Занятия в музыкальном кружке "Музыкальная культура и традиции народов Поволжья". Урок музыки с беседой о здоровье

Разделы: Музыка


После падения Волжской Булгарии городская культура булгар не угасла, а наоборот со временем получила новый виток развития, так как использовала труд и знания, традиции и материальные ресурсы покоренных стран, и это обеспечило быстрый рост их новых городов, ставших за несколько десятилетий крупнейшими торговыми и ремесленными центрами средневековья. Начиная с хана Берке, в Золотой Орде официально был принят ислам. Активизировались переписка книг, литературное творчество, открывались мечети, школы, библиотеки...

В период Казанского ханства сложились благоприятные условия для развития духовной культуры, развивались наука, архитектура, искусство, художественные ремесла. Подлинного расцвета достигает литература, поэзия. Выдвигается ряд крупных писателей, поэтов. С этого периода начинается новая волна взаимопроникновения восточной и татарской культур. Через крымских татар, кавказских мусульман широкое распространение среди татар-мусульман получает турецкая литература, поэзия. Именно в то время популярностью пользуется книга "Мухаммадия" турецкого поэта Челяби (1449), которая стала учебным пособием в татарских школах. (Показ книги).

Казань продолжает традиции пропаганды и распространения ислама среди народов Волго-Камья: строятся мечети, формируются кадры духовенства. Еще активнее развивается традиция книжного пения: слагаются новые бэиты, посвященные пережитым трагическим событиям, мунаджаты. Высокого уровня достигает в то время музыкальное искусство, вокальное и инструментальное исполнительство. Об этом свидетельствуют письменные памятники тех лет. Из русских летописей узнали, что вместе с послами в Москву часто ездили певцы и музыканты. Музыкальная культура зависела не только от разных религий – языческой и мусульманской. Не было единой духовной культуры и среди мусульманского населения, состоящего из различных социальных “страт” – "феодальной" и "ясачной". Во многих письменных памятниках средневековья часто говорится о функционировании в быту феодальной знати оркестров, при этом перечисляются музыкальные инструменты: быргу, тыйбл, кэрнэй, бэрбэт, кобуз, кунгругу, куру, най, саз, сурнай, уд, чэчэнэ... Расцвету Искусства в Казанском ханстве способствовали эстетические вкусы и художественные интересы крупных феодалов, среди которых некоторые и сами являлись творческими личностями. Например, казанский хан Мухаммед Эмин был прекрасным поэтом, уделял большое внимание развитию искусства, приглашал музыкантов, художников, певцов из других мусульманских стран. По его приглашению в Казань приезжал крупнейший музыкант Востока Шади Гуди, он был наставником молодых казанских музыкантов, обучал их особенностям вокального мастерства, игре и импровизации на музыкальных инструментах. В музыкальной культуре Востока и Казани четко устанавливается народная и профессиональная музыка. Роль профессиональных певцов и музыкантов в быту казанцев настолько была велика, что их образы получили отображение в литературных памятниках того времени. Это подтверждает развитие устно-профессионального творчества, как в вокальной, так и в инструментальной музыке.

Постепенно напевы книжной традиции стали исполняться по-разному. Если один певец предпочитал спокойный тон исполнения песни, то другой стремился к более эмоциональному исполнению, внося элементы распевности. Каждый долгий звук имеет ритмический орнамент, то есть образует вокализ. Напевы становились все более лиричными, смягчались, постепенно формируя такой песенный жанр, как озын кой (протяжная песня), где мелодия повествует "боль души". Это наиболее ярко проявилось в песенной лирике мусульманского населения Казанского ханства, а затем казанских татар, мелодика озын кой казанских татар (в отличие от мусульман других регионов) отличается особой плавностью, текучестью и непрерывностью мелодического развития. Обилие распевов придает пластичность, гибкость, "узорчатость" мелодической линии.

В свою очередь свободная, распевная, независимая от слова мелодия уничтожила речитацию, свойственную книжной традиции мусульман. Озын кой казанских татар – вершина музыкальной экспрессии, где распевы отдельных слогов являются результатом творческой фантазии певца. Такое исполнение полностью соответствовало лирическим сказаниям, размышлениям героя о думах, чаяниях народа, его скорбь, надежды, переживания, мечты. Поэтому мелодика неторопливая, замедленная.

Некоторые певцы при исполнении распевов достигали удивительного совершенства. И эта традиция не утратила своей силы по сей день. Примером тому служит искусство таких певцов, как Ильгама Шакирова, Альфии Афзаловой, Хайдара Бегичева, Зили Сунгатуллиной и др. Исполнение песен и, особенно, распевов этими певцами удивляет современников своим мастерством. Послушайте произведение "Эллуки" в исполнении Ильгама Шакирова. (Слушаем). Опишите услышанное произведение, охарактеризуйте распевы. (Ответы детей, разучивание).

Домашнее задание. Нарисовать картину родной природы.

Музыкальное искусство татарского народа

Цели:

  1. Показать значение музыки для любого народа.
  2. Ввести понятие “традиционность”.
  3. Расширять музыкальный кругозор детей.

Каждый народ на протяжении своей долгой истории создает только ему присущие песни, танцы, мелодии и ритмы. Характер этих мелодий тесно связан с образом жизни народа, видом трудовой деятельности, его темпераментом и эстетикой.

Музыка, пение сопровождают человека с первых дней жизни, когда над его колыбелью поются колыбельные напевы. Нас окружает самая разнообразная музыка, как старинная, существовавшая еще в незапамятные времена, так и созданная в наши дни композиторами. Песни и мелодии, которые передаются из поколения в поколение и бытуют в широких слоях населения, называются народными. Их подлинных авторов уже никто не помнит. Народные певцы обычно говорят, что свои песни они усвоили от бабушек. Народная песня, зародившись в устах отдельного лица, совершенствуется последующими поколениями певцов и музыкантов. Но не всякая индивидуальная песня становится народной. Чтобы стать подлинно народной, она должна быть близкой и понятной, соответствовать традициям народа. Традиционность – это верность издавна сложившимся традициям, она является важнейшей чертой народной музыки. В понятие народная музыка у всякой нации входит песня, мелодия, музыка, исполняемая на музыкальных инструментах. Другими словами вокальная и инструментальная музыка. Вокальная (в переводе – голосовая) включает в себя слово, поэзию и музыку, мелодию и бытует в форме народного пения, а инструментальная – музыка без пения, игра на инструменте. Возможно и вокально-инструментальное искусство, когда певца сопровождает игра на музыкальном инструменте и даже на нескольких инструментах.

Прослушайте и скажите, в каком из фрагментов музыка вокальная, а в каком инструментальная? (Слушают).

Как сделать, чтобы получилась вокально-инструментальная музыка? (Ответы детей). Правильно, нужно чтобы песня звучала с аккомпанементом.

На земном шаре живут тысячи народов, каждый из которых имеет свой разговорный язык, часто и музыка их бывает различной... Послушайте татарскую народную песню и русскую народную песню. Похожи ли они? (Слушание "Туган тель", "Во поле береза стояла". Ответы детей). Исследования ученых показывают, что в музыке различных народов немало и общих черт, то есть язык музыки более интернационален – понятен всем народам. Как известно, татары, марийцы, чуваши существенно отличаются по языку, но если внимательно вслушаться в их музыку, то нетрудно почувствовать и некоторое сходство. Очень интересный факт! Такие вопросы изучает наука, называемая этномузыкология, или музыкальная этнография (этнос – по-гречески народ, логос – учение, графия – описание), то есть наука о народной музыке.

Наука о музыке очень древняя, уже древние греки создали различные музыкальные теории. Даже математик Пифагор создал теорию музыкального строя...

Почему же у разных народов разная музыка? (Ответы детей).

В Древности музыка была не развлечением, а необходимой составной частью жизни. Музыкальное искусство является величайшим памятником духовной культуры и истории народа. Жизнь общества, с ее постоянной изменчивостью, всегда служила движущей силой развития музыки и особенно пения, интонирования. Без пения не обходится "ни примитивная религия, ни мораль", ни зачатки философии или истории – этой коллективной памяти племени, без него не существует поэзия. Поэтому каждая эпоха, вырабатывает определенные "звукокомплексы", которые социально осмысляются, отшлифовываются народно-музыкальной традицией.

Временные рамки татарской народной музыки охватывают почти тысячелетний период, на протяжении которого происходила сложнейшая трансформация (этническая, культурно-историческая, лингвистическая). Именно это обстоятельство послужило причиной тому, что уже в Волжской Булгарии сложились различные культуры (языческая и мусульманская), которые развивались параллельно и самостоятельно, а в ряде регионов – синтезируясь между собой.

В селах, где основным занятием населения являлись земледелие, скотоводство, повседневный быт подчинялся годовому земледельческому кругу с его сезонной периодичностью. В фольклоре народов нашего края сохранились очень древние обряды, связанные с пением и игрой. Танец, музыка и пение существовали как единое целое в обряде. Музыкальный фольклор выполнял преимущественно материально-практическую функцию: "...встречи и проводы времен года, заклинания дождя, величание хлеба, свадьбы и похороны – все связано воедино: природа, хозяйство, люди, музыка, обряд... Крестьянин в своих обрядах, заклинаниях стремился задобрить суровые силы природы. Различными песнями, игрой вызывал дождь, его искусство (пение, игра) были направлены на то, чтобы умилостивить природу. Это относится не только к татарскому народу, а имеет отношение ко всем народам.

Послушайте песню "Яз килэ" (тат. "Весна идет"). Похожа она на заклинание природы, на встречу весны? (Ответы детей). Мы сейчас с вами выучим эту песню. (Разучивание песни с движениями).

Христианизация, начавшаяся с XVI века, способствовала консервации некоторых древнейших черт языческой культуры. Отдельные обычаи, календарные песни были переориентированы под влиянием русских календарных праздников: в быт кряшен стали внедряться такие праздники, как Святки, Масленица, Семик, Троица... Эти особенности проявились в образовании определенных типов ритмической и ладоинтонационной формульности, исполнительской артикуляции, заметно отличавшихся от музыки язычников.

Среди мусульман Волго-Камья широкое распространение получил суфизм, центральная идея которого состоит в слиянии человека с Богом, в подавлении в себе мирских желаний и потребностей. Такое состояние может быть достигнуто только с помощью "зикра" (от арабского закара – упоминание). Суфии, в отличие от других сторонников ислама, оценили значение музыки и влияние ее на человека, на его эмоции, особенно в сочетании с ритмическими движениями. Уже в ранний период своей деятельности суфии стали включать в свои ритуалы музыку и танцы, чтобы вызвать исступленно восторженное состояние, уводящее молящегося от этого "грешного мира в мир чистых чувств и любви к Аллаху".

Обряды зикра распространялись и среди булгар-мусульман и среди населения Казанского Ханства. В Казани того времени были распространены громкие зикры, включавшие специальные танцевальные, песенные, сольные и ансамблевые инструментальные виды музицирования, но с присоединением Казанского ханства к Русскому государству и в связи с потерей роли Казани, как столицы ханства, этот ритуал с участием профессиональных музыкантов, певцов и танцоров исчез. До нас дошли зикры, состоящие лишь из бесконечного произношения имени Бога (Аллах акбар), с использованием четок (тасбих) для отсчета повторений.

В своих произведениях поэты-суфии воспевали мистическую любовь к Богу. Возвышенную любовь к Богу они отождествляли с реальной человеческой любовью. Когда поэт-суфий писал о пламенной любви к возлюбленной, о страданиях любви или разлуки, он тем самым выражал свое отношение к Богу, если даже в сочинении нет ни единого упоминания о нем. Поэтому песенно-любовная лирика татар (особенно казанских) имеет много высокопарных обращений, поэтических сравнений.

Домашнее задание. Сделать сообщение о календарно-обрядовых традициях татарского народа.

Древняя история чувашей

В разное время учеными были выдвинуты различные теории происхождения чувашей – то от хазар, то от буртасов, то от гуннов, то от финно-угров, то от древних авар, то от волжских болгар, то от шумер и т. д.

  1. Основу чувашского народа (этноса) составляет местное финно-угорское (марийское) население, испытавшее сильное культурное и особенно языковое влияние со стороны пришлых тюрко-язычных болгаро-суварских племен.
  2. Как этнос, чуваши сформировались главным образом на основе доболгарских тюрков, проникавших большими массами в Среднее Поволжье вплоть до VI в. н.э., то есть до появления здесь болгар и суваров.
  3. Чувашский этнос сформировался в ХIII-ХVI вв. в результате смешения язычников-болгар, не подвергнувшихся кыпчакско-мусульманской ассимиляции, с марийскими и другими финно-угорскими племенами (предками мордвы, удмуртов и др.) при преобладающей роли тюркско-болгарского компонента.

Однако, этнос чувашей, татар, башкир – т. е. тех народов, которые своей историей тесно были связаны с волжскими болгарами, – самостоятельно завершился относительно поздно, лишь в XIII-ХVI вв. Интересно, в чем конкретно обнаруживается болгарское наследие у чувашей? Самый фундаментальный аргумент – язык, ибо чувашский – единственный сохранившийся язык болгарской ветви. Он отличается от всех других тюркских языков тем, что звуку "з" в них в чувашском языке соответствует звук "р" (так называемый ротацизм), а звуку "ш" соответствует звук "л" (ламбдаизм). Ротацизм и ламбдаизм характерны и для болгарского языка. Например, чув. хер (девушка) – общетюркск. кыз; чув. хёл (зима) – общетюркск. кыш и т. д.

В развитии болгарской теории происхождения чувашей огромную роль сыграли открытие чувашских слов в текстах поволжско-болгарских надгробных надписей ХIII –ХVI вв., сделанное в XIX в. казанским исследователем X. Фейзхановым, и обнаружение элементов языка чувашского типа в древнем славяно-болгарском источнике – "Йменнике болгарских князей".

Предки болгарских племен, как и всех тюрков, вышли из Центральной Азии. На этой обширной территории еще с III тысячелетия до н. э. широко были расселены древние предки тюркоязычных народов – гунны (хунну). По соседству с гуннами и другими тюрками обитали также монгольские, тунгусо-маньчжурские, финно-угорские, ираноязычные, индоевропейские племена, которые к III – II вв. до н. э. были покорены гуннами. Судя по имеющимся данным, гунны находились под сильным языковым, культурным влиянием китайцев. Основатель алтаистики Г. Рамстедт считал чувашский язык единственным остатков языка древних гуннов, а именно той группы, которая называла себя "булгар".

Более близкой этнической общностью, из которой вышли древние болгары, исследователи считают огуро-оногуров, в составе которых были, возможно, племена билу (пулу), бугу (бугур), чеши и пулей, обитавшие по северным склонам отрогов Тянь-Шаня ив верховьях Иртыша. Предположение о генетическом родстве этих племен и болгар находит подтверждение и в том, что этнонимы "бугу-пугуры" встречаются среди дунайских болгар, в этнографических параллелях, прослеживаемых в культуре и языке чувашей и современных тюркских народов Средней Азии, в этногенезе которых участвовали древнеболгарские племена. Область формирования сабиров (суваров, савиров) лежала тоже в районах верховий Иртыша.

Надо заметить, что время пребывания предков болгарских исуварских племен Центральной Азии запечатлелось в их культуре и языке настолько отчетливо, что оно не меньшее отражение находит и в культуре, особенно в языке, чувашей. Чуваши имеют ряд устойчивых этнографических и языковых параллелей с тюркскими народами Алтая и Южной Сибири, в частности с хакасами, уйгурами, алтайцами, шорцами, тувинцами. Это проявляется в общности элементов жилища, утвари, пищи, одежды, орнамента, вышивок и украшений, а также языческих религиозных верований, мифологии и фольклора, пентатонной основе народной музыки. В лексике и фонетике чувашского языка обнаруживаются более выраженные, чем у ряда других тюркских этносов, Монгольские языковые элементы (до 900 лексических соответствий, общая основа языков), что подтверждает выделение и монгол, и тюркоязычных предков чувашей именно из одной общности. Монгольские, тюркские и тунгусско-маньчжурские языки входят в алтайскую семью языков.

Кроме того, основные элементы древней религии саяно-алтайских тюрков находят проявление в комплексе языческого культа чувашей. Чувашский язык сохранил древнейшие слова, употреблявшиеся в эпоху слабой обособленности тюркских и монгольских языков.

Домашнее задание. Нарисовать национальный костюм.

Тема: "Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки ". Оперетта.

Цели.

  1. Познакомить с опереттой.
  2. Познакомить с композитором Дунаевским.
  3. Показать серьезную и развлекательную музыку.
  4. Показать сходства и отличия между оперой и опереттой.
  5. Убедить в негативном влиянии курения на здоровье.
  6. Продолжить прививать бережное” трепетное отношение к своему здоровью.

План урока

  1. Знакомство с композитором И.О. Дунаевским.
  2. Оперетта – знакомство с термином. История развития.
  3. Оперетта И.О. Дунаевского “Белая акация”.
  4. Песенка Герцога – слушание, анализ.
  5. “Эх, хорошо” – слушание, анализ.
  6. Выход Ларисы и 7 кавалеров” – слушание, анализ.
  7. Опера, оперетта (сходства, отличия).
  8. Влияние никотина на здоровье.
  9. Музыкальная викторина.
  10. Песня по желанию детей.
  11. Обобщение.

ХОД УРОКА

1. Дунаевский И.О.

Дунаевский всегда стремился писать доступно, содержательно, доходчиво, красиво. Учился на фортепиано, скрипке, в 10 лет поступил в музыкальное училище. В 1919г. окончил консерваторию с золотой медалью. Творческое наследие композитора: – музыка к 28 кинофильмам, – музыка к 30 театральным постановкам, -12 оперетт, – 2 кантаты, – 2 балета, – множество танцевальных пьес для эстрадного оркестра.

2. Оперетта – знакомство с термином. История развития

Оперетта – (маленькая опера) – музыкально-сценическое произведение комедийного характера, сочетает в себе вокальную и инструментальную музыку, танец, разговорный диалог. Оперетта сложилась в середине XIX века в Париже. Оперетты писали:

  • австрийский композитор Карл Целлер "Карбонарии", "Бродяга", "Продавец птиц";
  • английский композитор Артур Салливена "Бокс и гребля", "Суд присяжных", "Фрегат его величества", "Контрабандист";
  • русский композитор Мусоргский Модест Петрович – ряд сатирических произведений "Семинарист", "Классик";
  • русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков – сатира "Золотой петушок";
  • советский композитор Лысенко – сатирическая опера "Энеида";
  • советский композитор Гаджибеков – комедия "Муж и жена".

З. Оперетта И.О. Дунаевского “Белая акация”

Последняя оперетта Дунаевского "Белая акация" или "Песня об акации". (Выступление ученика).

4. Песенка Герцога – слушание, анализ.

(Слушание "Песенки Герцога").

Определите, к какой области относится эта музыка – к легкой или серьезной?

К какому жанру относится эта музыка? (Песня-вальс).

Вся музыка построена на "Трех китах", причем у Дунаевского чаще имеются сочетания "песня-танец" и "песня-марш ", чем песня в чистом виде, не окрашенная ни маршевым, ни танцевальным колоритом.

5. “Эх, хорошо” – слушание, анализ

(Слушание "Эх-хорошо").

Какой кит, и в каком сочетании?

О чем поется в произведении?

6. Выход Ларисы и 7 кавалеров” – слушание, анализ

"Выход Ларисы и 7 кавалеров" – сцена взята из оперетты. Участники обеих сцен – подруги Тоня и Лариса и 7 парней, которые шутливо названы "кавалерами" – молодые моряки, отправляющиеся в далекую китобойную экспедицию.

К какой музыке можно отнести “Песню об Акации” и “Сцену Ларисы и 7 кавалеров”? (Ответы детей).

  • “Песня об Акации” может быть отнесена и к легкой и к серьезной музыке.
  • “Сцена Ларисы и 7 кавалеров” – несомненно, только к легкой музыке.

7. Опера, оперетта (сходства, отличия)

Каковы же сходства и различия оперы и оперетты?

Оперетта близка к опере, так как в ней участвуют хор, солисты, оркестр, почти всегда балет.

Отличия:

  • – опера даже комическая, никогда не бывает развлекательной, а развлекательность оперетты – основной ее признак;
    – разговорная речь в опере – явление редкое, а в оперетте, не только обычное, но даже обязательное.
  • – опера – музыкально-сценическое произведение серьезного характера, а оперетта – музыкально-сценическое представление легкого характера.

Какой можно сделать вывод, сравнив оперетту “Белая акация” и оперу “Риголетто”? (Ответы детей).

Вывод. В сценах оперетты “Белая акация” – серьезная музыка вторгается в легкую, в отличие от оперы “Риголетто”, где легкая музыка (“Песенка Герцога”).

8. Влияние никотина на здоровье

Что такое табакизм? (Ответы детей).

Табакизм – хроническое наркологическое заболевание, вызванное постоянным воздействием на клетки и сосуды головного мозга, сердца психоактивного вещества – никотина. Наркотический эффект достигается двумя путями: прямым воздействием никотина на нервные клетки и нарушением их деятельности за счет несбалансированной доставки кислорода. Табак – растение, встречающееся в южных широтах в виде кустов. Что же представляет собой растение табак? Оно принадлежит к семейству пасленовых, которое включает более 50 разновидностей. Помимо белков и углеводов в листьях табака содержатся: никотин, фенолы, смолы, эфирные масла, метиловый спирт, зола, мышьяк, свинец, кадмий. Компоненты табачного дыма возникают в процессе горения. Горящая сигарета – это настоящая химическая фабрика, производящая более 4 тысяч различных химических веществ, и из них 40 вызывают болезнь – рак. Самое ядовитое для организма вещество – никотин. Затем по степени вредности следуют радиоактивные вещества, угарный газ. Угарный газ, соединяясь с гемоглобином, образует карбоксигемоглобин, то есть наступает такое же состояние, когда о человеке говорят “угорел”, только в значительно ослабленном виде. Сначала повреждаются все отделы дыхательного пути, со слюной яд попадает в желудок, кровью разносится по всему организму. По типу “немедленного воздействия” отравляющие вещества влияют на клетки головного мозга, по “затяжному” типу, замедленно и незаметно для курящего, отрицательно сказывается на коже, костях, крупной хрящевой ткани, в особенности позвоночника. Воздух, наполненный табачным дымом, у некурящего вызывает жжение и зуд глаз, слезотечение, а при частом “пассивном” курении могут возникнуть практически все те же заболевания, что и у курильщика, стой лишь разницей, что значительно позже. Кожа лица у курильщика становится тонкой, морщинистой и дряблой, ногти – ломкими. Перерождается хрящевая ткань, межпозвоночные диски. Курящий человек мог бы быть выше на 3-4 см, если бы не курил. Изменяются не в лучшую сторону и волосы. Очень рано и быстро гниют и выпадают зубы, у курящего всегда плохо пахнет изо рта, не помогают ни жевательные резинки, ни зубные пасты.

Так, чем же вредно курение для организма? (Ответы детей).

9. Музыкальная викторина

Музыкальная викторина с фрагментами песен. (Какая музыка – легкая или серьёзная?)

10. Песня по желанию детей

11.Обобщение

  • Расскажите о композиторе?
  • Чем похожи и отличаются между собой опера и оперетта?
  • Чем вреден никотин для организма? Оценка знаний учащихся.

Домашнее задание. Сочинить песню о борьбе с курением на мотив любой известной песни.