Логопедические занятия на тему: "Дифференциация букв п—т"

Разделы: Начальная школа


В последние годы в письменных работах учащихся мы все чаще встречаемся с ошибками, которые специалисты называют графическими. К ним относятся недописывание элементов буквы или наращивание лишних, смешение букв, сходных по оптическим или кинетическим характеристикам, зеркальное письмо. Такой вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи детей. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит и не чувствует разницы в начертании оптически и кинетически похожих букв.
У большинства учащихся по мере овладения процессом письма графические ошибки обычно вскоре исчезают сами собой. Однако у некоторых детей такие нарушения письма имеют устойчивый характер и требуют специальной коррекционной работы.
Данная разработка представляет собой блок из двух занятий по коррекции одного из видов графических ошибок – нарушения различения букв пт. Эти буквы имеют кинетическое и оптическое сходство, вследствие чего их часто смешивают в своих письменных работах учащиеся с недостаточно сформированными пространственными представлениями и затруднениями динамической и кинетической организации движений.
Главной целью представленного блока занятий является закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для достижения этой цели включаются все анализаторы, согласованная работа которых обеспечивает процесс письма: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный
Представленные занятия разработаны для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 7 – 8 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.

1-е занятие

Тема: Дифференциация букв пт.

Цели:

  • совершенствование навыков дифференциации букв п – т, имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительно-пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • совершенствование способности к переключению внимания;
  • воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование:

  • рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
  • “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
  • карточки-опоры с буквами п (Рисунок 5), т (Рисунок 6);
  • карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
  • индивидуальные зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Уточнение пространственных взаимоотношений.

  • Положите тетрадь в правый дальний угол стола.
  • Кто сидит справа от тебя?
  • Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)
  • Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).
  • Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).

Рисунок 1

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 2

II. Работа по теме.

1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г)

Рисунок 3

Рисунок 3

– Какая буква лишняя? Почему? (Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая.)

Рисунок 4

Рисунок 4

– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г)

– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая.)

– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г)

– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая.)

Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.

2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфепу”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляпь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”

– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т? (Да)

– Давайте научимся их различать.

3. Дифференциация букв п – т (Рисунки 5, 6).

Рисунок 5

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 6

Логопед: У буквы п две (пара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т три ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей карточки? (Рисунок 7)

Рисунок 7

Рисунок 7

Дети: Две. Пара.

Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?

Дети: п.

Учащиеся обводят палочки как букву п. Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т.

4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).

  • Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).
  • Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
  • Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.

Общее: согласные, глухие, взрывные, мгновенные.

Разное: место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).

IV. Физминутка

Заучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).

Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3
п п т п т т п т т п п т

6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.

па – та
по – то
пу – ту
ты – пы
ап – ат
ип – ит
еп – ет
яп – ят

– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные)

– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами.)

7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т.

IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

    • Какие планеты вы знаете?

8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).

Каток, сапог, новости, копейка, спелый, салют

– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.

– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.

9. На доске записаны слова с пропущенными буквами

___ ачка

с ___ ал

___ ара

– Сколько слов записано на доске?

– Прочтите их вставив буквы п или т.

– Кто увидел здесь шесть слов?

Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)

V. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

– Чем отличаются звуки [п] и [т]?

Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

2-е занятие

Тема: Дифференциация букв п – т.

Цели:

  • закрепление навыков дифференциации букв п – т , имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительного гнозиса;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование:

  • карточки-опоры с буквами п , т;
  • карточки с буквами п, я, т, ь;
  • предметные картинки (ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Логопед: “Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся со звука [п].”

II. Повторение.

На доске вразброс прикреплены 4 буквы: т, ь, я, п.

– Составьте из этих букв слово. (Пять)

– Назовите согласные из этого слова. (П, т)

– Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, взрывные, в данном слове мягкие, имеют парные твердые звуки)

– Чем отличаются эти звуки? (Местом преграды: [п] – сомкнутые губы, [т] – кончик языка упирается в верхние передние зубы)

– Показываем различие в артикуляции звуков [п] и [т] с помощью пальцев ведущей руки.

– Как называются буквы, обозначающие звуки [п] и [т]? (Пэ и тэ)

– Чем они похожи? (Они состоят из одинаковых элементов)

– Чем они отличаются? (У буквы п – две (пара) ножек, а у буквы т – три)

Вывод: буквы похожи по написанию, поэтому, чтобы их не путать, запоминаем “опоры”:

  • звук [п] – “взрываются” губы; буква п – пара элементов (ножек);
  • звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки);

III. Работа по теме.

1. Зашифровываем слова: вместо слова со звуком [п] рисуем в тетрадях две палочки (II), а вместо слова со звуком [т] – три палочки (III). Между словами ставим запятые.

Логопед диктует: программа, таракан, салфетка, спички, поставил.

Запись в тетради выглядит так: II, III, III, II, II III.

– Сколько слов мы зашифровали? (Пять)

– Сколько значков записали? (Шесть)

– Почему? (В последнем слове были звуки и [п] и [т].)

– Вспомните зашифрованные слова, опираясь на количество палочек: II п , III т.

– Какое слово лишнее? (“Поставил” – во-первых, в нем есть и звук [п], и звук [т], и, во-вторых, это слово глагол, а остальные существительные)

– Обведите палочки так, чтобы получились зашифрованные буквы.

2. Работа с картинками ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье.

– Расставьте на наборном полотне картинки в два ряда – по наличию в слове звука [п] или [т].

– Почему картинку “платье” ты поставил в третий ряд? (Потому что там есть и звук [п], и звук [т])

– Какая картинка лишняя? Почему? (Утка. Это птица, живое существо, остальные картинки – это неодушевленные предметы)

Логопед убирает картинки или закрывает их.

– Вспомните картинки, в названии которых был звук [п]. (Полка, лампа)

– Вспомните картинки, в названии которых был звук [т]. (Утка, ботинки; тетрадь – здесь два звука [т])

– Какое слово мы не назвали? (Платье)

3. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы П или Т.

. ихонов . е . я
. е . рова . аня
. е . ухова . амара
. имошенко . авел
. ихомиров . оля

– Что это за словосочетания? (Это имена и фамилии людей)

– Как пишутся имена и фамилии людей? (С большой буквы)

– Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы П или Т (опоры те же – у заглавной буквы П пара ножек, у заглавной буквы Т три ножки).

IV. Физминутка.

Потягушечка

Потягуну-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся
Маленькими не останемся!
Вот уже растём, растём, растём!

4. Спишите предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу.

Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка).

Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).

5. Графический диктант.

Перед учащимися ставится задача выделять на слух только звуки [п] и [т]. Слова, не содержащие этих звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если один звук встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Каждое предложение записывается с новой строки, потому что в такой записи нет заглавных букв и точек.

Материал для диктовки

В парке растут старые тополя.
Потухло пламя костра.
Потолок потемнел от сырости.
Летят перелётные птицы.
Тетерева падали в снег и прятались там от мороза.

Запись в тетради

–   п    т т    т    т п
п т    п    т
п т    п т    т    т
т т    п т    п т
т т    п  –  –  –  п т    т    т  –

Коллективная проверка выполнения задания.

IV. Итог занятия.

– Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т.)

– Чем отличаются буквы п и т ?

– Чем отличаются звуки [п] и [т]?

Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т, проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

Материал для проверки

Для проверки усвоения темы “Дифференциация букв пт” можно дать следующее задание.

– Прочитайте текст. Устно ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти.

(Логопед пишет на доске слова ПРИГОТОВИТЬСЯ и ПЛАСТМАССОВАЯ с пропущенными буквами п и т. После того, как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем ученики еще раз читают текст и пишут его по памяти.)

Утром в класс пришёл доктор и сказал, что завтра ребятам будут делать уколы под лопатку. Надо приготовиться.
На другой день Виталик принёс с собой пластмассовую лопатку.

Вопросы:

– Правильно ли Виталик понял доктора?

– Почему вы думаете, что он не понял доктора?

Литература:

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., “Педагогика”, 1977

2. Волина В.В. Учимся играя. – М., “Новая школа”, 1994

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., “М и М”, 1997

5. Под редакцией Левиной Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., “Просвещение”, 1965

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., “Владос”, 1995

7. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., “Аркти”, 2000