Литературно-драматическая композиция: "Была война"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • побудить интерес к истории войны;
  • вызвать у детей душевный отклик;
  • познакомить учащихся с поэзией и песнями военных лет, с послевоенной литературой;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Действующие лица и исполнители.

1-й, 2-й, 3-й ведущие

Чтецы (четыре человека)

“Письма с фронта”: два солдаты и девушка

Отрывок из повести В.Астафьева “Звездопад”: автор, раненый, медсестра

Отрывок из повести А.Гайдара “Военная Тайна” о Мальчише Кибальчише: автор, Мальчиш Кибальчиш, отец, Главный Буржуин, Буржуины (3-4 человека).

Чтец. Стихотворение А.Твардовского “Две строчки”.

Автор. В те дальние-дальние годы, когда только что отгремела по всей стране война, жил да был Мальчиш Кибальчиш. В ту пору далеко прогнала Красная Армия войска проклятого бужуина. И тихо стало на широких полях, на зелёных лугах, где рожь росла, где среди густых садов да вишнёвых кустов стоял дом, в котором жил Мальчиш по прозванью Кибальчиш, да отец Маль-чиша, да старший брат Мальчиша, а матери у них не было. Отец работает – сено косит, брат работает – сено возит, да и сам Мальчиш то отцу, то брату помогает или просто с другими мальчишами прыгает да балует.

Слышатся детские голоса.

– Хорошо!

– Не визжат пули!

– Не грохочут снаряды!

– Не надо от пожаров в лес бежать!

– Нечего буржуинов бояться!

– Некому в пояс кланяться!

– Живи да работай!

(Хором) Хорошая жизнь!

Автор. Вот однажды, дело к вечеру, вышел Мальчиш Кибальчиш на крыльцо.

Мальчиш Кибальчиш (выходит). Небо ясное, ветер тёплый, солнце к ночи за Черные Горы садится. И всё бы хорошо, да что-то не хорошо! (Прислушивается). То ли что-то гремит, то ли что-то стучит…(Принюхивается). Будто пахнет ветер не цветами с садов, не мёдом с лугов, а пахнет то ли дымом с пожаров, то ли порохом с разрывов.

Отец (подходит к мальчику). Что ты? Это дальние грозы гремят за Чёрными Горами, это пастухи дымят кострами за Синей Рекой, стада пасут да ужин варят. Иди, Мальчиш, и спи спокой-но.

Слышится конский топот. Стук в окно. Мальчиш подбегает к окну.

Отец. Кто там?

Мальчиш Кибальчиш. Всадник! Конь – вороной, сабля – светлая, папаха – серая, а звезда – красная!

Голос всадника. Эй, вставайте! Пришла беда, откуда не ждали! Напал на нас из-за Чёрных Гор проклятый Буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды! Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далёкую Красную Армию.

Слышится удаляющийся конский топот.

Звучит первый куплет песни “Священная война”. Отец и Мальчиш Кибальчиш уходят. На сцене появляются ведущие.

1-й ведущий. Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

2-й ведущий. Памятью жив народ, без неё нет пути в будущее. Война ушла, ушла в историю, но не ушла из истории, из памяти людей. 9 Мая в очередной раз прогремит салют Победы. Фронтовики наденут ордена. И уже не внуки, а правнуки будут расспрашивать их о суровых и страшных годах Великой Отечественной войны.

3-й ведущий. Июнь 1941 года. В школах уже прошли выпускные экзамены, отгремел долгожданный выпускной бал. Незаметно промелькнула тёплая июньская ночь.… Впереди новая взрослая жизнь…И вдруг … “Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну!”

1-й ведущий. Им было неполных 18, когда непосильная ноша легла на их ещё не окрепшие плечи. Но не дрогнули недавние ученики, храбро сражались они с врагами.

2-й ведущий. А по ночам в землянках у огонька писали письма домой.

Звучит мелодия песни “Землянка” (баян). На сцену выходят солдаты, садятся у “костра”, пишут письма, затем читают их.

1-й солдат. “Дорогая Маша! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвётся вперёд. Но ты поверь мне, Маша, Москву мы не отдалим ни за что. Перед нами стоит благородная задача – очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети жили спокойно и не знали, что такое война. Дорогая моя! Помни, в этой битве я либо буду героем, либо погибну. Целую, твой Георгий. 7 декабря 1941 год”.

Девушка. Юлия Друнина “Целовались, плакали и пели…”

2-й солдат. “Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всём, что чувствую, что переживаю…Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт – такая штука, что вот живёшь, живёшь,– и вдруг пули или осколки ставят точку в конце твоей жизни. Но если суждено мне погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад. Александр Матросов.21 февраля 1943 года”.

Солдаты уходят. На сцене появляются учащиеся и исполняют песню “Землянка” (фортепианное сопровождение).

Гаснет свет.

Звучит мелодия песни “Утомлённое солнце”, на сцене появляется раненый и ложится на кушетку. Следом идёт медсестра, садится за стол, включает настольную лампу, читает книгу.

Автор. Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала

бабушка. Любовь моя родилась при свете лампы в госпитале. Об этом я расскажу сам...

Раненый стонет. Медсестра поворачивает голову.

Лида. Ну, как вы?

Миша (бодро). Ничего.

Лида (берёт в руки таблетки и стакан с водой). Вам дать снотворный? (Встаёт).

Миша. Не…я не хочу спать. Я уже наспался.

Лида. Тогда лежите спокойно! (Ставит стакан обратно, хочет сесть).

Миша (быстро.) Вы…какую книжку читаете?

Лида (берёт книгу, показывает её). “Хаос” Ширванзаде. Читали?

Миша. Не –ет. “Хаос” я не читал. А вот “Намус” читал…(Торопливо). А я много книжек читал. Правда! Много разных, всяких…

Лида. Вам, может, почитать?

Миша (обрадовано). Ой, пожалуйста!

Лида (кусая губы). Ах, нельзя! Свет будет мешать вашему соседу, а он тяжёлый. Знаете что, давайте лучше пошепчемся, а?

Миша. Чего-о?

Лида (шёпотом). Ну, поговорим шёпотом.

Миша (тоже шепчет). Давайте.

Лида выключает лампу, подсаживается к раненому на кушетку.

Лида. Вы откуда?

Миша. Сибиряк я, красноярец.

Лида. А я здешняя, краснодарская.

Миша. Как вас зовут?

Лида. Лида. А вас?

Миша. Миша.

Лида. Ну, вот мы и познакомились. А теперь помолчим. Вам нельзя много разговаривать. Вам поспать бы.

Миша. Нет, не буду, мне уже ничего…Хорошо.

Лида. Знаю я вас. Все вы так геройствуйте, а потом…(встаёт, хочет уйти)

Миша (резко приподнимается). Лида! (Стонет).

Лида (оборачивается). Что, родненький, что? (Быстро подходит, берёт раненого за руку, укладывает его, садится рядом).

Миша. Лида! Вы будете приходить теперь… ко мне?

Лида. А тебе хочется, чтобы я приходила?

Миша. Ага!

Лида. А ты не будешь больше ругаться, как на операции?

Миша (усмехается). Нет!

Лида (тихо). Идти мне надо, Миша…(поднимает руку, чтобы поправить волосы).

Миша (ловит её руку). Посиди ещё маленько, ну?

Лида. Две минутки, ладно?

Миша. Пять!

Лида. Ну, хорошо, пять. (Смотрит под ноги. Раненый разглядывает её).

Звучит музыка

Автор. Как только попал я в палату выздоравливающих, дела мои пошли на поправку.

Лида. Ты знаешь, Миша, такая жизнь кругом: раны, смерти, кровь – и вот такое… Даже не верится.…Всё ещё кажется, что я сплю, и просыпаться не хочется…

Миша. Ты какая-то сегодня…

Лида. Какая?

Миша. Нервная, что ли?

Лида. Ну, уж и сказанул!.. Бука ты, Миха-Михей!

Миша. У нас вся родня такая. Медвежатники мы.

Лида. Какие медвежатники? Медведей ловили?

Миша (смотрит в потолок). Ага! За лапу. Дед мой запросто с ними управлялся: придёт в лес, вынет медведя за лапу из берлоги и говорит: “А ну, пойдём, миленький! Пойдём в полицию!” А медведь орёт, как пьяный мужик, но следует…(Смотрит на девушку). Ну и балда же ты, Лидка! А ещё в институте учишься!

Лида (обиженно). Сам ты…(отворачивается к окну). Гляди, Миша, сколько звёзд сегодня! Может, и наша звёздочка там есть….

Миша. Может и есть…(раненый садится и обнимает девушку за плечи).

Автор. Дети наши приучены думать так, что война – это только фронт, где мы лишь тем и занимались, что без конца совершали героические подвиги. А мой рассказ о любви. Только о любви.

Медсестра встаёт, идёт к столу, садится, открывает книгу.

Автор. Больше я не видел Лиду. В книгах часто случаются нечаянные встречи, а у меня и этого не было. Закружила меня война, бросала из полка в полк, из госпиталя в госпиталь. В сутолоке военной и любовь-то моя вроде бы приутихла. Но вот годы прошли. Многие годы. И война-то вспоминается как далёкий затяжной сон, а я всё думаю: а может встречу?.. Случается же! Случается!!

Гаснет свет.

Раненый и медсестра уходят.

Освещение полное.

Выходят ведущие и учащиеся, читающие стихотворения.

1-й ведущий. Сейчас перед нами пройдёт поэтическая исповедь поколения, принявшего на свои плечи всю тяжесть военной страды. Из студенческих аудиторий они бесстрашно шагнули в полымя великой войны. Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Среди них – Павел Коган.

2-й ведущий. При жизни Павел не опубликовал ни строчки. Он был убит под Новороссийском, где возглавлял группу разведчиков.

Чтец. Стихотворение П.Когана “Есть в наши дни такая точность…”

1-й ведущий. Николай Майоров.

3-й ведущий. Разведчик Николай Майоров погиб в 1942 году под Смоленском, не дописав стихотворения, не дождавшись книги своих стихов, не окончив университета.

Чтец. Стихотворение Н.Майорова “Нам не дано спокойно сгнить в могиле…”

1-й ведущий. Михаил Кульчицкий.

2-й ведущий. Михаил, убитый в 1943 году под Сталинградом, представлял, что счастье

это царство ума и хороших стихов.

Чтец. Стихотворение М.Кульчицкого “Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник…”

1-й ведущий. Семен Гудзенко.

3-й ведущий. Во время Великой Отечественной войны стихи Гудзенко печатались как дневник военных действий.

Чтец. Стихотворение С.Гудзенко “Моё поколение”.

1-й ведущий. Алексей Фатьянов, прошедший всю войну и награждённый за мужество, подарил современникам тёплые песни, рассказывающие о солдатском житье-бытье: “Соловьи”, “Давно мы дома не были”, “На лесной поляночке”, “Где же вы теперь, друзья-однополчане” и другие.

2-й ведущий. А Михаил Исаковский, автор известнейшей “Катюши”, и не предполагал, как его песня понравится солдатам.

3-й ведущий. Илья Френкель в годы войны написал “Давай закурим!”. Стихотворение согревало сердца, уставшие от боёв, оно стало популярнейшей песней, её поют и до сих пор.

1-й ведущий. Без всех этих песен мы тоже не праздновали бы победы!

Песенное попурри:

  • Соловьи” (сл. Фатьянов В., муз. Соловьёв-Седой В.),
  • “Синий платочек” (сл. Максимов М., муз. Петербурский Е.),
  • “Катюша” (сл. М.Исаковского, муз.),
  • “Тёмная ночь” (сл. Агатов В., муз. Богословский Н.),
  • “Потому что мы пилоты” (сл. Фатьянов В., муз. Соловьёв-Седой В.),
  • “Орлёнок”. ( Под аккомпанемент баяна или гармошки).

Появляются Главный Буржуин и Буржуины.

Главный Буржуин. Ну, что, буржуины, добились вы победы?

Буржуины. Нет, главный Буржуин. Мы отцов и братьев разбили, и совсем наша победа была…, да примчался к ним на подмогу Мальчиш Кибальчиш! И никак мы с ним не справимся.

Главный Буржуин. Может ли быть, чтобы не справились с Мальчишом? Ах, вы, негодные трусищи-буржуищи! (Замахивается кулаком). Как это вы не можете разбить такого маловатого? (Буржуины опускают головы. Главный Буржуй ходит туда-сюда). Убирайтесь отсюда и не возвращайтесь назад без победы.

Буржуины уходят и возвращаются с Мальчишом

Главный Буржуин (задумчиво). Мы погубим этого Мальчиша. Но пусть он сначала расскажет нам свою Военную Тайну. Отчего, Мальчиш, бились с Красной Армией сорок Царей да сорок Королей, бились, бились, да только сами разбились?

Отчего, Мальчиш, и все тюрьмы полны, и все каторги забиты, и все жандармы на углах, и

все войска на ногах, а нет нам покоя ни в светлый день, ни в тёмную ночь! (Мальчиш хмурится)

Нет ли, Мальчиш, проклятый Кибальчиш, у Красной Армии военного секрета? (Наступает на Кибальчиша). Нет ли тайного хода из вашей страны во все другие страны, по которому, как у вас кличут, так у нас откликаются, как у вас запоют, так у нас подхватывают, что у вас скажут, над

тем у нас задумаются? (Мальчиш смеётся). Молчать!! (Смотрят друг на друга).

Мальчиш. Хорошо, я скажу! Есть и могучий секрет у крепкой Красной Армии. И когда бы вы не напали, не будет вам победы! Есть и неисчислимая помощь, и сколько бы вы в тюрьмы ни кидали, всё равно не перекидаете, и не будет вам покоя ни в светлый день, ни в тёмную ночь! Есть и глубокие тайные ходы. Но сколько бы вы ни искали, всё равно не найдёте. А нашли бы, так не завалите, не заложите, не засыплете. А больше я вам ничего не скажу, а самим вам, проклятые, и ввек не догадаться! Тьфу! (плюёт в буржуинов, они хватают его за руки).

Главный Буржуин (нахмурившись). Сделайте же, буржуины, этому скрытному Мальчишу-Кибальчишу самую страшную муку, какая только есть на свете, и выпытайте от него Военную Тайну, потому что не будет нам ни житья, ни покоя без этой важной тайны. (Все уходят).

Чтец. Стихотворение А.Твардовского “В пилотке мальчик босоногий…”

Появляются Буржуины с Главным Буржуином

Буржуины. Нет, главный Буржуин, не сказал он нам Военной Тайны, такое уж у него твёрдое слово. А когда мы уходили, то опустился он на пол, приложил ухо к тяжёлому камню холодного пола. И ты, поверишь ли, о Главный Буржуин, улыбнулся он так, что вздрогнули мы, Буржуины! И страшно нам стало, что, не услышал ли он, как шагает по тайным ходам наша неминуемая погибель!

Главный Буржуин (мечется в бешенстве). О, что это за страна?! Что это за непонятная страна, в которой даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат своё твёрдое слово? Погубите же, Буржуины, этого гордого Мальчиша! Заряжайте пушки, раскрывайте знамена! Видно, будет у нас сейчас не лёгкий бой, а тяжёлая битва.

Автор. И погиб Мальчиш-Кибальчиш… Как громы, загремели боевые орудия. (Звук). Как молнии, засверкали огненные взрывы. (Свет). Как ветры, ворвались конные отряды! (Топот).

Это наступала Красная Армия. И в страхе бежал Главный Буржуин!

Главный Буржуин (в смятении). Будь проклята эта страна с её удивительным народом, с её непобедимой Красной Армией и неразгаданной Военной Тайной. (Убегает с громким криком).

Звучит мелодия песни “День Победы”.

2-й ведущий. Стихотворение А.Твардовского “Я знаю, никакой моей вины…”

3-й ведущий. Годы идут, и уходят из жизни герои.

1-й ведущий. Мы в неоплатном долгу перед солдатами Великой Отечественной войны.

2-й ведущий. Ребята, поспешите и расспросите своих бабушек и дедушек об этом страшном времени. А пройдёт лет 10-20, и вы сами будете рассказывать своим детям и внукам о годах Великой Отечественной войны и о бессмертном подвиге советских солдат, освободивших весь мир от чёрной чумы.

Список использованной литературы.

  1. Астафьев В. Звездопад./ Астафьев В. Военные страницы: повести и рассказы.– М.: Мол. гвардия, 1986.
  2. Гайдар А. Военная тайна./ Гайдар А. Избранное: Повести и рассказы. – Алма-Ата: Жалын, 1983.
  3. Тема “День Победы”. / Сгибнёва Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10 – 11 классах. (Серия “Сердце отдаю детям”). – Ростов н / Д: “Феникс”, 2003.
  4. Час мужества (стихи военных поэтов). / Антология русской поэзии и прозы. XX век. Ч.II. (В помощь учащимся 11 класса) / Сост. Г.Г.Гольдштейн, Н.С.Орлова. – М.: Издательский дом “Круглый год”, 1994.