План-конспект урока по психологии в 6-м классе: "Моя индивидуальность"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • обобщить понятие “индивидуальность”,
  • учить находить в себе главные индивидуальные черты,
  • определять свои личностные особенности,
  • учить видеть индивидуальность в окружающих.

Задачи:

Обучающие:

  • дать представление о понятии “индивидуальность”,
  • показать, что каждый человек является индивидуальностью.

Развивающие:

  • развитие интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих,
  • развитие коммуникативных качеств личности,
  • развитие толерантности, эмпатии.

Воспитывающие:

  • воспитание внимательного отношения к окружающим, их внутреннему миру.

Форма проведения – тренинг.

Структура занятия:

  1. Разминка – 5 мин.
  2. Введение в основную тему занятия – 25 – 30 мин.
  3. Рефлексия – 5 мин.

Ход занятия.

  • Все учащиеся сидят в кругу, для передачи по кругу используется “волшебный микрофон”.

I Разминка.

  • “У меня лучше всего получается…” (все учащиеся продолжают фразу по кругу).

- Чему бы вы хотели научиться у других?

II Введение в основную тему занятия.

1. “Все мы – некоторые – один я”:

  • Встаньте те, кто сегодня чистил зубы (выбирается признак общий для всех).
  • Встаньте те, у кого длинные волосы (выбирается признак присущий некоторым).
  • Встаньте те, кто в красной кофте (выбирается индивидуальный признак).

- Посмотрите, некоторые качества присущи всем; а некоторые только одному человеку. Качества, присущие только одному человеку называются индивидуальными.

2.Чтение и обсуждение сказки “Фея” (эта сказка посвящена актуальным для подросткового и юношеского возраста вопросам – самоопределения и определение своего места в жизни, вопрос, на который отвечает каждый человек в этом возрасте: “Кто Я?”, героиня сказки ещё не ответила на этот вопрос, не смогла найти своё место в жизни, поэтому у сказки открытый финал) [1]

Сказка о забывчивой Фее.

Жила – была Фея, такая забывчивая, что она забывала не только, как её зовут, но и то, что она – Фея. Однажды утром Фея вышла из дому и подошла к цветущему лугу. “Здравствуй, Цветок”, - обратилась она к колокольчику.

Колокольчик сразу обрёл голос и ответил Фее: “Здравствуй, Цветок!”. (Дело в том, что цветы знают только о цветах. Может быть, ещё немного о бабочках и пчёлах, но имена они дают только цветам.)

И Фея стала цветком. Вместе с другими цветами она радовалась солнцу и летнему дождику, ждала росы и улыбалась ветерку. Она разговаривала с другими цветами, и они охотно ей отвечали, ведь они обретали способность говорить тогда, когда к ним обращалась Фея. Но приближалась осень. Цветы стали увядать, уходить в землю, рассеивать семена. И Фея поняла, что она не цветок.

На лугу паслись олени.

“Кто вы?” – спросила Фея.

“Олени, конечно, как и ты, - ответила Фее олениха с прекрасными тёмными глазами. (Дело в том, что олени не замечают в жизни ничего, кроме своего стада и зелёной травы. Знают они, конечно, и о волках, но имена дают только оленям.) – Мы очень красивы, мы счастливы на этом зелёном лугу!”

И Фея стала оленем. Вместе с другими оленями она пила прозрачную воду из ручья, грелась на солнце, наслаждалась зелёной травой и тенью деревьев в полдень. Наступила зима. Оленье стадо ушло в горы. Они скакали по склонам, пили воду из водопадов.

И Фея поняла, что она не олень. Она жила среди камней, и камни становились поющими и драгоценными. Она жила среди рыб, и рыбы становились золотыми и говорящими. Сейчас она живёт среди облаков.

Эта сказка не окончена. Сказка продолжается.

Вопросы для анализа сказки:

  • Следовало ли Фее жить среди цветов и оленей?
  • Как вы думаете, чем должна быть закончена сказка?
  • Что значит “жить не своей жизнью”? Легко ли человеку, если он живёт “не своей жизнью”?
  • Что значит “быть самим собой”?
  • Как вы понимаете слова “найти своё место в жизни”?
  • Что значит “быть индивидуальностью”?

3. “Мой портрет в лучах солнца”.

Каждый ученик рисует на листочке солнце, в центре пишет своё имя, на лучиках – несколько своих положительных качеств характера, после этого листочек передаётся по кругу, каждый должен написать, что ему нравится в этом человеке. Это будет ответ на вопрос “Почему я заслуживаю уважение?”

4. “Незаконченные предложения” (все учащиеся продолжают по очереди):

  • Я как цветок, когда…
  • Я как кошка, когда…
  • Я как ветер, когда…
  • Были ли одинаковые ответы в группе? О чём это говорит?

5. “Ассоциации”.

Один участник выходит за дверь, в классе загадывается один из оставшихся учеников, заходит ведущий и задаёт вопросы:

- С каким деревом (цветком, сказочным героем, маркой автомобиля…) ассоциируется загаданный человек?

По ответам учащихся ведущий должен отгадать, кого же загадали.

III Рефлексия занятия:

  • Что узнали нового на занятии? Что поняли на занятии?
  • Что понравилось на занятии? Что не понравилось?

Литература.

1. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003 г.