота “спасет” урок.

4.1. Мы с учащимися договорились, то красиво то, что доставляет удовольствие большинству людей, и каждый из участников, по возможности превносит в урок - музыку, стихи и т.д.

Закончилась одна тема, начинается другая. Нужна связка-материал, который может мотивировать учащихся на восприятие нового, помочь изучить биологию может поэзия. Например, при изучении темы: “Способы распространения семян” читаю стихотворение Хейну Эрхарда об одуванчике:

... Пока тихо, он - молчит,
Но лишь ветер налетит
Шлет в воздушный океан
Парашютный свой десант.

При изучении материала о болезнетворных бактериях рассказ об эпидемии дополняю описанием "черной смерти " из "Пира во время чумы" А. С. Пушкина

Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой,
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой...
Что делать? И чем помочь?

Часто использую на уроках стихи кузбасского поэта Михаила Небогатова "Черемуха” и др.

Слова о прекрасном доходят лишь тогда, когда ребенок сердцем чувствует красоту. Так, некоторые литературные произведения, которые изучаются в школе на уроках и в рамках внеклассного чтения, одновременно могут быть использованы при обсуждении различных вопросов изучаемой темы на уроках биологии. В частности, в ряде классических произведений описываются клинические случаи некоторых заболеваний, являющихся в то же время предметом для изучения в курсе анатомии и физиологии человека в 9-м классе

Например: рассказ Ю.Григоровича "Гуттаперчевый мальчик" не только раскрывает трудную жизнь детей до революции, но и служит прекрасной иллюстрацией к теме "Железы внутренней секреции", так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение работы паращитовидных желез, при котором происходит усиление выработки кальцитонина, снижающего выработку кальция. Этот элемент "вымывается" из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних же стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, "закручивать" ноги и руки. Именно это и мог делать "гуттаперчевый мальчик", обеспечивая таким образом успех своих выступлений.

При изучении функций собственно щитовидной железы уместно будет вспомнить самую известную повесть А. Кронина "Цитадель", в которой блестяще описывается заболевание, связанное с недостатком гормона щитовидной железы - тироксина: " ...Это был тот же Имрис, но черты его лица как-то неуловимо погрубели и исказились. Лицо имело отечный вид, ноздри распухли, кожа приняла восковой оттенок... Весь он был какой-то вялый, точно сонный. Эндрю заговорил с ним. Имрис пробурчал в ответ что-то невнятное. Потом разразился какой-то бессмысленной враждебной тирадой". Данное заболевание носит название микседема, что при дословном переводе с греческого означает "слизистый отек ".

Другое отклонение в деятельности щитовидной железы может быть проиллюстрировано рассказом И. Тургенева из "Записок охотника" “Живые мощи", который также является программным произведением, и поэтому его содержание должно быть знакомо учащимся. Внешность одного из персонажей этого рассказа, крестьянки Лукерьи, претерпевает сильные изменения. Из молодой красивой женщины она за короткий промежуток времени превращается в странного вида существо, в котором даже трудно узнать человека: "... Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать, ни взять икона старинного письма; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза... У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, две крошечных руки тоже бронзового цвета...". Причиной этих изменений стала полученная Лукерьей травма головы, после которой и появились определенные симптомы: " ...стала я сохнуть, чахнуть, чернота на меня нашла; трудно мне стало ходить, и ни пить, ни есть не хочется...". Сочетание указанных признаков позволяет предположить, что нарушение работы гипофиза привело к гиперфункции щитовидной железы, выразившейся в таком заболевании как гипертиреоз.

И, конечно же, при обсуждении роли гипофиза в жизни человеческого организма можно привести в качестве примера "Собачье Сердце" МА.Булгакова: " ...Одним словом, гипофиз закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо... Это в миниатюре - сам мозг...", не забыв упомянуть о том, что попытки трансплантировать людям эндокринные железы неоднократно имели место так же, впрочем, как и попытки пересадки головы на другое туловище ("Голова профессора Доуэля"). И первенство в этой области принадлежит российскому хирургу В.П. Демидову, который в декабре 1958 года демонстрировал в Лейпциге взрослую собаку, на спину которой была трансплантирована передняя половина тела щенка.

4.2. Познание природы осуществляется и через знакомство уч-ся с картинами художников – пейзажистов – Шишкина ('"Корабельная роща, "Утро в сосновом лесу"), Левитана ("Березовая роща", "Март" и др.)

4.3. Урок становится интереснее, если на нем прослушивается пусть даже небольшие музыкальные произведения. Так рассказ о полете насекомых сопровождается музыкой из оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" (полет шмеля). Изучение разнообразия цветковых растений начинается с музыки Чайковского "Вальс цветов "из балета "Щелкунчик". И конечно, неоднократно звучат на уроках ”Времена года" Чайковского, голоса птиц, зверей, звуки природы.

Напримр: в 5 классе при изучении темы "Растения и окружающая среда” начинается урок с включения записи "Лунной сонаты" Бетховена. На фоне этой музыки произносятся слова Сухомлинского: "В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов. Надо чтобы дети не просто видели, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелы—все это они должны пережить как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть ваше детство вспомнится вам в ярких солнечных образах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, стройные тополя у дороге все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце как красота жизни в годы детства, как память о самом дорогом." В классе в этот момент удивительная тишина. После небольшой паузы задаю вопросы: Какую картину видели перед собой, когда слушали музыку? Какие чувства они вызвали у вас? Учит ли эта музыка правилам общения с природой? В беседе по этим вопросам ведется разговор о влиянии природы на человека и деятельности человека на жизнь растений леса, о необходимости охраны растений.

5. Привлекают внимание уч-ся, оживляют уроки также загадки, пословицы, поговорки. Стоит сказать: "Отгадай загадку", как весь класс настораживается, внимательно слушает, дети старательно отгадывают загадки, вдумываясь в их содержание. Необходимо подбирать загадки содержательные, поучительные, помогающие вскрыть суть явления. Их можно использовать при закреплении, при изучении нового материала, на обобщающих уроках. Так к загадкам о растениях, относящихся к разным семействам цветковых, предлагаю следующие вопросы:

К какому семейству относится растение? К какому классу? Назовите общие признаки класса, семейства. Что вы знаете об этом растении?

В конце таких уроков, как правило, звучат слова благодарности за доставленное удовольствие. Красота воспитывает чувства. Мы учимся сопереживать, сочувствовать друг другу.

Домашние задания, как правило, носят творческий характер: сочинить сказку или составить кроссворд, ребус, дописать сочинение, т.е. создается ситуация выбора. До урока дети делятся впечатлениями и просят давать такие задания чаще.

Сотрудничество устанавливает отношения доверия, позволяет найти “ключик” к самым сложным характерам. А ведь откровенность и доброжелательность нужны всем нам, и педагогам, и учащимся. Я призываю своих учеников: мир таков, каким мы его видим, давайте же учиться замечать хорошее, давайте говорить друг другу комплименты.

На своих уроках я стремлюсь создать ситуацию успеха. Все пробивается успехом. Успех в учении - это залог успеха в жизни. Успех – это реализованная цель.