Информационные технологии на уроках географии по теме: "Построение графиков хода температур в электронной таблице и их анализ"

Разделы: География, Информатика


Цели урока:

  • Формирование умений работать с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической) и использовать компьютер как техническое обеспечение информационного процесса.

Обучающая:

  • отработка умений и навыков для выявления причин изменения годового хода температур воздуха, для разных городов, отработка умений и навыков по построению графиков ЭТ EXCEL.

Развивающая:

  • развитие умений учащихся составлять и анализировать графики хода температур;
  • развитие умений и навыков применения программы EXCEL на практике.

Воспитательная:

  • воспитание интереса к родному краю, умения работать в коллективе;
  • развитие эстетического вкуса, гармоничного цветового восприятия.

Тип урока: Обобщение и систематизация ЗУН.

Методы обучения: Беседа, устный опрос, практическая работа.

Оборудование: Физическая карта России, атласы, компьютеры (эт).

Ход урока

Организационный момент.

Основная часть.

Учитель зачитывает отрывок.

В 1862 году, два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.

Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.

Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.

Кончились облака, стало светло, показалось голубое небо и солнце. Облака казались сверху белым, волнистым полем, словно его покрывал снег. Через разрывы облаков кое-где можно было видеть землю – поля, леса, города, море.

Выше облаков было еще холоднее. На высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. Но исследователи решили терпеть до последней возможности и не хотели опускаться. Напротив, они высыпали весь песок из корзинки, так что шар стремительно пошел вверх.

На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость, он упал без памяти: воздуха стало недостаточно для дыхания.

А шар все поднимался.

Обоим смельчакам угрожала смерть. На высоте 11 км было –24 градуса мороза, а на земле в это время деревья, были покрыты зеленью и трава, пестрела цветами.

Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, собрал, наконец, последние силы и хотел поднять руки, чтобы взять шнурок от клапана, но они не действовали. Тогда он зубами схватил и потянул шнурок. Клапан открылся – и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

Учитель.

1.Почему на такой большой высоте низкие температуры воздуха?

2. Почему на высоте людям, находящимся на воздушном шаре, трудно было дышать?

3. На сколько изменяется температура воздуха и давления с высотой?

Вывод: Значит не только на поверхности суши, но и в горах происходят изменения температуры.

Учитель.

1.Какие изменения с температурой происходят на суше?

2. Почему разные температуры в разных частях Земли? От чего это зависит?

3. А как в течение суток меняются температуры воздуха и почему?

4. Как меняется температура в течение года и почему?

5. Что такое амплитуда температур? Как ее найти?

6. Как найти среднегодовую температуру воздуха?

Вывод: Температура воздуха на поверхности Земли зависит от угла падения солнечных лучей.

Учитель.

Найдем на физической карте России город Сочи и город, в котором мы живем Нерюнгри. Найдем географические координаты названных городов. В место, где на карте находится город, ставлю флажки.

Учитель.

1. Ребята, сколько времени вы потратили на прошлом уроке строя график?

2. Почему графическая форма результатов в данном случае предпочтительней?

3. Почему на этом уроке мы с вами используем программу EXCEL?

Вывод: Программа EXCEL, позволяет сэкономить время и представить табличные результаты в графической форме.

Учитель.

Сегодня на практической работе, которую вы выполните на компьютере, вам предстоит ответить на вопрос:

Совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов? Объяснить почему? Сделать вывод.

Учитель.

Работаем в парах. Выбираем пару в ходе игры. На карточках записаны слова близкие по смыслу (барометр – анероид, лава – извержение, исток – река, цунами – океан и т. д.), карточки раздаются детям в разброс, а дети сами находят свою пару.

Учитель.

Давайте познакомимся с ходом практической работы “Построение графиков”. У каждого учащегося на столе алгоритм выполнения практической работы. В ПК хранится файл с готовой таблицей к заполнению, содержащей свободные ячейки для занесения формул, используемых при расчете амплитуды и средней температуры. Далее алгоритм обсуждается, и учащиеся выполняют построение графиков функций на компьютере.

3.Практическая работа.

Тема: “Построение графиков изменения температур”

Цель:

Отработка умений и навыков построения графиков с помощью мастера диаграмм в EXCEL

2. Использование графиков при анализе и сравнении.

Ход работы

1. Откройте папку Мои документы, найдите файл Практ_работа_6кл.

2. Внесите значения температур г. Сочи и г. Нерюнгри в таблицу.

Месяц Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сент. Окт. Ноя. Дек.
Т.Сочи 1 5 8 11 16 22 26 24 18 11 8 2
Т.Нер. -36 -30 -20 -16 -7 10 16 14 -5 -17 -24 -32

3. Постройте с помощью Мастера диаграмм график для значений диапазона А4:М6 (название графику и осям дайте самостоятельно).

Увеличить построенный график.

Ввести в ячейку В29 формулу для расчета амплитуды температуры г. Сочи.

Ввести в ячейку В30 формулу для расчета амплитуды температуры г. Нерюнгри.

Ввести в ячейку В31 формулу для расчета средней годовой температуры г. Сочи.

Ввести в ячейку В32 формулу для расчета средней годовой температуры г. Нерюнгри.

Сравнить (устно) полученные результаты.

Сохранить работу под именем ПР1_гео_(фамилия).

4. Заключительная часть урока.

Учитель.

Совпадут ли у вас графики хода температур для города Сочи и Нерюнгри? Почему?

В каком городе более низкие температуры воздуха? Почему?

Вывод: Чем больше угол падения солнечных лучей и чем ближе город расположен к экватору, тем выше температуры воздуха. Это мы видим по городу Сочи. Город Нерюнгри расположен дальше от экватора, поэтому угол падения солнечных лучей здесь меньше и соответственно ниже температуры воздуха.

К концу урока учитель подводит итоги, дает задание на дом.