Возможности стратовой организации обучения на уроках математики

Разделы: Математика


Я живу в небольшом городе и работаю в обычной общеобразовательной школе. В педагогической литературе такие школы в последнее время называют адаптивными школами. В одном классе занимаются абсолютно разные по своим математическим способностям дети: одни сходу решают нестандартные задачи, другие, по разным причинам, с большим трудом осваивают минимальный стандарт. И те, и другие требуют одинаковой заботы. Как быть? Развести по разным классам? Но ни дети, ни родители не хотят этого. Да и зачастую тот, кому не дается математика, абсолютно уверенно чувствует себя на других уроках.

Изучив возможности разных способов дифференцированного обучения, мы остановились на стратовой организации обучения, применив ее на уроках математики сначала в параллели пятых, а затем и шестых классов.

Термин “страта” был введен русским социологом и философом Питиримом Сорокиным и обозначает группу людей, объединенных по способу и времени усвоения и переработки информации. Суть “стратового” обучения состоит в следующем: при сохранении основных академических групп - классов происходит распределение учащихся в рамках одной параллели на несколько страт по предмету. При этом предмет преподается во всех стратах по единой программе, но с различной глубиной и скоростью освоения материала. На каждую тему выделяется одинаковое количество часов, однако уровень сложности заданий, предлагаемых учащимся, соотносится с их возможностями. Обучение мы ведем по учебнику Н.Я.Виленкина, на наш взгляд, в данном учебнике учтены образовательные запросы разных категорий учащихся.

Разделение на страты производится в интересах учащихся на основании индивидуальных свойств, способностей и уровня математической подготовки детей. При формировании страт учитывались: экспертные оценки педагогов выпускных классов начальной школы; результаты диагностики сформированности общеучебных умений и навыков выпускников начальной школы <Рисунок 1>;

рекомендации психологической службы школы по результатам диагностики учащихся выпускных классов начальной школы на сформированность основных познавательных способностей, востребованных при переходе из начальной школы в среднее звено (при обследовании использовался групповой интеллектуальный тест /ГИТ/, разработанный Дж. Ванной и адаптированный М.К.Акимовой в 1993 году) <Рисунок 2>;

пожелания учеников и их родителей <Рисунок 3>.

На основании полученных данных были сформированы страты: из трёх классов – четыре группы. Численное соотношение учащихся различных страт следующее: по 30% учащихся в третьей и четвёртой стратах, 25% - во второй, 15% - в первой. Такое соотношение подчиняется следующему общему принципу: чем меньше проблем у детей в обучении и чем выше их учебная мотивация, тем больше может быть количество учеников. Проблемные дети требуют большей индивидуальной поддержки.

Структура страт является гибкой – по истечении каждой учебной четверти возможен переход ученика от одной страты в другую в соответствии с его учебными достижениями и интересами.

Перевод учащихся из страты в страту осуществляется на основе:

успешности освоения программы по предмету и желания ребенка изучать этот предмет на более (или менее) глубоком уровне;

необходимости устранить пробелы в знаниях, обусловленные длительными пропусками по болезни (перемещение вниз);

явных признаков переутомления ребенка при обучении в рамках данной страты независимо от успеваемости (перемещение вниз);

недостаточной для конкретного ученика нагрузки при обучении в рамках данной страты независимо от интереса к изучению предмета (вверх);

объективно неблагоприятных взаимоотношений ребенка с учителем данной страты или учениками (перемещение вверх или вниз по желанию ребенка).

Решение о переводе учащегося из одной страты в другую принимает педагогический консилиум в конце каждой четверти. При необходимости приглашаются родители учащихся для обсуждения перспектив возможного перевода. При этом перемещение ребенка в более низкую страту рассматривается не как шаг назад, а как стартовая площадка для успешной учёбы.

Работа учителя в рамках стратовой системы отличается от работы в гетерогенном (разноуровневом) классе. В рамках одной страты объединены учащиеся примерно одного уровня обучения, темпа усвоения информации и мотивации к изучению математики. При планировании урока в стратовой системе основное внимание уделяется выбору оптимального для данной страты соотношения объема информации и количества упражнений, необходимых для ее усвоения и закрепления.

Чем ниже уровень страты, тем больше планирует учитель упражнений на непосредственное усвоение информации.

Чем выше уровень страты, тем больше внимания уделяется заданиям, связанным с применением полученной информации в новой, незнакомой ситуации или обсуждению теоретических аспектов изученного, шире используются фронтальные методы работы в сочетании с заданиями, требующими познавательной самостоятельности учащихся.

При работе в различных стратах идет опора на разные типы мышления. В стратах низкого уровня широко используются наглядность, практические и бытовые представления учащихся, ход рассуждения от частного к общему. В стратах высокого уровня учитель опирается на умение учащихся устанавливать логические связи, усваивать и формулировать научные понятия, чаще применяется ход рассуждения от общего к частному. Чем ниже страты, тем более простой и образный язык должен использовать учитель.

Внедрение в учебный процесс стратовой организации обучения потребовало разработки тематических разноуровневых контрольно-измерительных материалов, позволяющих отслеживать продвижение в развитии каждого ребенка. <Рисунок 4>. Но ориентиром остается единый образовательный стандарт: каждое учебное полугодие завершается единой для всех страт контрольной работой: мы, наши ученики, их родители должны реально представлять, насколько успешно идет усвоение учебного материала.

Успешность нововведения в большой степени зависела от согласованности действий всех педагогов, занятых в стратовом обучении. Важно было правильно подобрать кадры. Работа в стратах низкого уровня требует высокого методического мастерства, умения работать с учащимися, имеющими трудности в обучении и несформированную учебную мотивацию, владения методами коррекционно-развивающего обучения. Работа в высшей страте требует от учителя более глубокого знания своего предмета и одновременно более широкой эрудиции, способности разрабатывать творческие задания. Важно было, чтобы все четыре педагога одинаково заинтересованно отнеслись к проблемам каждого ребенка параллели.

Прошло полтора года с тех пор, как мы обучаем детей в стратах. Мы подводим первые результаты и изучаем перспективы стратовой организации обучения уже на уроках алгебры и геометрии.

Учебные успехи наших детей удовлетворяют и нас, и родителей. Нет неуспевающих. 79% пятиклассников завершили учебный год с повышенными отметками по математике. В этом году уже 60% шестиклассников называют математику своим любимым предметом. С удовольствием участвуют в школьном интеллектуальном марафоне и игре-конкурсе “Кенгуру – математика для всех”. 96 % родителей предлагает продолжить практику стратовой организации обучения и далее. Их особенно удовлетворяет, что сохраняются классы как уже сформировавшиеся ученические коллективы, и, в тоже время, обеспечивается дифференцированная поддержка каждого ученика.

Введение стратового обучения оказывает положительное влияние и на другие аспекты школьной жизни. Внутри страт создаются новые межклассные коллективы, это способствует объединению учащихся всей параллели, облегчает адаптацию ребенка к условиям основной школы, обеспечивает психологический комфорт. Шестиклассники активно взаимодействуют во внеклассных мероприятиях, дружат, соперничество не выливается в конкуренцию.